Изучаем Концепцию развития производства электротранспорта
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Изучаем Концепцию развития производства электрического автотранспорта в России. Точки над «ё» расставлены

Мало кто у нас читал Конституцию России от начала и до конца, и ещё меньше людей удосуживались читать законы или какие-либо иные правительственные документы. Но иногда чтобы понять суть происходящего и вектор развития, принятый руководством страны, надо углубиться в подобные документы. Что я и сделал.

23 августа 2021 года распоряжением №2290-р Правительство России утвердило Концепцию по развитию производства электрического автотранспорта на период до 2030 года. Это объёмный документ, описывающий видение Правительства развития производства электротранспорта, необходимых компонентов и зарядной инфраструктуры.

Понятно, что любые концепции это видение развития и взгляд в будущее из сегодняшнего дня, при имеющихся ресурсах. Но как мы видим по стратегиям развития крупнейших мировых автопроизводителей, подобные концепции зачастую пересматриваются уже примерно через год-два после их принятия. И что касается производства электромобилей и аккумуляторов, то пересмотр пунктов этих стратегий и концепций идёт в сторону ускорения и увеличения первоначальных показателей. Так что, вполне можно предположить, что и Концепция принятая российским Правительством, описывающая горизонт до 2030 года, через пару лет претерпит существенные изменения, и именно в сторону ускорения реализации её пунктов с одновременным ростом ключевых показателей.

Чтобы вы понимали. Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом “О стратегическом планировании в Российской Федерации”. То есть надо понимать, что и в России электромобилизация это неизбежное, и это часть стратегии развития. Кто это отрицает или пытается противостоять, тот либо глупец, либо вредитель, либо просто лоббист конкретных бизнес структур, которые неизбежно вымрут, как динозавры, уступившие место млекопитающим.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

Итак, давайте выделим главные составляющие российской Концепцию по развитию производства электрического автотранспорта.

План имеет несколько этапов реализации. Первой временной отметкой значится 2024 год. Многие понимают, что этот год по некоторым причинам может стать ключевым в дальнейшем развитии страны.

Поспешай, но медленно

В пресс-релизе Правительства сразу говорится, что

к 2024 году в России планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций для них, из которых не менее 2,9 тыс. штук – быстрые зарядные станции

Это весьма скоромный показатель по мировым масштабам и существующей скорости электромобилизации и развития зарядной инфраструктуры. Однако для нашей страны и этот уровень можно считать вполне хорошим началом.

По итогам первого [этапа] (до 2024 года) будет подготовлена база для массового производства электромобилей. По итогам второго (2025–2030 годы) их выпуск должен достичь 10% от общего объёма производства транспортных средств в стране. Всего же, как ожидается, в процессе формирования новой отрасли будет создано не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест

Тут можно сказать, что Правительство весьма осторожничает. 10% выпуска электромобилей от общего объёма к 2030 году это не просто ничто, это просто не будет отражать реальных мировых тенденций. К этому году многие крупнейшие автопроизводители если вообще не перестанут производить ДВС-автомобили, то именно их объём будет на уровне 10% или даже менее. Поэтому я выше и сказал, что предполагаю, что уже через пару лет эта Концепция претерпит существенные правки. Ранее мы уже писали, что такие компании как Renault (в Группу которого входит АвтоВАЗ) и китайская Chery рассматривают возможность начала производства своих электромобилей на территории России в текущем десятилетии. Ждать похожих анонсов от других компаний, думаю, осталось не долго. Вероятно, что следующими станут VW и Tesla.

Всё на благо клиента

Далее в пресс-релизе говорится про преференции для покупателей и производителей электромобилей. Зачастую можно услышать от противников электромобилизации, что, почему якобы за счёт них будут давать какие-то преференции электромобилистам. Интересно, а почему они думают, что это будет за их счёт? Хотите получить такие же бонусы, тогда пересаживайтесь на электрокар. Благо их цена стремительно сравнивается с ценой на ДВС-автомобиль, а пробег на одной зарядке сравнивается с пробегом на одном баке горючки.

со следующего года планируется запустить эксперимент по свободному проезду электромобилей по платным дорогам. Кроме того, производителям электротранспорта и аккумуляторов будут доступны субсидии на софинансирование затрат, связанных со строительством заводов, а также специальные инвестиционные контракты (СПИК). На аналогичную поддержку смогут рассчитывать и производители водородных топливных элементов

Тут ещё интересен пункт по субсидиям и софинансированию затрат на строительство заводов. Знаю, что уже сегодня ведётся работа строительству одного автомобильного производства близ московского региона. Будет ли в нём электрическая составляющая, узнаю чуть позже, и сообщу вам.

Развитие инфраструктуры

Важной составляющей Концепции является пункт о стимулировании развития зарядной инфраструктуры. Уже сегодня в России начинают активно развиваться частные зарядные сети, к примеру, Green Drive, о которой недавно в ЗТС был материал. В немалой степени это стало возможно благодаря тому, что сегодня зарядка электромобилей стала считаться Услугой, а не Розничной торговлей электроэнергии.

Необходимое условие для более активного использования электротранспорта – создание разветвлённой сети зарядных устройств. Для этого уже осенью Правительство определит перечень территорий, на которых начнётся формирование такой инфраструктуры. Также будут приняты правила предоставления субсидий на открытие станций… К 2030 году запуск в эксплуатацию не менее 72 тыс. штук зарядных станций, из которых не менее 28 тыс. штук – быстрые зарядные станции; запуск в эксплуатацию не менее 1000 водородных заправок

Вот это уже вполне себе интересные цифры. И они уже сегодня говорят о том, что у бизнеса, даже малого и среднего, открываются новые горизонты и перспективы. Просто надо посмотреть незашоренным взглядом. И тут надо понимать, что количество зарядных станций и количество портов зарядки это разные вещи. Сейчас одна зарядная станция зачастую оснащается двумя-тремя зарядными портами. То есть от одной станции может, к примеру, заряжаться два электромобиля одновременно. Это уточнение я привожу для того, что объяснить следующие слова Концепции:

Сбалансированный сценарий развития инфраструктуры электрозарядных станций к 2030 году потребует наличия 144 тыс. зарядных станций (портов) (1,4 млн. электромобилей к 2030 году, 10 электромобилей на 1 электрозарядную станцию, 60 процентов которых являются медленные электрозарядные станции)

Мощность имеет значение

В Концепции описываются и базовые мощностные параметры зарядных станции, которые, как минимум, должны устанавливаться по всей стране. Естественно, станции подразделяются на медленные и быстрые. То есть клиент должен иметь выбор скорость зарядки, исходя из своих потребностей в конкретный момент, и финансов.

Для выполнения расчетов принимались во внимание следующие виды зарядных станций: медленные электрозарядные станции – за 1 час получаемая энергия равна дистанции от 6 до 90 км (44 кВт/ч); быстрые электрозарядные станции – получение 90 процентов заряда батареи за 20 минут (150 кВт/ч)

И тут также надо понимать, что тут речь идёт исключительно про коммерческие и общественные зарядные станции, которыми электромобилистны будут пользоваться в дальней дороге, либо в течении для, если вдруг заряда не хватает. Но как мы сообщали ранее, основываясь на статистике по зарядке в Европе, Китае и США, примерно 70% зарядных сессий будет приходиться на зарядку в гараже своего дома, дачи, или на стоянке ночью, по ночному тарифу, и естественно медленной зарядкой.

Экономическая эффективность

Важным моментом является экономическая эффективность работы зарядной инфраструктуры. В связи с незначительным на сегодня объёмом электромобильного парка в России этот момент также учитывает Правительство в Концепции

Дальнейшие операционные расходы на эксплуатацию составляют 80 – 120 тыс. рублей на медленную электрозарядную станцию, и 150 – 300 тыс. рублей на быструю электрозарядную станцию. Анализ зарядных станций в Индии и США показал, что средний срок окупаемости электрозарядной станции составляет от 7 до 10 лет, при этом параметр зависит от парка электромобилей в стране. В Российской Федерации аналогичный проект является коммерчески эффективным только в перспективе. В связи с этим важным аспектом при реализации программы развития инфраструктуры является активное содействие государства (компенсация до 60 процентов расходов). Для формирования бесперебойного движения по территории Российской Федерации максимальное расстояние между двумя ближайшими станциями зарядки на дорогах общего назначения не должно превышать 100 километров… В условиях крупных мегаполисов целесообразно размещение зарядных станций на расстоянии не более 4 кв. километров

То есть государство готово помогать бизнесу развивать зарядную инфраструктуру, беря на себя часть расходов. При этом плотность станций должна быть такова, что даже на старом Nissan Leaf можно было бы спокойно совершать дальние поездки.

Экономическая эффективность важна не только зарядным сетям, но прежде всего самим владельцам электромобилей. Будем откровенны, некоторые, кто покупает электромобили в первую очередь думают именно про экономию семейного бюджета, которую даст электрокар. Экологические бонусы тут могут быть на втором месте.

Эта тема также получила своё освещение в Концепции. В частности в неё даётся общее сопоставление электрического Nissan Leaf и бензиновой Skoda Octavia.

На сегодняшний день разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. рублей. При этом эксплуатация электротранспортного средства уже может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. километров ежегодно в течение не менее 5 лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу суммы, что делает выгодным использование электромобиля, как минимум, в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринг) в условиях города (сопоставление проводилось для Nissan Leaf и Skoda Octavia)

Интересные цифры, особенно относительно среднегодового пробега. Скажу по своему опыту. До кризиса, в среднем за год я наматывал на одометр более 50 тыс.км. за год. Сейчас многие в раз сократили этот показатель. Но и цены на электромобили стремительно сравниваются с бензиновыми. Так что тот расчёт окупаемости, который указан в Концепции сегодня лет через пять уже бут неактуален.

Аккумуляторная стратегия

Развитие отечественного батарейного производства это один из краеугольных пунктов в электромобильной стратегии Правительства. И как вы знаете по нашим статьям, точно такую же линию проводят в Китае, Евросоюзе, и в США. Это общая для развитых стран стратегия.

В российской Концепции прямо говорится, что аккумулятор является критическим компонентом

электромобиля, на который приходится до 50 процентов стоимости электромобиля. Поэтому развитие собственного аккумуляторного производства является одним из ключевых моментов для создания в стране электромобильного производства. В наших материалах мы постоянно, уже в течении более 4,5 лет рассказываем о том, что ведущие автопроизводители создают собственное аккумуляторное производство. Так как это один из ключевых моментов, то естественно каждый автопроизводитель заинтересован в том, чтобы этот элемент был фирменным. Эту стратегию отразили и в Концепции, приведя в пример BMW, Volkswagen и Tesla.

Кстати, теперь противники электромобилизации теряют ещё одну “карту”, когда в правительственном документе в пример приводится Tesla. И это не всё. В этом же пункте, далее, выбивается ещё одна “карта” у противников электромобилей. Но об этом чуть позже.

Что касается аккумуляторов, то, судя по Концепции, Правительство будет делать основную ставку на аккумуляторное производство, которое будет создавать топливный дивизион ГК “Росатом”, в лице компании Рэнера. Об этом мы уже вам сообщали на днях, когда рассказывали о подписании документов предваряющих строительство российской Гигафабрики в Калининградской области. В Концепции говорится, что новый аккумуляторный завод будет иметь начальную производственную мощность не менее 2 ГВт/ч продукции в год, но при необходимости его можно будет увеличить в 6 раз. Не рекордный показатель, но вполне реалистичный.

А теперь самое интересное, что касается аккумуляторов для электромобилей в России. И именно этот пункт постоянно, из раза в раз, противники электромобилей выбрасывали в дискуссиях, как им казалось на их взгляд, самый неоспоримый аргумент – Россия северная страна, и электромобили тут не приживутся. Но в Концепции отмечается, что уже сегодня в мире ведутся работы по созданию низкотемпературных аккумуляторов, способных устойчиво работать при температурах ниже -30°С. При этом, естественно, электрокары “системами термостатирования аккумуляторов”. Скажем проще – системами активного терморегулирования, которые не дают аккумуляторам перегреваться или промерзать.

И теперь самое главное.

Более того, около 70 процентов населения Российской Федерации проживает в климатических поясах, в которых и нынешние технологии позволяют эксплуатировать электротранспортные средства

Всё. Как говорится, шах и мат. Точка поставлена.

Далее в Концепции говорится про развитие своего катодно-анодного производства. Тут на самом деле я не вижу каких-либо проблем. У нас в стране отличная научная школа, много талантливых физиков, химиков. Мы можем разработать самые передовые системы. Главное чтобы они оперативно и в необходимом объёме внедрялись в производство. У нас имеется вся необходимая сырьевая база, вплоть до собственных месторождений лития. То есть тут Россия абсолютно независимо ни от кого может спокойно налаживать аккумуляторное производство.

В документе прямо говорится, что Россия находится в десятке лидеров в мире по разведанным запасам лития, которые составляют 1000 – 1500 тыс. тонн. При этом сама добыча не налажена, а вместо этого мы ещё и импортируем около 1500 тонн. То есть тут тоже есть точки роста.

Запасы лития в других странах были пересмотрены и составляют до 73 млн. тонн. Ресурсы лития в Боливии составляют 21 млн. тонн, в Аргентине – 17 млн. тонн, в Чили – 9 млн. тонн, в Австралии – 6,3 млн. тонн, в Китае – 4,5 млн. тонн, в Конго (Киншаса) – 3 млн. тонн, в Германии – 2,5 млн. тонн, в Канаде и Мексике – по 1,7 млн. тонн, в Чехии – 1,3 млн. тонн, в Мали, Российской Федерации и Сербии – по 1 млн. тонн, в Зимбабве – 540000 тонн, в Бразилии – 400000 тонн, в Испании – 300000 тонн, в Португалии – 250000 тонн, в Перу – 130000 тонн, в Австрии, Финляндии и Казахстане – по 50000 тонн, Намибии – 9000 тонн

Тут конечно составители Концепции забыли упомянуть Францию, где начата экспериментальная добыча лития из рассолов геотермальных скважин, о чём мы вам рассказывали. Также, не упомянут Афганистан, где также найдены громадные запасы лития, сопоставимые с боливийскими. То есть, дефицита лития в мире нет. Тут тоже нет поводов для споров.

Отдельный раздел посвящён водороду и топливным элементам. Много внимания уделено снятию административных барьеров, созданию нормативной базы, которая помогала бы развитию инфраструктуры, производству, и пользованию электромобилями, среди которых есть пункт о возможном введении бесплатного проезда на электромобилях по платным дорогам.

Кстати, тут хотелось бы чуть вернуться к водородной теме. Как вы видите, Концепция это довольно объёмный документы, охватывающий все принципиальные вопросы, касающиеся развития электротранспорта, как аккумуляторного, так и водородного. Тут есть один момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание. Некоторые недобросовестные хайпожоры начинают вам рассказывать, что в России будет строиться на Камчатке некая гигантская приливно-отливная электростанция, на которой будет производиться водород. Так вот, в официальном правительственном документе об это нет ни слова. Из чего следует логичный вывод, что “материалы” про подобные проекты не более чем способ хайпануть на вау-эффекте, причём, на пустом месте.

konczepcziya-razvitiya-proizvodstva-elektricheskogo-avtotransporta-v-rossii-do-2030-goda

Заключительной и важной частью Концепции является “дорожная карта”, в которой указаны необходимые нормативные документы, мероприятия, ответственные министерства и ведомства и сроки принятия решений, для реализации пунктов Концепции. Основной объём нормативной базы уже разрабатывается, и должен быть принят в течении пары лет, начиная с этой осени. Всё самое интересное впереди.

Оставайтесь с нами. Будем вмести идти в будущее…

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий