Первое российское электрошоссе Москва - Сочи

Зелёная Точка Старта

ЗЕЛЁНАЯ ТОЧКА СТАРТА

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Первое российское электрошоссе Москва — Сочи

Несколько дней назад состоялось примечательное событие. В Сочи были введены в строй 4 быстрые зарядные станции для электромобилей сети Green Drive. 3 станции мощностью по 120 кВт (DC коннекторы ChadeMo, CCS Combo2 + AC Type 2 на 22 кВт) и одна станция на 60 кВт DC. Это станции по-настоящему частной коммерческой сети. И это только начало грандиозной работы, которая изменит представление об электромобилях у многих россиян. Почему? На этот и другие вопросы ответит генеральный директор Green Drive Сергей Яковлев, который с недавних пор также является автором в ЗТС.

Интервью с Сергеем Яковлевым

Станислав Макухин (С.М.) — Сергей, про развитие проекта вашей компании я спрошу чуть погодя. Сначала, несколько общий вопрос. Я бы сказал идеологический. Почему вы решили заняться развитием зарядной инфраструктуры в России, и именно сейчас? Тут, конечно, будет идеологический момент, визионерский, но тут есть и экономика. Вы же, по сути, вкладываете деньги в то, что прямо сегодня или завтра не даст прибыль, тем более в «несколько концов», как привыкли думать бизнесмены, вышедшие из 80-х и 90-х годов. Признаюсь честно, даже в моём окружении до сих пор есть люди, которые говорят «да ну, электромобили, у нас это будет не скоро…». Вы же, по сути, практически один из пионеров реальной коммерциализации электромобильной сферы.

Сергей Яковлев (С.Я.) – Станислав, спасибо за очень правильный вопрос. Его задают многие партнеры, и друзья, и родные. Для нас не стоит вопрос с перспективами так называемого «нового энергетического перехода». Вопрос лишь в том, насколько быстро это произойдет. Не будем, при этом, вдаваться в цифры и статистику по рынкам ВИЭ, электромобилям и литий-ионным аккумуляторам, многие читатели Вашего портала и так регулярно получают массу интересных данных в Ваших публикациях. Для нас важно быть первыми, ну или, хотя бы, в лидерах, зарождающегося рынка зарядной инфраструктуры в России.

Имея одинаковые взгляды на перспективы рынка с нашим Учредителем, который, кстати, также является владельцем электромобиля со всеми вытекающими отсюда последствиями и проблемами с публичными зарядными станциями, мы убеждены, что инициатива по созданию и развитию зарядной инфраструктуры быстрого типа заметно повлияет на рост рынка электромобилей, в том числе в секторах электротакси, электрокаршеринга и электрического легкого коммерческого транспорта LCV.

В качестве удачного примера можно привести Норвегию, где сначала с помощью государства и частных инвестфондов была создана зарядная инфраструктура по всей стране, и только после этого жители страны и компании стали активно приобретать электромобили и, как Вы знаете, по итогам августа 2021г. В Норвегии продажи электромобилей составили 72% от общего числа реализованных автомобилей. Всё, ДВС уходит с этого и других рынков. Зарядная инфраструктура при этом только расширяется, появляются станции ультрабыстрой зарядки мощностью 350 кВт и стало возможным совершать длительные путешествия по Европе на электромобилях максимально комфортно. Почему именно сейчас мы решили заняться проектом развития зарядной инфраструктуры – ответ прост. Статистика роста рынка электромобилей в России демонстрирует кратный рост год к году и рынок мог бы расти быстрее, но главное препятствие для многих потенциальных покупателей электромобилей — это недостаточно развитая инфраструктура зарядных станций, особенно быстрого типа. Другой проблемой рынка зарядных станций в РФ является достаточно негативный имидж имеющихся сетей зарядных станций в стране и, зачастую, отсутствие коммерциализации имеющихся зарядных станций. Попросту говоря, зарядка на множестве станций – бесплатная или «условно платная», и такие станции часто не обслуживаются и не работают как положено.

С.М. — Вы, реализуя стратегию своей компании Green Drive, как я уже сказал выше, практически один из пионеров, которые развивают зарядную инфраструктуру в России. И вы это делаете сегодня, не дожидаясь того, когда Правительство примет анонсированную ранее программу развития зарядной сети по главным федеральным трассам. Причём это программа с многомиллиардным финансированием. Вы идёте впереди. Рассчитываете ли вы на содействие государства, в какой-либо форме? Есть ли оно сегодня? Может быть какие-либо преференции по налогообложению, или по аренде или продаже земли под эти инфраструктурные объекты?

С.Я. – Мы действительно начинали свой проект без оглядки на возможные преференции и гос.поддержку в будущем. Ещё раз повторюсь, мы верим и понимаем, что рынок электромобилей, а, значит, и зарядной инфраструктуры будет развиваться быстро и глобально. Сейчас важно создать разветвленную сеть быстрых зарядных станций на трассах между крупными городами страны и предоставить, долгожданную многими электромобилистами, услугу настоящей быстрой зарядки с удобным и простым способом управления зарядной сессией через мобильное приложение, а также современным и безопасным интерфейсом оплаты услуг по зарядке. И, конечно же, очень важно то, что наш партнер в лице компании Контрол Лизинг, развивая парки такси на электротяге и прорабатывая масштабные проекты привлечения электромобилей в такси и каршеринг, пригласил нашу компанию в совместный проект в Сочи и доверил нам создание сети быстрых ЭЗС под зарождающийся там парк такси-электромобилей. Таким образом развитие парков электромобилей и зарядных станций идет параллельно, обеспечивая высокую загрузку электротакси на популярном круглогодичном курорте и обеспечивая постоянную загрузку наших зарядных станций.

Мы и наши Партнёры, как и другие немногочисленные участники рынка зарядных станций, очень хотели бы получать реальную поддержку государства, тем более, что при первоначальных крупных инвестициях в быстрые ЭЗС (стоимость каждой быстрой зарядной станции – от 1,5 до 3 млн.руб.) затруднительно продолжать развивать широкую сеть зарядных станций, не имея достаточно высокой загрузки станций зарядки (в России пока насчитывается около 12 тыс.электромобилей). Затраты на подготовку площадки под установку зарядной станции и строительно-монтажные работы с прокладкой силового кабеля – также капиталоемкие мероприятия и компенсация затрат здесь была бы очень правильным решением. И, конечно, аренда площадок под установку зарядок и под размещение парковочных мест для электромобилей у станции зарядки – это затраты, которые мы, как инвестор, несем постоянно, независимо от уровня загрузки наших зарядных станций. В настоящее время механизмов компенсаций затрат по покупке-установке-подключению зарядных станций не существуют и мы ожидаем принятия решений на уровне ведомств в ближайшее время.

С.М. — Я недавно брал интервью у одного московского электромобилиста, владельца Tesla Model 3, и он в том числе сказал, что заказал новые более «дальнобойные» Tesla, в том числе чтобы спокойно ехать на Юг, в Сочи. И это нужно в том числе и по той причине, что ближайшая хорошая быстрая зарядка аж в Воронеже. То, что планируете реализовать вы, я бы назвал созданием электрошоссе Москва-Сочи. Расскажите подробнее об этом проекте. Через сколько километров будут располагаться ваши станции…?

С.Я. – Проект размещения наших быстрых зарядных станций вдоль трассы М4 Дон также является совместным проектом Грин Драйв и Контрол Лизинг. Задача-минимум – установить быстрые зарядки через каждые 200-250 км, включая города-сателлиты трассы М4 Дон. Такую задачу мы хотим выполнить в ближайшие 7-9 месяцев. Пока мы рассматриваем локации, где уже существуют свободные электрические мощности для подключения зарядных станций. К сожалению, выбор локаций, удовлетворяющих требованиями по размещению и по мощностям, невелик. Целая команда из Контрол Лизинг и мы ведем активную работу по поиску локаций, заключению договоров и оценке объемов работ. В ближайших планах подготовить места и установить быстрые зарядные станции в Ростовской обл., между трассой М4 Дон и г. Шахты, а также около Краснодара.

Задача-максимум – установка зарядных станций по «электрошоссе» через каждые 100-150 км, что потребует заметно больше времени и ресурсов, связанных с проектированием и техприсоединением к электрическим сетям там, где мощностей для подключения зарядных станций не достаточно.

С.М. — Теперь перейдём к технической части. Сергей расскажите про зарядки, которые вы недавно запустили в Сочи. Что это за зарядки, их мощностные характеристики. И что очень важно, а какой тариф на них действует? У вас покиловатнная тарификация или поминутная?

С.Я. – Зарядные станции, запущенные в работу в разных районах Сочи – это 3 станции мощностью 120 кВт для быстрой зарядки и 22 кВт по медленной зарядке от авторитетного австрийского производителя Kostad (партнер Siemens и использует комплектующие Siemens). По постоянному току быструю зарядку можно осуществлять с наиболее распространенными коннекторами Chademo и CCS Combo 2. Ещё одна станция, установленная у отеля Имеретинский, это отечественная быстрая ЭЗС от Парус-Электро (Москва), компании, которая занимает лидирующие позиции по разработке и производству зарядных станций в России и имеет высокий уровень локализации производства ЭЗС. Мощность этой станции 60 кВт и одновременно она может заряжать 2 электромобиля по быстрому типу, имея функцию динамического распределения мощности между силовыми модулями.

Через мобильное приложение Electro.cars, разработанное компанией ГринДивижн, оплата за зарядную сессию происходит по полученным электромобилем киловатт-часам. Установлен тариф – 17 руб./кВтч, что соответствует среднерыночному уровню в России для зарядных сессий. Что немаловажно для всех наших Клиентов — доступ к нашим зарядным станциям свободный круглосуточно и на наших зарядных станциях не надо платить за парковку электромобилей во время их зарядки.

С.М. — Сергей, вопрос который рано или поздно, но всё равно тоже нужно будет осветить. На ископаемотопливных АЗС есть «танки» для хранения топлива. Такой же принцип уже реализовывается за границами России, когда на коммерческих зарядках есть накопители энергии, и плюс ко всему, если есть место, то и локальная ВЭИ-генерация. Логично, что на зарядном комплексе должен быть и резервный накопитель энергии. Что-то в этом плане в вашей сети будет?

С.Я. – Безусловно, мы знаем и видим технологии применения систем накопления энергии на базе литий-ионных аккумуляторов, а также локальные солнечные станции на зарядных станциях для электромобилей. Наша компания планирует применять такие решения для отдельных локаций, особенно в южных регионах России, но чуть позже. Ещё раз повторюсь, что наша текущая цель — не создание самых современных (и дорогих по инвестициям), а быстрое создание доступной работающей сети быстрых зарядных станций под единой платформой управления/платежей и контроля состояния станций, с налаженной техподдержкой в режиме 24/7. Мы понимаем, что в нашей стране с большими расстояниями и бескрайними территориями, не все локации смогут обеспечить достаточную мощность для электроснабжения зарядных станций, поэтому накопители энергии с применением ВИЭ-источников энергии – распространенное в мире и эффективное решение. Тем более, что в России есть производители и систем накопления энергии и солнечных модулей.

С.М. — Возвращаясь к электрошоссе. Вы пока огласили планы развития своей сети на нескольких федеральных трассах. Это замечательно. Но я хотел бы поговорить о региональных дорогах, которые идут параллельно федеральным, или соединяют их. Там тоже идёт не маленький поток авто, и, конечно, с каждым годом в нём будет всё больше электромобилей. Вы планируете ограничиться федеральными дорогами или региональные тоже рассматриваете как потенциальное направление развития?

С.Я. – У нас есть предложения от регионов и от электромобилистов по установке зарядных станций. Объять необъятное мы точно не сможем. Мы готовы обсудить и установить быстрые зарядные станции в тех городах и регионах, которые выросли и созрели до необходимости установки быстрых станций зарядки и где создаются парки электротакси и электрокаршеринга. Это нужно, чтобы иметь гарантированную постоянную загрузку станций зарядки. Просто так, для галочки или очередной метки на карте, мы не готовы инвестировать существенные средства в дорогое, как Вы понимаете, оборудование, работы и услуги на площадках. И также мы не хотим «застревать» и терять время в бюрократических процедурах согласований по выделению эл.мощности, земельных участков и техприсоединению к сетям, поэтому по данным вопросам мы ожидаем поддержки как регионов и муниципалитетов, так и собственников удобных и доступных локаций под размещение зарядной инфраструктуры.

С.М. — Сергей, что бы вы хотели от себя сказать читателям «ЗТС»?

С.Я. – Читателям Зелёной Точки Старта мы хотим пожелать скорого наступления того момента, когда поездки на электромобилях на дальние расстояния станут комфортными и недолгими благодаря быстрым зарядным станциям. Мы знаем и видим, что много компаний начали работать в этом направлении и из отдельных городов и регионов уже слышны позитивные отзывы о работе, доступности и комфорте эксплуатации быстрых зарядных станций. Мы поддерживаем и участвуем в этом тренде и ожидаем заметного количественного роста парков электромобилей, как в частном пользовании, так и под управлением крупных агрегаторов такси и каршеринга. Нам не избежать участия в мировом тренде электромобилизации страны, тем более, что Правительство России наконец приняло и утвердило Концепцию развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры до 2030 года. Впереди очень много работы по созданию действительно широкой сети зарядных станций и этой работы хватит всем, от производителей оборудования и до финансовых институтов в части предоставления льготных кредитов и лизинговых услуг! Закончу с того, с чего начинал. Норвегия — страна с северным климатом и населением всего чуть более 5 млн.жителей в середине 2010-х годов создала обширную сеть зарядных станций, за счет государственного финансирования и частных инвестиций. Построена сеть из 16 тыс. публичных зарядных станций, включая более 3 тыс.шт. быстрых станций. Через каждые 50 км. дорог имеются, как минимум 2 быстрые зарядные станции. Нам всем есть к чему стремиться…

___________________________

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
%d такие блоггеры, как: