Коммунальная техника, это тоже вид транспорта. Поэтому этот вид транспорта тоже коснётся процесс электрификации, а местами и роботизации. Основы этого будущего закладываются уже сегодня в сотрудничестве государственных органов и частных компаний. И это не голословные утверждения о прекрасном будущем российских городов. Конкретные технические решения уже созданы, и тестируются в условиях реальной работы.
Недавно в Технопарке «Сколково» прошла конференция «Комплексное развитие технологий содержания и уборки городской инфраструктуры». Инициатором конференции стала компания «Меркатор». В конференции приняли участие разработчики коммунальной техники, систем провода, систем дистанционного и непосредственного управления техникой, управления и анализа потоков движения, а также представители государственных структур.
В целом конференция получилась интересной и информативной, так как докладчики, если можно так сказать, каждым последующем выступлением показывали, что уже создано, как это работает, и как это будет вписываться государственную политику в плане развития электротранспорта и улучшения экологии в городах.
Подробно на выступлениях докладах останавливаться не буду, к тому же, некоторые из них были не для публичного озвучивания. Отмечу только то, что касается непосредственно коммунальной техники будущего, которая кое-где уже и настоящее.
Беспилотные роботы-уборщики и уборщики малого класса
Павел Теплов, как организатор конференции «Комплексное развитие технологий содержания и уборки городской инфраструктуры», представил видение компаний «Меркатор» и «Автономика». Наши читатели уже знакомы с беспилотным роботом-уборщиком «Пиксель» компании «Автономика».
Сейчас этот робот уже работает в тестовом режиме на некоторых территориях, а в ближайшее время весь комплекс Технопарка «Сколково» станет экспериментальной территорией, где «Пиксель» будет выполнять свою работу. Помимо этого, так как это, естественно, электрическая машина, необходима проработка создания соответствующей технической инфраструктуры, в том числе с зарядной составляющей.
Понятно, что автономные боты и управляемые машины подобного класса будет не универсальны, а будут иметь свою нишу и фронт работ. В принципе в коммунальных работах не универсальных машины. Роботы-уборщики и управляемые машины малого класса в основном будут работать на «лёгких» направлениях – мусоросборка, подметание от пыли, листвы, песка и небольшого снега.
Место применения, это конечно же тротуары, пешеходные территории, придомовые проходы и проезды.
На сегодня как минимум 4 российских производителя сделали электрические уборочные машины малого класса. Это, как уже говорилось выше, беспилотный бот «Пиксель» компании «Автономика», а также, компания «Конкордия» сделала уборочную машину «АПИС электро», «Туламашзавод» на базе своего внутризаводского электрического грузовичка «Муравей» сделал коммунальную уборочную машину, компания «АИР Магистраль» представил универсальную электрическую платформу «Илья Муромец».
Электрические тракторы
В классе «классических» тракторов совсем недавно мы представили электротрактор «Универсал» СИЛАНТ. Эта машина уже имеет ту энергоснаряжённость, которая позволила бы заменить всем знакомый «Беларусь».
Кстати, надеюсь, что и наши белорусские коллеги всё же сделают городской электрический трактор. Уже пора.
Тюменская компания «Ермак» создала электрический минитрактор на базе платформы «ElectroBase». Эта машина по классу чуть меньше, чем вышеперечисленные, но она хорошо бы подошла для уборки в ограниченных пространствах.
Московское КБ «Вымпел», в линейке своей гражданской продукции, создало электрический мини-погрузчик на платформе HARD-E.
Эта машина, с соответствующим навесом, вполне могла бы заменить в городе уборочные машины класса «Bobcat».
Электрические мусоровозы
В этом классе уже есть несколько вариантов, которые можно реализовать в самые короткие сроки.
Электрические и гибридные платформы, на базе которых можно производить городские мусоровозы, представили российские «УРАЛ» и «КАМАЗ», а также белорусский «МАЗ».
Зарядная инфраструктура будущей электрической коммунальной техники
Зарядная инфраструктура, точнее её сегодняшнее отсутствие, именно для коммунальной и уборочной техники, это даже не проблема, а лишь новый фронт для огромной работы. Спросите, где и как заряжать все эти уборочные трактора и мусоровозы.
Элементарно. Вся коммунальная уборочная техника располагается на своих базах, обладающих совсем не маленькими площадями и подведёнными мощностями. И именно эти базы городской уборочной и спецтехники станут объектом будущей трансформации. Это уже будут не территории, где пахнет маслом и соляркой, а они превратятся в чистые, зарядные хабы. Причём, здесь будут комплексы не только с классической зарядкой по кабелю, но также здесь будут роботизированные комплексы Swap-технологий.
Да, чтобы уборочная техника имела возможность работать в режиме 24/7 подавляющее большинство будущей техники этого класса и назначения будет иметь опцию быстрой замены тягового аккумулятора. И такие системы уже разрабатываются, в частности, одним из подразделений Volkswagen.
P.S.
Мы хотим, чтобы улицы наших городов были чистыми, а тем более дворы, тротуары и проезды жилых кварталов. Но при этом также было бы здорово, чтобы уборочная и коммунальная техника, особенно если она работает ночью и с раннего утра, не мешала своим шумом, не коптила воздух дизельным смогом, и не заливала проезды, тротуары и газоны «радужными» пятнами моторного масла, смазки и солярки, что сейчас происходит повсеместно.
И чтобы всё было тихо и чисто, особенно в жилых кварталах, сейчас начинаются работы, в рамках которых прорабатываются концепции трансформации всей этой сферы. И именно в направлении полной электрификации внутригородской уборочной техники.
Это произойдёт не быстро. Даю на это лет 10-15. Но работы уже начались, часть необходимой техники в России уже производится, и уборочной техники, и естественно зарядное оборудование. Предположу, что первые пилотные проекты появятся в Москве уже в течении 5-и лет.
И это тема не только про локальную экологию в городах. Это ещё вопрос экономической эффективности. Как вы понимаете, электромашина в принципе экономически и механически эффективнее любой ДВС машины. Также на электромашине уже не получится попусту списывать ГСМ и моточасы, в холостую крутя колёса тракторов. Что бывает.
Споры на тему, что всё это не для нас, не принимаются. Так будет. И работы в этом направлении уже идут.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!