На разных волнах. Александр Лукашенко и Владимир Путин вновь
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

На разных волнах. Александр Лукашенко и Владимир Путин вновь оказались по разные стороны, относительно электромобилей

Сегодня главы Беларуси и России, Александр Лукашенко и Владимир Путин соответственно, вновь высказались относительно развития электромобильной сферы. Александр Лукашенко поднял этот вопрос на совещании с руководством Совета Министров Беларуси, а Владимир Путин, отвечая на вопрос во время проведения очередного заседания дискуссионного клуба “Валдай”. И, как стало уже обычно, главы двух союзных государств, по сути, оказались по разные стороны “баррикад”.

Президент Беларуси Александр Лукашенко об электромобилях и инфраструктуре на совещании с руководством Совета Министров

Александр Лукашенко
Александр Лукашенко

Александр Лукашенко, «…Мировая практика показывает, что курс на развитие и опережающее внедрение инфраструктуры к нему [к электромобилям] оказался верным. Сегодня уже практически все страны идут этим путем. Это насущная необходимость и для нас – как с позиции отсутствия достаточных объемов собственной нефти, так и с учетом запуска Белорусской АЭС.
Кроме того, нельзя забывать об инфраструктуре. На заправочных станциях по всей республике должна быть возможность быстрой зарядки легковых электромобилей. На сегодняшний день лишь около 10% АЗС предоставляют такую услугу. Надо значительно больше. Мы недавно говорили с человеком, который за это отвечает, – руководитель “Белоруснефти”. Задача перед ним поставлена, все вопросы решены, ничего больше его не сдерживает, чтобы наращивать такие мощности. Тем более что необходимое оборудование для этого Беларусь производит полностью.
Кроме сугубо экономических аспектов, немаловажно и экологическое измерение этой проблемы, а потому останавливаться в создании надлежащих условий функционирования этой новой сферы нельзя ни в коем случае.
Около года назад было принято решение о предоставлении ряда льгот для повышения заинтересованности населения в приобретении легковых электромобилей. Как считает Правительство, эта практика себя оправдала. Теперь назрела необходимость введения дополнительных стимулов
…»

Как мы видим, Беларусь, и лично Александр Лукашенко, являются последовательными проводниками развития электромобильной сферы, на пространстве бывшего СССР. Президент Лукашенко, верно подмечая, что у республики нет «бездонных» запасов углеводородов, делает ставку на инновационное развитие, неотъемлемой частью которого являются электромобили, зарядная инфраструктура и частая энергетика, включая АЭС.

В республике уже несколько лет действуют финансовые стимулы, которые подвигают граждан к покупке электромобилей. В частности в Беларуси отменена ввозная пошлина на электромобили. И надо отметить, что Беларусь продвигает этот пункт и на уровне ЕАЭС. Также в республике гражданам практически полностью компенсируют НДС на покупку электрокара. Есть ещё рад приятных бонусов по налогам и парковкам. Реализуется программа развития зарядной инфраструктуры, начиная от новостроек и парковок возле общественных зданий, и заканчивая зарядками на АЗС. Тут стоит отметить, что в республике есть собственное производство зарядного оборудования.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

Но и это не всё. Беларусь планирует расширить льготы на покупку электротранспорта

Министр экономики Беларуси Александр Червяков, по окончании совещания сказал, что объём льгот на приобретение электротранспорта будет только расти.

Министр экономики Беларуси Александр Червяков
Министр экономики Беларуси Александр Червяков

«… Во-первых, мы доложили, как работает Указ №92 “О стимулировании приобретения электромобилей”, принятый в прошлом году. И я хотел бы отметить, что из 6150 электромобилей, которые были приобретены за 3 года, 5700 были куплены с момента начала реализации указа [то есть за 1 год]. Второй момент, то, что количество потреблённой электромобилями энергии возросло в 6 раз. В стране создана инфраструктура. На сегодня это более 480 зарядок. И до конца года планируем иметь порядка 600 зарядок… Единственный момент, который на не устраивает, это достаточно низкие масштабы по количеству электромобилей. Их доля сегодня меньше 1%. Поэтому на сегодняшнем совещании мы рассматривали те меры и нормы, которые будут стимулировать рост объёма электромобильного парка в стране.
Здесь Правительство предложило несколько новаций.
Первые. Те нормы, что действуют сейчас, будут распространены на грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт. Второе. Стимулирование будет распространено также на юридические лица. Тем самым мы расширяем поле действия Указа.
Следующей нормой стимулирования станет – 0-ой НДС для производителей электромобилей в республике и ввоза комплектующих.
Всё это в целом, по нашим расчётам, позволит к 2025 году достичь уровня парка электрических транспортных средств отметки в районе 100000 штук. Именно с электрическим приводом. Это будет доля уже в районе 3%
…»

Министр также подчеркнул, что в целом этот процесс позволит снижать выбросы загрязняющих газов, при этом создавать новые производства и новые точки роста в экономике страны.

Контраст

Действительно, каким же контрастом смотрелось сегодняшние слова про эту сферу, сказанные Путиным на заседании клуба «Валдай». Там было много слов.

Владимир Путин на МДК "Валдай"
Владимир Путин на МДК “Валдай”

В. Путин, «…Но мы в ней [эпоха перемен] уже живём, хотим мы того или нет, и перемены эти всё глубже, всё фундаментальнее… Климатические деформации и деградация окружающей среды столь очевидны, что даже самые беспечные обыватели неспособны от них отмахнуться. Можно продолжать вести научные споры о механизмах происходящих процессов, но невозможно отрицать, что эти процессы усугубляются и надо что-то делать. Природные катаклизмы – засухи, наводнения, ураганы, цунами – практически чуть ли не нормой стали, мы к этому начали привыкать… Кстати говоря (я уже много раз об этом говорил, упоминал, сейчас скажу еще раз), все-таки наш энергобаланс более «зелёный», чем во многих других индустриально развитых странах мира. У нас 86 процентов энергобаланса состоит из атомной генерации, которая почти не связана с выбросами, гидрогенерации, газовой генерации и возобновляемых источников…
… Я уже много раз на этот счет говорил. Конечно, когда автомобили передвигаются в городах, это один из самых крупных загрязнителей – автомобили, ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство), промышленность. Это очевидно. Но нам в глобальном смысле надо не забывать, из чего, откуда электричество-то берется?
Давайте не будем вводить друг друга в заблуждение. Электромобили – хорошо, а загрязнение атмосферы при производстве электроэнергии – наверное, это не очень хорошо. Но угольная генерация в европейских странах, в том числе, скажем, в ФРГ – сейчас Александр про ФРГ спрашивал – в два раза больше, чем в России, угольная генерация. В два раза. Там, по-моему, 30 с лишним процентов, 32, у нас – 15–16.
Но в принципе, конечно, это хорошо. В принципе для такой страны, как Россия, где такие глобальные запасы, скажем, природного газа, вполне альтернативой могли бы быть и автомобили на газомоторном топливе. Нужно в целом менять энергетический баланс в сторону «зеленой повестки», и тогда искомый результат будет достигнут…
… В Огарево гоняю на этих машинах, это правда, да. Разница? Нет, я не чувствую почти. Приёмистые, хорошие машинки
»

По отдельности многие из этих слов были бы, возможно, справедливыми. Но всё надо понимать в контексте и процессе. С одной стороны Путин говорит, что в России одна из самых «зелёных» генераций, с другой говорит, что надо развивать газомоторы. С одной стороны говорит, что, к примеру, в Германии угольная генерация больше по объёму, чем в России, но не говорит, что возобновляемая генерация уже превзошла там угольную, а газ рассматривается не иначе как переходной вид топлива. Переходной к электричеству и водороду.

Эта политика, а можно сказать лавирование или балансирование, это именно то, о чём мы писали в статье «Энергопереход как фактор транзита власти в России. Вопрос только – 2024 или 2036 год?».

Но балансировать вечно не получится. Всё равно придётся принять какую-то конкретную программу действия и развития. Конкретика и последовательность видна, как раз, у белорусской стороны. Там всё чётко, ясно и понятно. Цель ясна, пути её достижения тоже.
Хотелось бы такой же целостности политики и в России.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий