Уже несколько лет мы в ЗТС, в рамках нашей рубрики “Electric Para Bellum”, следим за развитием американской программы ВВС США Afwerx. Это специальная военно-технологическая программа ВВС США по отбору лучших инновационных проектов в сегменте eVTOL, то есть беспилотной и пилотируемой электрической и водородной техники, которая будет способна выполнять армейские задачи.
Свежая новость относительно проектов, рассматриваемых в рамках этой программы, пришла на днях, и что тут дополнительно примечательно, это участие в ней российских эмигрантов, которые теперь, так или иначе, но будут содействовать своими знаниями, опытом и технологиями созданию новых летательных транспортных средств для ВВС США.
Транспортные БПЛА и водородные вертолёты Piasecki Aircraft Corporation
Итак, американская компания Piasecki Aircraft Corporation, возглавляемая Джоном Пьясекки получила от ВВС США контракт на сумму 37 миллионов долларов, в рамках которого компания должна поставить американским военным транспортный реконфигурируемый БПЛА «ARES», а также транспортный вертолёт PA-890 с двигательной установкой на водородных топливных элементах. Как уже говорилось выше, эта работа ведётся в рамках программы Afwerx, и программы стратегического финансирования STRATFI.
Первая машина БПЛА «ARES», это, по сути, большой электрический БПЛА-грузовик с импеллерами, задача которого доставлять грузовые контейнеры. ВВС США в рамках программы Afwerx ведут целенаправленную работу по созданию в рамках своей структуры подразделений, выполняющие задачи именно с применением электрических БПЛА различного назначения грузоподъёмности. Преимущество очевидное — беспилотность, бесшумность, малозаметность. Такие машины способны будут выполнять широкий спектр задач, от доставки грузов и БК, до доставки ДРГ и транспортировки раненых. И по мере совершенствования технологий аккумуляторных и топливных элементов такие машины будут иметь всё больший радиус действия.
Причём, первый демонстрационный прототип БПЛА ARES был создан в сотрудничестве с Lockheed Martin при финансовой поддержке DARPA. Так что, к этому проекту надо отнестись со всей серьёзностью.
Джон Пьясекки, генеральный директор Piasecki Aircraft: «Программа STRATFI играет решающую роль в продвижении новых американских технологий, и мы очень рады получить эти значительные инвестиции. Это новое финансирование позволит нам продемонстрировать уникальную конфигурацию ARES с наклонным импеллером, который обеспечивает плавный переход от зависания над точкой к полёту вперёд — это технологический скачок, который решит критические проблемы, с которыми сталкиваются военные США».
Вторая машина Piasecki Aircraft Corporation, а именно проект вертолёта PA-890 с двигательной установкой на основе водородных топливных элементов, и это самое примечательное в разрезе происходящих сейчас событий, создаётся при партнёрском содействии компании ZeroAvia, давно специализирующейся именно на внедрении водородной технологии в авиации. Раньше это было в гражданской авиации, и про развитие проектов ZeroAvia в ЗТС было несколько материалов. Сейчас мы становимся свидетелями, как эта технология пойдёт на службу американским военным.
Напомню, что ZeroAvia основал и возглавляет выходец из России Валерий Мифтахов, называющий себя в США уже Вал Мифтахов. Вот что он говорит про сотрудничество с Piasecki Aircraft Corporation, в рамках проекта по созданию «крылатого» вертолёта PA-890 eVTOL, а соответственно и про работы по программе Afwerx…
«…Высокотемпературные топливные элементы являются важнейшей технологией, позволяющей повысить удельную мощность и открыть действительно чистую двигательную установку для более крупных самолетов, но они также позволят использовать винтокрылые машины и системы вертикального взлета и посадки. Сотрудничество над этим проектом с компанией, обладающей наследием и опытом Пясецкого в области винтокрылых машин, при поддержке ВВС США является чрезвычайно захватывающим шагом в реализации нашего видения водородно-электрических двигателей в каждом самолёте».
P.S.
Эта информация лишь очередное подтверждение того, что практически все транспортные технологии имеют двойное назначение. БПЛА типа «ARES» можно использовать, как в мирных целях, доставляя, к примеру, припасы и медикаменты в зоны стихийных бедствий, а можно незаметно доставлять оружие диверсионным группам. Вертолёт PA-890 eVTOL может быть машиной пригородной воздушной мобильности, а может быть транспортом для десанта, вместо знаменитого «Чёрного ястреба».
Всё зависит от того, в чьих руках технология, и имеют ли моральные императивы те, кто прикладывают руку к созданию этой техники…тем более, изначально понимая, что она будет направлена против бывшей Родины.
Первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк когда-то сказал: «Меня не интересуют их намерения, меня интересуют их возможности». В политике всегда так. А в межгосударственных отношениях тем более. И эти самые «возможности» имеют прямое отношение к развитию технологий. В нашем случае, это электрические и водородные технологии, в частности в авиации и БПЛА.
И если вам кто-то будет говорить, что всё это сказки и это всё не реально, то гоните таких «доброжелателей» и «добросоветчиков» в шею, так как они напускают тумана на реальность, стремясь сделать вас слабее, вероятно и из лично корысти… Ну, чтобы продолжать выбивать и осваивать бюджеты на устаревшие технологии. Это как во времена начала использования огнестрельного оружия продолжать пользоваться копьями и стенобитными орудиями, а во времена танков развивать кавалерию.
В нашем случае нечто подобное случилось с БПЛА, а сейчас к ним, естественно, прибавляются электрические и водородные технологии. Ещё 20 лет назад умные люди в нас в стране предупреждали и важности развития БПЛА. Но тогда от них отмахивались, крутя у виска, и называя сказочниками.
Но время всё расставило на свои места.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!