Несколько лет, как в наш лексикон вошло понятие «Гигафабрика». Но, что такое настоящая аккумуляторная Гигафабрика? В широком смысле этого слова. Не в смысле отдельного производителя, коих множество по всему миру. И каждый из этих производителей именует свой завод «гигафабрикой», если объём производства аккумуляторных элементов на ней исчисляется ГВт*ч литиевой продукции.
Конечно всё началось с Tesla и Panasonic, потом в «гонку» электромобильных аккумуляторов вошли CATL, BYD, и ещё десятки компаний в мире. В России две свои аккумуляторные Гигафабрики, в Калининградской области и в Красной Пахре, строит Росатом и РЭНЕРА.
Гигафабрика, Терафабрика, и далее до бесконечности…
Но на самом деле самой настоящей аккумуляторной Гигафабрикой мира является Китай в целом.
Согласно последним статистическим данным китайского Министерства промышленности и информационных технологий в Китае с января по октябрь текущего года было произведено более 765 ГВт*ч аккумуляторных элементов. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года рост составил 31%.
То есть за один год спрос на аккумуляторную продукцию, а соответственно и её производство выросло примерно на 1/3. Кстати, эти цифры вполне коррелируют с цифрами роста производства и продаж электромобилей.
При этом, важной тенденцией является снижение цен на аккумуляторные элементы и литиевые соли аккумуляторного качества. С начала 2023 года средние цены по этим пунктам снизились на 50% и 60% соответственно. И, естественно, это ведёт к большей доступности конечного продукта, а именно электромобилей.
Одним из факторов для снижения цен можно считать вертикальное интегрирование в рамках компаний всех цепочек, начиная от добычи сырья, далее через производство аккумуляторных элементов, к производству электромобилей. Так, к примеру, есть у BYD, есть у CATL, который имеет свои доли в нескольких электромобильных компаниях.
То есть, это снижение издержек, отсутствие в цепочке бессмысленных посредников. Всё напрямую, от рудника до готового авто.
При таких темпах роста производства аккумуляторной продукции Китай скоро может претендовать на статут уже на планетарной Гигафабрики, а это уже будет Терафабрика, с ТВт*ч аккумуляторной продукции.
А аккумуляторы не «грязные»?
И тут есть ещё один важный момент! Раньше, когда говорили об уровне «углеродного следа» в электромобилях, отмечали, что значительная его доля приходится именно на стадию производства, и по большей части именно на производство самих аккумуляторов.
Сейчас это в корне меняется.
К примеру, новый аккумуляторный завод CATL, недавно введённый в строй, использует для производства исключительно электроэнергию от ВИЭ-генерации. И по этому пути идут все китайские производители аккумуляторов и электромобилей. Не все с одинаковой скоростью, но все с одной стратегией нулевого выброса.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!