Почему дешевеют электромобили?

Зелёная Точка Старта

Почему дешевеют электромобили? Как на это влияет снижение цен на литий?

Электромобили дешевеют, и уже практически сравнялись по цене со своими бензиновыми одноклассниками. И притом, что электромобиль, в принципе, несмотря на всю свою современную технологичность, проще по механике, есть то, что по-прежнему определяет значительную часть цены готового авто – тяговый литиевый аккумулятор.

Сейчас в цене готового электромобиля тяговый литиевый аккумулятор может составлять от 1/5 до 1/3 от финальной стоимости, в зависимости от ёмкости аккумулятора, его химии, вариантов внутренней системы терморегулирования, и ещё множества факторов. И некоторое время, а именно примерно с начала декабря 2020 года по середину ноября 2022 года шёл неуклонный рост цены на литий, а параллельным курсом шёл сумасшедший рост спроса на электромобили, притом, что продажи ДВС авто по всем рынкам и бренда показывал спад. Согласно китайской статистике, в 2022 году продажи ДВС авто снизились на 13%, а электромобили выросли на 74%, но больший рост показали подключаемые гибриды – 161%. Только полностью аккумуляторных авто в Китае в 2022 году было продано ~6 млн. штук.

Немаловажным фактором роста уровня продаж электрокаров стали различного рода бонусы от государства, и «ценовые войны» производителей.

«Ценовую войну» в Китае начала Tesla в декабре прошлого года, что вызвало даже возмущение у тех покупателей Tesla, которые купили их электрокары ещё по предыдущей, высокой цене. К игре на понижение присоединились Dongfeng Motor Group Co., FAW Group Co., BYD Co., Nio Inc., Toyota Motor Corp., Ford Motor Co., СП с европейскими и американскими автопроизводителями. Снижение цен на легковые электрические авто, в пересчёте на рубли, по разным бренда и моделям было в размере от 400 000 руб до 1 млн.! Конечно, эта «ценовая война» не касается авто бюджетного класса, где цены, итак, более чем низкие, и в категории до 1 млн. руб можно найти с десяток электрокаров.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

Вернёмся к причинам снижения цен. Надо понимать, что причинами снижений цен на электромобили в Китае является не только борьба за рынок, где демпинговые инструменты обычное дело, но тут есть и фундаментальные основания, и именно в аккумуляторной сфере.

Сейчас, уже на протяжении примерно 4-5 месяцев мы наблюдаем следующие тенденции. С ноября 2022 года по сегодняшний день цены на карбонат лития упали с отметки ~502000 ¥ за тонну до 226000 ¥ за тонну, на конец марта. И параллельным курсом идёт рост спроса и производства электромобилей, с понижением их розничной цены.

цены на литий в Китае
цены на литий в Китае

Казалось бы, с чего бы падать ценам на литий? Всего за 2 года, с 2020 года, рынок отмечал 10-кратный рост спроса на карбонат лития – c ~3 миллиардов долларов в 2020 году до 35 миллиардов долларов в 2022 году по спотовым ценам.

И вот тут мы подходим к одному из главных ответов на поставленный в заголовке вопрос. И ответ это, на самом деле, был очевиден, если ретроспективно просмотреть предыдущие наши материалы по литию, и по аккумуляторным технологиям. На первоначальной волне роста спроса на электромобили, производители аккумуляторов и автомобилей имели дело с теми запасами лития, что были разведаны и разрабатывались уже несколько лет, если не десятилетий. Также в первых поколениях электромобилей мы имели дело с литий-ионными аккумуляторными элементами практически первого поколения.

Одна рост спроса на электромобили заставил возобновить геологоразведку по литию, и одновременно начали разрабатываться новые виды аккумуляторных элементов с малым содержанием лития, кобальта, других дорогостоящих материалов.

снижается цена и на кобальт
снижается цена и на кобальт

И сейчас мировая электромобильная промышленность уже имеет дело с аккумуляторами, где значительно снижена доля лития, связующими элементами стали кремний и графен, из аккумуляторов исчезает кобальт. И также разрабатываются новые элементы на основе натрия. Кстати, цены на кобальт также идут на понижение.

Что касается геологоразведки, то напомню, что «литиевый клуб» скоро войдут Сербия, Иран, Афганистан, Индия, Мексика, несколько африканских стран, и конечно Россия, где начинается промышленная разработка литиевых месторождений.

То есть в итоге мы получаем снижение потребности в литии на единицу аккумуляторной продукции, при этом имеем рост объёма его предложения на рынке. По данным аналитиков таких структур как Bank of America (BofA), JPMorgan Chase и Morgan Stanley, и Bloomberg, только в 2023 году рост объёмов добычи лития составит от 22 до 42%.

«Предложение по литию растёт быстрее, чем на него растут потребности у производителе».

И предложение будет только расти. При этом часть аккумуляторной продукции, особенно в классе бюджетных электромобилей, будет в ближайшие годы удовлетворяться элементами на основе натрия.
Уже сейчас, к примеру, CATL, занимающий ~37% доли мирового рынка, предлагает своим контрагентам скидку на свою продукцию в размере 7%.

Эксперты прогнозируют дальнейшее падение цен на литиевое сырьё, что через «пару шагов» приведёт к ещё одной волне снижения цен на электромобили.

Конечно, цены на электромобили складываются не из одних лития или кобальта. Можно ещё посмотреть цены на медь – важнейшего элемента для производства электромоторов, проводки, и множества других элементов в автомобиле. Цена на медь, по сравнению с максимумом годичной давности, также имеет некоторую тенденцию к откату.

цены на медь стабилизировались
цены на медь стабилизировались

Электромобилизация дала толчок к разработке новых энергоэффективных технологий, которые способствуют снижению доли дорогих и редких металлов, при увеличении доли дешёвых и распространённых элементов. И даже, учитывая прогнозы, что спрос на литий к 2050 году вырастет в 42 раза, к этому времени на литиевый рынок выдут новые игроки с огромными объёмами сырья, при этом уже во всех странах, где сейчас развивается электромобилизация, будет работать «экономика замкнутого цикла», где в процессе рециклинга практически 100-процентные объёмы сырья будут возвращаться в производство, после переработки выработавших свой ресурс аккумуляторов.

В итоге цены на электромобили будут сопоставимы с ценами на сегодняшние ДВС авто, конечно с учётом среднемирового уровня инфляции. Это благоприятный вариант прогноза. Неблагоприятный, это когда человечеству будет уже не до электромобилей, и не до покорения Марса.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий