К российской космической отрасли незаметно подкрался ещё один «пушной зверёк», хотя он был виден издаля, для тех, кто знал куда смотреть. Сначала Илон Маск с помощью многоразового ракетоносителя Falcon 9 отобрал у Роскосмоса львиную долю коммерческих пусков. Затем, я недавно об этом писал, Virgin Galactic, при поддержке NASA, заявилось на рынке подготовки космотуристов. Ну а сегодня поступила информация, говорящая о том, что в ближайшем будущем США перестанут закупать российские двигатели РД-180.
Чем же американцы их заменят? Уже есть чем.
Как вы знаете, сейчас самым богатым человеком на Земле, согласно списку Forbes, является глава компании Amazon, Джеффри Престон Безос. Его состояние сейчас оценивается в 131 млрд.$. Да, компания Amazon приносит ему каждый день хорошие прибыли. Сейчас показатель рыночной капитализации компании на Nasdaq оценивается в 1,442 трлн.$. Не миллиард, а триллион.
Многие задаются вопросом, на что ему столько денег, куда он их тратит. Наши читатели знают, что одной из важных инвестиций Джеффа Безоса стало вложение в электромобильный стартап Rivian. Сейчас эта компания работает над выполнением заказа от Amazon на десятки тысяч электрических фургонов доставки. Безос ведёт чёткую политику по декарбонизации своего автопарка по всему миру, и электрические фургоны от Rivian станут основой этого электрического автопарка.
Но сейчас нас больше интересует другой его проект — космическая компания Blue Origin.
Да, компания SpaceX Илона Маска в этой неофициальной гонке частных космокомпаний вырвалась вперёд. Но сбрасывать со счетов Blue Origin было бы очень опрометчиво.
Компания создана в 2000 году. Штат компании Безос не раздувал, и не замахивался поначалу на что-то статусное. На первом этапе работы компании главным их проектом был возвращаемый РН New Shepard и многоразовая суборбитальная капсула Crew Capsule для космических туристов. Может показаться, что это незначительные проекты, но это поверхностно. За время работы по проекту New Shepard команда Blue Origin разработала свои двигатели, отработала систему возвращения РН в заданную точку, отработала технологию создания космической обитаемой капсулы. То есть, не заметно для многих, тихо, практически без пафоса, они шаг за шагом работали над тем, чтобы…. стать конкурентом SpaceX. И они им стали.
проекты Blue Origin
New Glenn бросает вызов SpaceX и Роскосмосу. Двигатель BE-4, компании Blue Origin, выбивает российский РД-180 с американского рынка.
Следующим важнейшим шагом для Blue Origin стал проект многоразового РН New Glenn (до 25 рейсов). И как раз под него и разрабатывался двигатель BE4 (кислород/метан). Но этот двигатель так же будет поставляться для РН Vulcan Centaur консорциума United Launch Alliance (ULA), который идёт на замену РН Atlas, для которого американцы и закупали российские двигатели РД-180 (НПО «Энергомаш»).
В начале месяца Blue Origin поставила первый двигатель BE-4 для ракеты-носителя Vulcan Centaur консорциуму United Launch Alliance (ULA). Об этом представители ULA сообщили на своей официальной странице в твиттере, так же написав, что первый полёт нового РН Vulcan Centaur с двигателем BE-4 состоится уже в следующем 2021 году.
BE-4, работающий на сжиженном природном газе (СПГ), способен создавать тягу в 2400 кН.
Семь двигателей BE-4 будут устанавливаться на многоразовый РН New Glenn, а на РН Vulcan Centaur от ULA будут работать два BE-4.
P.S.
Но нам в России совсем не стоит посыпать голову пеплом. У наших российских учёных есть туз в рукаве. «Росатом«, в лице Государственного научного центра «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований» в настоящее время вышли на стадию стендовых испытаний в создании мощного плазменного и холловского двигателей. Плазменный двигатель это разновидность электрического ракетного двигателя (ЭРД).
А это уже совершенно иной уровень технологий, который может позволить России на равных конкурировать в проектах по исследованию планет Солнечной системы и дальнего космоса. И надо сказать спасибо за это учёным, инженерам и руководителям «Росатома».
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!