Замена тягового аккумулятора электромобиля — это один из тех вопросов, который больше всего вызывает страхов, у тех, кто пока мало понимает, что такое электромобиль, и «козырной картой» для тех, кто пытается в принципе дискредитировать электромобили. Давайте чуть развеем эти страхи и мифы.
Автомобиль, в принципе, не важно будь это ДВС авто или электромобиль, это транспортное средство, а значит у него довольно ограниченный срок службы. Ничего вечного нет, а в транспорте и подавно. У всего есть свой срок.
В электромобиле, то, что точно со временем надо будет менять, это, конечно же, его тяговый аккумулятор.
И тут надо понимать несколько важных моментов.
Первое.
Электромобили, а соответственно и их тяговые аккумуляторы, производимые, скажем так, в предыдущие 5-10 лет, это, по сути, электромобили первого поколения. Они и в целом стоили не дёшево, если новые, и стоимость их литиевых батарей была не маленькая, в основном из-за того, что это был период налаживая их серийного производства и высоких цен на изначальное сырьё.
Сейчас, когда на рынке десятки производителей электромобилей, и сотни моделей, цены на электромобили практически сравнялись с ценами на ДВС авто, а где-то уже и ниже.
Тоже самое с ценами на их тяговые аккумуляторы. Они год от года снижаются. Во-первых, из-за налаживания их массового серийного производства, также из-за снижения цен на исходное сырьё, в основном на литий, и ещё из-за того, что с современных аккумуляторах, с каждой новой их итерацией, всё меньше дорогостоящих компонентов, того же лития, кобальта и других. Появились LFP батареи, постепенно выходя на рынок натриевые аккумуляторы. Так что процесс удешевления основного компонента электромобиля идёт постоянно.
Второе.
Срок службы любого технического средства в значительной мере зависит от того, как оно эксплуатируется. Это справедливо и к ДВС авто, и к электромобилям.
Теоретически, срок службы батареи может достигать десяти лет и даже больше. Однако именно особенности фактического их использования оказывает большое влияние на их реальный срок службы. Например, резкое вождение, резкое ускорение, а также долгая работа при переохлаждении или жаре, а также перегревы во время зарядки приводят к сокращению срока службы батареи. Кстати, в частности поэтому, рекомендуется чаще заряжать электромобиль именно медленными токами, «ночной зарядкой», и меньше пользоваться мощными, быстрыми зарядками. В принципе, вся мировая статистика именно про это и говорит, а именно, что ~75% всех зарядных сессий приходится на медленные зарядки.
Даже если заряжать электромобиль три раза в неделю, тяговый аккумулятор может спокойно прослужить более семи или восьми лет, не говоря уже о что значительная часть электромобилистов заряжают свой электрокар раз в неделю. Просто для внутригородского режима использования автомобиля этого вполне достаточно. Большинство в день наматывают на одометр менее 100 км в день. А это значит, что зарядки бюджетного 400-километрового электромобиля может хватить на 3-4 дня.
Про такси и каршеринг мы не говорим. Это отдельная история.
И исходя из всего вышеперечисленного понятно почему практически все производители электромобилей дают гарантию на батареи своих авто в районе 8 лет.
То есть только примерно через 8 лет пользования электромобилем встанет вопрос замены его тягового аккумулятора на новый, так как «старый» к этому времени потеряет примерно от 20 до 40% своей ёмкости.
Примерно 8 лет! И помним, о том, что написано вначале – всё очень динамично меняется! То, что есть сегодня – через 8 лет станет «большой древностью», особенно в электромобильных технологиях.
Но что есть на сегодня? Сколько же стоит сегодня заменить тяговый аккумулятор в электромобиле?
Посмотрим, как с этим у наших китайских товарищей. Хотя бы потому, что они мировые лидеры электромобильной и аккумуляторной индустрии.
Итак, на сегодня стоимость установки нового тягового аккумулятора в Китае варьируется от 20 000 до 60 000-80 000 ¥. В переводе на рубли получается от 251 000 до 754 000 – 1 006 000 рублей. Причём, в Китае даже сегодня уже есть новые 100-киловатчасовые тяговые аккумуляторы по цене именно в 20 000 ¥.
Цены зависят от химии, ёмкости батареи, а также от того, для какого конкретно они электромобиля, бюджетного или лакшери. Также получается, что на сегодня цена нового тягового аккумулятора составляет примерно 1/3 или 1/5 стоимости автомобиля.
А если пересчитать по дням, то это получается, приблизительно от 85 до 345 рублей в день надо отчислять на амортизацию батареи, чтобы через искомые 8 лет просто купить новый аккумулятор. Которые к тому времени будут уже иными и по химии, и по цене.
И кстати, если кому покажется цена в 1 006 000 рублей за новый заводской тяговый аккумулятор большой, то это неверная оценка. Как вы знаете, значительную часть парка электромобилей России составляют б/у Nissan Leaf первого поколения из Японии. У них и изначально батареечка была не великой, а уж сюда в страну они приходят зачастую на том уровне, когда уже стоит призадуматься о… О покупке новой батареи? Нет. У нас их принято перепаковывать. То есть берётся существующая батарея, выпотрашивается, и вместо старых элементов, батарею перепаковывают новыми. Фактически на выходе получается новый тяговый аккумулятор, с увеличенной более чем в 2 раза ёмкостью. И делают это не крупные компании, а, по сути, малые предприятия. Да, они это делаю качественно, поскольку отвечают за качество своей «головой» и репутацией. Но цена работы не маленькая.
Перепаковать старую батарею с 20 с небольшим кВт*ч на примерно 45 кВт*ч может обойтись примерно в 750 000 рублей. Сравните это с ценами на новые заводские аккумуляторы.
Предположу, что лет через 8, когда придёт время замены батарей электромобилей, которые сейчас массово приходят на наш авторынок, в те же габаритные размеры можно будет выбрать и поставить аккумуляторы с различными вариантами химии, а значит и цены. К этому времени, есть все основания предполагать, в массовое производство пойдут натриевые аккумуляторы, которые уже сегодня на 20-25% дешевле литиевых.
А. Кстати.
И для сравнения не забудем, что на ДВС авто тоже в своё время необходимо проводить капитальные ремонты двигателя, КПП, и это, не считая ежегодных затрат на ТО и топливо. К примеру, сегодня новый двигатель на Лада Веста стоит в районе 150 000 – 160 000 рублей, при этом цена нового автомобиля около 2-х млн. рублей.
P.S.
Но ведь есть и вариант, когда владельцу электромобиля вообще можно не думать о цене аккумулятора и о его теоретической замене через сколько-то там лет. Просто потому, что он меняет эти аккумуляторы постоянно на Swap-станциях. Мы уже много раз в ЗТС об этом рассказывали.
Эта система называется «аккумулятор как услуга». К примеру, значительная часть владельцев электромобилей NIO покупает электромобиль без аккумулятора, и вместо того, чтобы стоять и заряжаться на зарядках, они просто, буквально за 1,5 минуты, меняют разряженный аккумулятор на заряженный, по сути, беря его в аренду, как пауэрбанк.
И в этом случае электромобилиста вообще не волнует батарея. Об этом «волнуется», точнее, об этом «заботиться» система Swap-станции, которая заряжает, тестирует и дефектует батареи в автоматическом режиме.
Так что, по сути, и по факту, вопрос замены тягового аккумулятора не столь страшен, как его малюют скептики и противники. Всё значительно проще и динамичнее.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!