В Москве активно разворачивается инфраструктура для зарядки электрокаров. Но мощных ЭЗС в столице пока не так и много. Одна из них – новая электрозарядная станция российской компании Green Drive, развернутая на территории БЦ «Сириус Парк» в Нагатино, мощностью 180 кВт/ч. Нашей редакции довелось присутствовать на сеансе одновременной зарядки сразу трёх электромобилей от одной быстрой зарядной станции и оценить работу ЭЗС в самом напряжённом режиме использования оборудования. О том, как прошёл «натурный» эксперимент, и как показало себя оборудование, я поговорил с генеральным директором Green Drive Сергеем Яковлевым.
Станислав Макухин (С.М.) — Сергей, здравствуйте. Вы провели эксперимент по одновременной зарядке трёх электромобилей на зарядной станции Green Drive в Москве на территории БЦ «Сириус Парк». Расскажите, как всё прошло? Какие электромобили участвовали в этом мероприятии?
Сергей Яковлев (С.Я.) — Станислав, спасибо большое, что привлекли внимание к мощнейшей на сегодня из общедоступных электрозарядных площадок в Москве, и с помощью вашего портала помогли найти добровольцев для того, чтобы показать, на что она способна.
Благодарю Виталия, Роберта и Сергея с супругой Ириной — наших постоянных клиентов и ваших читателей – за участие в этом опыте. Все они были на автомобилях Tesla. Таким образом в эксперименте участвовали Tesla S, Tesla 3 и Tesla X.
Tesla S мы заряжали по стандарту CHAdeMO (максимальная мощность 50 кВт) через переходник на оригинальный разъем Tesla.
Tesla X заряжалась по самому быстрому разъему – CCS Combo 2 (максимальная мощность 120 кВт). И по медленному разъему AC Type 2 заряжалась Tesla 3 (мощность 11кВт, максимальная — 22кВт). Все три электромобиля заряжались одновременно, причем два – на быстрой зарядке.
С.М. – Читатели-электромобилисты спрашивают, как при подобной зарядке делится подведённая к зарядной станции мощность. Можете прояснить этот вопрос?
С.Я. — Деление мощности между двумя быстрозаряжаемыми электромобилями обеспечивает система динамической балансировки мощности станции «Парус-электро» из шести силовых модулей станции (каждый модуль мощностью 30 кВт). Три из них зарезервированы за зарядкой по CCS коннектору, два модуля – по CHAdeMO коннектору, и еще один модуль является балансировочным для заряда по CCS одного мощного электромобиля. Таким образом оптимизируется пиковая мощность выдаваемого заряда, что позволяет электромобилю по стандарту CCS Combo2 заряжаться с мощностью 120 кВт.
С.М. — Как в принципе показало себя оборудование? Ведь одновременная зарядка трёх современных электромобилей — это не совсем то же самое, что заряжать три смартфона от одного сетевого фильтра.
С.Я. — Оборудование отработало стабильно. Мы сознательно пошли на эксперимент, будучи уверенными в эффективности работы станции, поскольку это не первая станция этого класса в нашем парке ЭЗС. Станции с параллельным зарядом двух или трех электромобилей и динамической балансировкой у нас запущены летом и успешно работают в Сочи (Адлерский район у отеля Имеретинский), Краснодаре (около трассы М4 в Ростовской области), и еще одна такая станция недавно открылась в Москве на территории БЦ «Арма». Наличие функции динамической балансировки для нас важно: это позволяет клиенту, приехавшему на зарядную станцию на современном электромобиле с мощностью батареи 60-100 кВт, «залить» максимум электроэнергии в батарею своего электромобиля в случае одиночной сессии. При параллельном заряде мощность будет перераспределена между двумя портами.
С.М. — Сергей, вы говорили, что уже сейчас наблюдается рост спроса на зарядку на ЭЗС сети Green Drive, установленных на юге. Можно поподробнее про это? Насколько, по-вашему, развитие сети Green Drive способствует росту парка электромобилей в этих локациях?
С.Я. – Например, в Сочи мы видим, как довольно быстро формируется и развивается парк электромобилей для коммерческих пассажирских перевозок именно благодаря наличию развитой сети быстрых ЭЗС в городе. И частные запросы на эту услугу тоже есть. Так, в нашем сочинском хабе за январь было осуществлено порядка 1 500 зарядных сессий. Поскольку все-таки рынок электрокаров пока не является массовым, многих клиентов мы знаем лично. И на примере одного из них видим, как наличие работающей сети ЭЗС повлияло на принятие решения об отказе от авто с двигателем внутреннего сгорания и приобретении в семью сразу трех современных электромобилей.
Знаем также, что в Краснодаре эксплуатация электропарка такси JAC (8 единиц) стала возможной благодаря появлению наших и других быстрых зарядных станций. Мы видим благодарную и очень позитивную реакцию от уже довольно многочисленного сообщества электромобилистов Краснодара на открытия наших ЭЗС в регионе.
В Москве мы стартовали только в начале года, наша клиентская база формируется: нас находят по общедоступному приложению по поиску ЭЗС PlugShare и через сообщества электромобилистов. А наш клиент на самом быстром электромобиле Tesla S Plaid, который знал Green Drive по станции в Розе-Хутор, найдя нашу быструю зарядную ЭЗС в Москве, выбрал нас и в столице, и успешно заряжается через специальный переходник (при нашей консультационной техподдержке).
Поскольку владельцы электрокаров – это на сегодня совершенно особое сообщество единомышленников, мы часто общаемся с ними, получаем обратную связь и отзывы по услуге быстрой зарядки. И сейчас мы благодарим всё сообщество и надеемся на продолжение развития.
И мы, несмотря ни на что, верим в будущие технологии. Ее активно осваивают азиатские автопроизводители. Так, сейчас в таксопарках Краснодарского края много китайских электрокаров. А загруженность ЭЗС и периодические очереди из электромобилей в Сочи — лучшее доказательство роста их популярности.
С.М. — И в завершении. Можете ли сейчас рассказать о следующих шагах Green Drive?
С.Я. – Я пока оставлю за скобками текущую турбулентность рынков: мы всё же надеемся, что ситуация в ближайшем будущем стабилизируется. Тем более, мы работаем с отечественным производителем и меньше, чем другие, зависим от ситуации с импортом. Все, что у нас было запланировано на ближайшие месяцы, мы реализуем. В конце февраля мы открыли нашу «юбилейную» десятую ЭЗС мощностью 150 кВт в знаковом месте: Олимпийском парке Сочи рядом с Сочи Автодром. Она должна разгрузить «Сочинский хаб ЭЗС», где мы и наши клиенты видим периодические очереди. Параллельно проводятся строительно-монтажные работы в Новороссийске, по трассе М4 в трех локациях в Воронежской области и Краснодарском крае также планируется скорая установка быстрых станций. Выходим в Поволжье: между Нижним Новгородом и Казанью мы договорились установить первую быструю зарядную станцию. Ещё одна появится на трассе М1 в Смоленской области (170 км от Москвы). И эти планы будут обновляться и дополняться по мере достижения договоренностей по новым локациям для ЭЗС сети Green Drive. Также изучаем возможности установки наших станций в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Обо всех шагах развития компании и сети ЭЗС Green Drive можно узнавать в нашем Телеграм-канале https://t.me/GreenDrive. Спасибо за Ваш интерес к развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта в России.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!