«Гараж – 2» или кто и почему саботирует развитие инфра

Зелёная Точка Старта

«Гараж – 2» или кто и почему саботирует развитие зарядной инфраструктуры и игнорирует СНиПы?

Помните сатирическую трагикомедию «Гараж»? Там на общем собрании ГСК решали вопрос, кого лишить гаража, из-за строительства скоростной магистрали, которое затронет территорию ГСК. И вот сегодня, примерно по такому принципу, всё ещё решается можно ли владельцу электромобиля установить зарядный порт на своём парковочном месте, либо на подземном паркинге, либо на многоярусной парковке, либо на парковке у дома, где есть ТСЖ.

Спрашивается, а причём тут вообще мнение посторонних людей, если есть определённые СНиПы, ГОСТы и пожарные правила, соблюдя которое можно установить соответствующее оборудование?

Хотя бы 5% машиномест оборудовать зарядками, это будет гигантская работа и победа
Хотя бы 5% машиномест оборудовать зарядками, это будет гигантская работа и победа

У нас, часто так бывает, что одни нормативные акты противоречат другим. И получается, как по поговорке – «До Бога высоко, до Царя далеко». Именно так думают те, кто просто игнорирует СНиПы, принятые и утверждённые Правительством России.

А теперь давайте посмотрим, что конкретно говорят нормативные документы, официально утверждённые и действующие сейчас в стране.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram
Коммерческие, быстрые зарядки, это хорошо, но их крайне недостаточно. Зарядка должна быть  на каждой стоянке или парковке в городе
Коммерческие, быстрые зарядки, это хорошо, но их крайне недостаточно. Зарядка должна быть на каждой стоянке или парковке в городе

В частности, утверждённый Минстроем России «Свод правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

О! Это замечательный документ, в котором всё сказано чётко и понятно.

«11.43 При новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов на территории жилых, общественно-деловых, производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, УДС следует предусматривать устройства зарядной сервисной инфраструктуры электротранспорта с учётом противопожарных расстояний согласно СП 4.13130 и раздела 15. В первоочередном порядке зарядные пункты оборудуются на ТРК, АЗС, станциях технического обслуживания, на стоянках автомобилей.

11.44 При размещении парковочных мест на стоянках автомобилей следует предусматривать места для хранения электромобилей, оборудованные зарядными устройствами, в количестве не менее 5% общего числа мест. Не менее одной ТРК каждого вида топлива и одного места зарядки электромобилей на АЗС должны быть доступны для инвалидов на кресле-коляске в соответствии с СП 59.13330.
В подземных и наземных стоянках автомобилей допускается предусматривать места для хранения и паркования электромобилей (подзаряжаемых гибридных автомобилей) с возможностью их зарядки без выделения этих мест ограждающими противопожарными конструкциями при условии размещения в них автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации пожароопасные вещества в объеме, способном образовать взрывопожароопасную среду, с обеспечением качественного и количественного контроля состава смесей газа в воздухе.
Применение зарядных устройств разрешается только заводского изготовления, со степенью защиты электрической сети не менее IP 54, с наличием устройства защитного отключения (в том числе при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты)

А теперь вопрос. При «…новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов…» вы много видели, точнее, вы видели хотя бы 5% от числа парковочных мест, в конкретных локациях, выделенных для электромобилей, и оборудованных зарядными станциями?

Растёт московская сеть "Энергия Москвы". Их уже сотни. Но по плану Главы Москвы Сергея Собянина, к 2030 году в столице должно работать ~30 000 общественнодоступных зарядных устройств (станций)
Растёт московская сеть “Энергия Москвы”. Их уже сотни. Но по плану Главы Москвы Сергея Собянина, к 2030 году в столице должно работать ~30 000 общественнодоступных зарядных устройств (станций)

Вы видели, чтобы на всех АЗС в стране были зарядные станции для электромобилей? Да, сейчас этот вопрос активно решается, и в отношении АЗС он сдвинулся с мёртвой точки. Но этого крайне недостаточно.

Необходимо развития зарядной инфраструктуры именно внутри жилых кварталов городов. СНиПы Минстроя есть. Но может быть их недостаточно? Но есть ещё пожарные правила относительно зарядного оборудования для электромобилей на стоянках и парковках, опять же, утверждённые МЧС России.

«Свод правил СП 506.1311500.2021 ” Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности

5.9 Хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей в том числе с организацией машино-мест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.

Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускается размещать на открытых площадках, а также в открытых и закрытых автостоянках класса конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок автомобилей). В закрытых автостоянках указанные машино-места допускается размещать не ниже 1-го подземного или подвального этажа и использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.

6.1.1 Категории зданий и помещений стоянок автомобилей (за исключением пристроенных (встроенных) к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4) по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять расчетом в соответствии с СП 12.13130. При этом помещения хранения транспортных средств, работающих на бензине и дизельном топливе, гибридных и электромобилей следует относить к пожароопасным категориям и расчет проводить в соответствии с Приложением Б СП 12.13130.

Помещения хранения автомобилей с наличием газобаллонных автомобилей (в том числе при совместном хранении с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе, гибридными и электромобилями) следует относить к пожароопасным категориям, если свободный объем помещения, определяемый по п. А.1.4 СП 12.13130 превышает допустимый, определяемый по формуле (1):

где m – масса газа (определяемая по СП 12.13130), которая может поступить в помещение при аварии топливной системы автомобиля, кг;

Z – коэффициент участия топлива во взрыве (по СП 12.13130).

Если свободный объем помещения хранения транспортных средств с наличием газобаллонных автомобилей меньше минимально допустимого, определенного по формуле (1), то оно должно быть оборудовано:

– непрерывно действующей системой автоматического контроля загазованности с установкой сигнализаторов до взрывоопасных концентраций газов и паров;
– аварийной вентиляцией кратностью, определяемой расчетом, но не менее 5 объемов в час с 100%-м резервированием вентиляторов;
– электроснабжением аварийной вентиляции по первой категории надежности.

6.1.2 В закрытых автостоянках площадь помещения с наличием машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей не должна превышать 1200 м2. В случае превышения указанной площади часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов:

– противопожарными перегородками 1-го типа;
– зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 8 метров;
– зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посередине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с·м) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).

В автостоянках допускается предусматривать не более 10 машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей без указанного выделения части здания в пожарную секцию.

8.7 Машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.

Зарядная инфраструктура должна обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и/или АУПТ.
»

То есть, смотрите, вся нормативно-техническая документация есть. Всё расписано – сколько должно быть на сегодня мест для зарядки электромобилей, как и чем они должны быть оборудованы, в зависимости от расположения (на открытом пространстве или в закрытом паркинге).

К примеру, на подобной парковке должно стоять минимум 20-30 зарядных станций, причём с двумя коннекторами
К примеру, на подобной парковке должно стоять минимум 20-30 зарядных станций, причём с двумя коннекторами

И казалось бы, что ещё может помешать? А мешает волюнтаризм дезактуализированных и просто эгоистичных людей, а ещё правовая коллизия с 44-ой статьёй Жилищного Кодекса (Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме), по которому добросовестный владелец электромобиля ещё должен спрашивать разрешения у других, можно ли ему установить зарядное устройство для своего автомобиля.

И тут надо чётко понимать, что на стоянках и паркингах (подземных, многоярусных) владельцы электромобилей собираются ставить в основном маломощные, медленные зарядные станции. Более того, все современные зарядные станции обладают системой динамического контроля мощности, исходя их потребления электроэнергии в локальной сети. То есть, если потребителей много, то мощность станции снижается, если потребителей мало (ночь, большая часть потребителей электроэнергии выключена), то мощность станции возрастает. При этом, владелец может контролировать процесс зарядки по приложения, а также поставить таймер на время зарядки.

То есть сейчас оборудование зачастую умнее тех, кто противится установки зарядных систем для электромобилей.

Эта правовая коллизия должна быть ликвидирована. Установка зарядного оборудования должна носить не разрешительный характер, фактически исходя из 44-ой статьи ЖК РФ, а заявительный. И более того, надо обязать Управляющие компании и ТСЖ выполнить СНиПы Минстроя России, и в соответствии с Пожарными правилами, установить соответствующее количество зарядных портов на под ответственной им территории. То есть, на сегодня, это минимум 5% от общего числа мест, при соблюдении норм пожарной безопасности.
Про «дефицит» мощностей говорить не надо. Во-первых, у нас большинстве густонаселённых регионах профицит электроэнергии, а во-вторых, любой объект строится с запасом по мощности «прокачки» электроэнергии, а не впритык. Поэтому зачастую, когда говорят, что не хватает мощности, то это ложь.

А отвечая на, поставленный в заголовке вопрос («Гараж – 2» или кто и почему саботирует развитие зарядной инфраструктуры и игнорирует СНиПы?), могу сказать, что «ползучий саботаж» процесса развития зарядной инфраструктуры в основном имеет «человеческий фактор», выражаемый такими словами, как «я в это не верю», «мне это не нужно», «это опасно». Это просто элементарные интеллектуальная лень и человеческая зависть. И вот они должны быть выведены за рамки процесса. Установка зарядных стаций должна стать чисто утилитарным решением, осуществляемое профессионалами в области электрики и пожарной безопасности. Не более.

И вот путям решения этой насущной проблемы и будут посвящена наша конференция «Развитие зарядной инфраструктуры в жилых районах городов: проблемы подключения и эксплуатации.», которую организуют ИАП «Зелёная Точка Старта» и компания «Электромобили мира», в рамках подготовки и проведения Российской недели общественного транспорта и городской мобильности, и 13-ой международной выставки «ЭлектроТранс 2024».

О дате и месте проведения конференции мы объявим чуть позже…

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий