Российский автопроизводитель «АВТОТОР» запустил производство электромобиля АМБЕРАВТО А5 — первого легкового электромобиля в своей истории. Также это и рождение новое автомобильного бренда «АМБЕРАВТО».
Так, и давайте без ехидных ухмылок и слов, что де, АМБЕРАВТО А5 это чуть перелицованный «китаец». Просто посмотрите на всю политико-экономическую ситуацию, а также вспомните с чего начинались ГАЗ, ВАЗ, Москвич… Самое главное, и об этом будет сказано в интервью далее, это то, что сейчас на Автоторе создаётся производство полного цикла. То есть, по итогу, будет не только практически 100-процентрная локализация, но даже больше.
Обо всём этом в интервью далее…
Комментарий для портала «Зеленая точка старта» от официального представителя компании «АВТОТОР»
- АмберАвто, это электромобильный суббренд Автотора? А как будет называться сама модель электрического седана?
Спасибо за вопросы, и интерес к работе нашего предприятия. Теперь и АВТОТОР входит в «электромобильную семью» российских автопроизводителей.
Надеемся, что наш проект по созданию производства электромобилей будет способствовать развитию электродвижения как в Калининградской области, так и в стране в целом.
Что касается бренда АМБЕРАВТО, то в самом названии отражен один из главных символов самого западного региона России – янтарь (амбер от англ. amber). АВТОТОР развивает автомобильное производство на территории Янтарного края вот уже 30 лет. За это время оно стало одной из ключевых отраслей промышленности региона.
В линейке продукции под брендом АМБЕРАВТО будут представлены модели нескольких классов.
Первым стал электрический седан АМБЕРАВТО А5 с запасом хода до 520 км. Электрический двигатель, синхронный с постоянными магнитами выдает мощность 160 л.с. при крутящем моменте 225 Нм. Емкость тяговой батареи – 60,2 кВт*ч. Автомобиль имеет отличные аэродинамичные данные. Сочетает в себе достаточную технологичность и доступность.
- Какой «восточный партнёр» стал «донором» для создания этого электромобиля? Чем российский электрический седан от АмберАвто отличается от своего «восточного собрата»?
Электромобили АМБЕРАВТО А5, которые были произведены на заводе АВТОТОР в Калининграде в конце 2023 года – это совместный проект одним из китайских партнёров. Согласно договоренности, эти автомобили выпускаются под брендом АМБЕРАВТО, поскольку являются частью линейки продукции, которая включена в общую программу локализации. На первоначальном этапе запуска данной модели предусмотрено производство на базе сваренного и окрашенного кузова с частичной локализацией компонентов первого уровня.
- Каков на этом начальном этапе уровень локализации, и каким он планируется быть в ближайшее 1-2 года?
На сегодняшний день разработан план глубокой локализации АМБЕРАВТО А5. Для выпуска модели будет использоваться максимальное количество локализованных компонентов (включая критически важные). Автомобили будут оснащаться электродвигателями, инверторами, редукторами, электронными системами, аккумуляторными батареями и другими компонентами, производство которых запускается в 2024-2025 гг.
Вся продукция, которая будет выпускаться предприятиями АВТОТОР под брендом АМБЕРАВТО, включена в единую программу локализации. Для ее реализации на новой производственной площадке АВТОТОР в Калининградской области создаются 12 новых заводов, на которых будут выпускаться не только сами электромобили, но и десятки наименований автокомпонентов, включая критически важные такие как электродвигатель, редуктор, тяговая батарея, силовая электроника, а также шасси электромобиля, кузов и кузовные системы, рулевое управление и др.
12 новых заводов – по сути, это создание нового автомобильного производства полного цикла!
Предприятиями кластера будет обеспечиваться полный цикл производства, начиная от литья, заканчивая выпуском отдельных элементов интерьера автомобиля. Проект по созданию производства электромобилей и автокомпонентов реализуется в рамках Специального инвестиционного контракта между АВТОТОР, Министерством промышленности и торговли РФ и Правительством Калининградской области и направлен на решение задач по ускоренному импортозамещению, увеличение уровня локализации автокомпонентов, выпуск высоколокализованной конкурентоспособной продукции в соответствии со стратегическими задачами по развитию отечественного автомобилестроения. Объем инвестиций на реализацию заявленных планов с учётом действующих инвестиционных обязательств составляет более 70 млрд рублей.
- Как идёт процесс организации производства и разработки собственных комплектующих?
Производство автокомпонентов для производства электромобилей начнется уже в этом году. 5 из 12 новых заводов планируем запустить уже в 2024 году. Это завод цветного литья с механообработкой, завод электродвигателей, завод электронных систем управления, завод по производству пластиковых деталей и завод оборудования и оснастки.
По запускам остальных заводов, которые включены в проект, мы также идём в графике.
- В политике локализации предусматривается на каком-то этапе установка тяговых аккумуляторов российского производства, в частности от коллег из Росатома (Рэнера), которые сейчас строят свой завод в калининградской области?
Электромобили, производимые на мощностях АВТОТОР, будут оснащаться аккумуляторными батареями из топливных ячеек, выпуск которых планируется на строящейся Гигафабрике отраслевого интегратора Госкорпорации «Росатом» компании «РЭНЕРА» в Калининградской области (г. Неман).
Сборка самих аккумуляторных батарей будет осуществляться, в том числе, и на собственных мощностях АВТОТОР, создаваемых в рамках реализации проекта по созданию кластера по производству электромобилей и автокомпонентов.
- Сколько ещё моделей и каких электромобилей в ближайшее время Автотор готов поставить на производство?
Уже в этом году мы готовимся представить пилотные экземпляры компактного электромобиля, созданного на технологически независимой платформе, на базе собственных разработок и лицензированных инженерных решений, являющихся интеллектуальной собственностью АВТОТОР.
К его промышленному производству планируем приступить в 2025 году. Пока идём в графике. Большая часть компонентов, включая критически важные, будет производиться на новых заводах, которые создает АВТОТОР.
Собственный электромобиль войдет в линейку электромобилей под общим брендом АМБЕРАВТО. Название модели пока не раскрываем.
- Ещё один вопрос. Он касается энергетической стороны самого автомобильного производства и опять же возможной кооперации с новыми калининградскими заводами. Поясню. Сейчас по всему миру, и особенно у наших восточных партнёров, реализуется стратегия по снижению «углеродного следа», особенно на стадии производства. То есть, на территориях заводов устанавливаются собственные мощности ВИЭ-генерации, и эта энергия используется в производстве. В Калининградской области только в конце января Президент России Владимир Путин дал старт работе завода «Энкор». На этом заводе создан полный цикл производства, от выращивания слитков монокристаллического кремния, до производства солнечных ячеек и батарей. Вопрос. Как вы смотрите на тему создания на своих предприятиях собственной системы ВИЭ-генерации, сотрудничая с коллегами из «Энкор», с «Новавинд» (дивизион по «ветрогенерации» в ГК «Росатом»), а с РЭНЕРА, ещё и по СНЭ (системы накопления энергии)? Это и дополнительные точки сотрудничества, это дополнительные энергетические мощности для Автотор, тем более чистой энергии, это частично независимое энергоснабжение и СНЭ. Но также это уменьшит «углеродный след» в производимых Автотором электромобилей.
Нашими специалистами прорабатываются вопросы альтернативных источников энергии. В том числе, при составлении планов развития энергетической инфраструктуры предприятия. Разработки и технологии, применяемые калининградскими производителями кремниевых пластин – это очень перспективное направление. Мы изучаем возможности сотрудничества в этой области.
P.S.
Итак, одним производителем электромобилей в России стало больше. Это радует. И ещё больше радует то, что, и вы, уважаемые читатели ЗТС об знаете из наших предыдущих материалов об Автоторе, компания заранее начала подготовку к будущему электромобильному производству со строительства заводов по производству комплектующих. То есть процесс локализации будет сжат в максимально короткие сроки.
Что ещё важно, это то, что Автотор анонсирует появление электромобиля собственной разработки. Точнее, разрабатываемого нашими инженерами специально для нового электромобильного бренда Автотора. То есть, уже примерно через 2 года у нас в стране может быть, по меньшей мере, 4 чисто российские электромобильные платформы.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!