Успехи и проблемы зарядной инфраструктуры
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Успехи и проблемы зарядной инфраструктуры для электромобилей в России. Часть 1-ая

Успехи, проблемы и варианты дальнейшего развития зарядной инфраструктуры для электромобилей в России обсудили лидеры отрасли 14-ого марта в Москве на конференции “Системы оплаты зарядной сессии электромобиля в коммерческих и общественных зарядных сетях“.

Конференция получилась информативной и дискуссионной. В отличии от множества подобных мероприятий, участники собрания не только представляли успехи своих проектов, но ставили вопросы, отражающие актуальные проблемы. Причём это проблемы не только самих участников зарядной индустрии, но и потребителей их продукции и услуг. На основной вопрос, поставленный главной темой конференции, мнения участников конференции разошлись. Но сказать, что вопрос закрыт не получится. В следующем материале будут приведены примеры того, что на самом деле эта тема только открывается. А какой будет её итог сейчас с уверенностью не скажет никто.

Пройдемся вкратце по выступлениям и дискуссиям на конференции.

Станислав Макухин - руководитель портала "Зелёная Точка Старта"
Станислав Макухин – руководитель портала “Зелёная Точка Старта”

Моя презентация открывала конференцию, объясняя тему, поставленную в заглавие собрания. Сейчас электромобильный сектор во всём автопарке страны имеет размер даже меньше статистической погрешности. На начало 2023 года, по данным регистрации в МВД, количество электромобилей в России ~23000 штук.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram
Сколько электромобилей в России на начало 2023 года?
Сколько электромобилей в России на начало 2023 года?

И можно абсолютно точно сказать, что зарядная инфраструктура в стране развивается гораздо быстрее, чем электромобильное производство. По крайней мере на 2 запущенных производства легковых электромобилей у нас есть примерно с десяток производителей зарядных станций, и независимых сетей около 1,5 десятков, причём практически у каждой сети есть своё приложение. И вот здесь кроется одна из проблем – примерно полтора десятка приложений. И это явный перебор. С точки зрения пользователей.

количество приложений сопоставимо с количеством зарядных сетей по стране
количество приложений сопоставимо с количеством зарядных сетей по стране

Но есть ещё и вопрос вариативности форм оплаты. Тут скорее больше вопрос психологии потребителя, нежели технический.

Голосование, проводившееся среди пользователей зарядных сетей, дало неожиданные результаты. 2/3 проголосовавших высказались за то, что в дополнение к существующему варианту оплаты через приложение им было бы интересно иметь и альтернативные варианты. Одним из таких вариантов мог бы стать формат оплаты зарядки через терминал оплаты по обычной дебетовой или кредитной карте.

Казалось, неожиданный вопрос дал неожиданный результат, и как оказалось, эти вопросы поднимаются не только в России
Казалось, неожиданный вопрос дал неожиданный результат, и как оказалось, эти вопросы поднимаются не только в России
Кенгуру

Повторюсь, это скорее вопрос психологический, чем технический. И чем больше человек будет пересаживаться на электромобили, тем актуальнее будет эта тема. Сейчас, первые электромобилисты страны, покупая электрокар заранее понимают все возможные «трудности» и сами заранее «резервируют» варианты решений. Они возят с собой в багажнике переходники под разные протоколы зарядки и коннекторы, у них на смартфонах практически полный набор приложение, и наверное с собой не один смартфон. Да, сейчас электромобилисты очень предусмотрительны.

Но что будет, когда их будет сотни тысяч, и миллионы? И вот на этом этапе как раз встанет вопрос о вариативности форм оплаты. И, по примеру зарубежных стран, о чём будет говориться в следующем материале, эти вопросом займутся вплоть до законодательного органа власти.

Далее слово было дано Руслану Эминову, руководителю компании «AXU Motors», в рамках которой планируется реализовать в стране не только производство народных электрических скутеров, но что самое интересное — это сервис зарядно-обменных станций.

Руслан Эминов, руководителю компании «AXU Motors»
Руслан Эминов, руководителю компании «AXU Motors»
X-Fit

И вот этот сервис, пусть и сегменте малого транспорта, будет инновационным для России не только со стороны зарядной инфраструктуры для электротранспорта, но также в нём будет применена вариативность форм оплаты.

Продукция и технология, которую собирается «AXU Motors» собирается развивать в России, уже доказала свою коммерческую эффективность в Китае. Это электрические скутеры со съёмными батареями, а также сервис быстрой замены аккумулятора на зарядно-обменных станциях. А вот в сервисе, который сейчас называется «аккумулятор как услуга», будет реализован принцип вариативности оплаты. Пользователь сможет оплатить услуги сервиса, как по приложению, так и с помощью терминала оплаты по банковской карте.

Следующим слово взял Артём Тихонов – компания «REWATT».

Артём Тихонов – компания «REWATT»
Артём Тихонов – компания «REWATT»
Яндекс Бизнес [CPS] RU

Компания «REWATT» один из ведущих российских разработчиков и производителей зарядных станций. Станции Реватта работают минимум в восьми зарядных сетях по всей стране.

business.go.yandex

Как отмечали и другие производители зарядного оборудования, конечное решение по внедрению той или иной системы оплаты, на сегодня, принимается самими зарядными сетями, как заказчиками оборудования. Поэтому в них реализован исключительно тот функционал, который удобен и привычен владельцам зарядных сетей. Поэтому на сегодня никакого иного варианта форм оплаты, кроме как через соответствующее приложение не существует.

Одним из самых ярких было выступление Сергея Соловьёва – коммерческого директора ТД «Нефтьмагистраль».

Сергей Соловьёв – коммерческий директор ТД «Нефтьмагистраль»
Сергей Соловьёв – коммерческий директор ТД «Нефтьмагистраль»

В своём выступлении и в последующей дискуссии Сергей Соловьёв акцентировал внимание собравшихся на том, что сейчас, на начальном этапе развития зарядной инфраструктуры в стране, главными являются вопросы коммерческой и технической эффективности. ТД «Нефтьмагистраль» постепенно добавляет в свои заправочные комплексы зарядную составляющую. Но есть то, что может тормозить этот процесс.

Во-первых, это коммерческая эффективность. А она возможна только, когда все участники зарядного процесса находятся в равных и понятных условиях. И здесь мы говорим о наличии вариантов бесплатной зарядки в других сетях. Некоторым электромобилистам это может показаться заманчивым – зарядиться бесплатно. Но когда есть выбор зарядиться платно или бесплатно, то многие выберут второй вариант. А это в свою очередь означает увеличение срока окупаемости оборудования на коммерческой зарядке, и в свою очередь это влечёт замедление количественного и качественного роста инфраструктуры.

Во-вторых, это технические, точнее даже энергетические равные условия. Ещё три года назад московские энергетики говорили, что в Москве профицит мощностей. А сейчас некоторые коммерческие сети порой сталкиваются с проблемой подведения к зарядкам необходимых мощностей.

Решение двух вышеперечисленных вопросов позволило бы ускоренным темпом начать не просто развивать зарядную составляющую в сетях АЗС, но начать их постепенную трансформацию в энергетические зарядные сети, не сдавая в аренду свои площади иным сетям, а самим развивать соответствующее направление.

И вот только тогда, когда эти вопросы были бы решены, и зарядка электромобиля была бы столь же быстрой и простой, как заправка ДВС авто бензином, тогда можно было бы и поднять вопрос о вариативности форм оплаты.

Следующим выступил Марат Гаймалов – генеральный директор компании «Картпэй».

Марат Гаймалов – генеральный директор компании «Картпэй»
Марат Гаймалов – генеральный директор компании «Картпэй»

Марат Гаймалов, как руководитель компании, которая разрабатывает и производит платёжное оборудование, знакомое практически всем, предложил присутствующим на конференции своё решение вопроса вариативности форм оплаты.

Это знакомый всем терминал оплаты по банковским картам. Он может быть интегрирован в саму зарядную станцию, и при этом выполнять весь свой привычный функционал, причём без обязательной привязки к какому-либо приложению.

Салют 3В ПРО для ЭЗС
Салют 3В ПРО для ЭЗС

И это как раз тот вариант, который подразумевался в опросе, о котором говорилось выше. Самое интересно, что оказывается этот вопрос, и этот формат платежа на зарядных станциях не просто обсуждается за рубежами России, но также применяется. Но что ещё более интересно, этот вопрос дошёл до парламентского и правительственного уровня в некоторых, куда как более электромобильных странах.

Вопрос, поставленный на нашей конференции, по итогу более глубокого изучения темы, оказался практически трансграничным...
Вопрос, поставленный на нашей конференции, по итогу более глубокого изучения темы, оказался практически трансграничным…

Понятно, что такой форм-фактор платежа не будет применим повсеместно, и не станет основным. Но у каждой технологии есть своя ниша. И это одна из возможных систем оплаты. Хотя, другие участники представили ещё более инновационные формат.

Продолжение во 2-ой части…

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

У портала "Зелёная Точка Старта" нет платной подписки. Но это журналистская работа, которая тоже требует много времени, напряжённой работы и денег. Вот почему мы просим вас поддержать нас. Пожалуйста, используйте кнопку ниже, чтобы внести свой вклад в ИАП "Зелёная Точка Старта". Сумму вы можете заполнить сами, по усмотрению.
Zdravcity RU
%d такие блоггеры, как: