Межплатформенный роуминг и «подключил и забыл»

Зелёная Точка Старта

Межплатформенный роуминг и «подключил и забыл» – инновации в форматах оплаты зарядки электромобилей в России

Любой инновационный процесс, по мере его внедрения в жизнь проходит несколько стадий развития, начиная от неприязни и непонимания окружающих, и заканчивая «а иначе и быть не может». Но это всё со стороны наблюдающих за процессами. Те же, кто заняты непосредственно реализацией проектов, знают реальную суть вопроса и преодолевают множество препятствий, чтобы потом в итоге потребитель получал стабильный сервис, даже не задумываясь над тем, чего это стоило.

Этот материал – это 2-ая часть обзора конференции “Системы оплаты зарядной сессии электромобиля в коммерческих и общественных зарядных сетях”. И здесь будут представлены инновационные решения в этом вопросе.

Следующим с докладом на конференции вступил Сергей Яковлев – генеральный директор компании «Грин Драйв».

Сергей Яковлев – генеральный директор компании «Грин Драйв»
Сергей Яковлев – генеральный директор компании «Грин Драйв»

«Грин Драйв» – это одна из ведущих российских частных компаний, развивающих собственную зарядную инфраструктуру в России. Руководство компании работает с ведущими российскими производителями зарядного оборудования, а также в режиме постоянно в контакте с клиентами компании, решая возникающие вопросы режиме 24/7.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

В своём выступлении, позиции которого отражали видение многих участников конференции и были ими поддержаны, Сергей Яковлев представил основные пункты, решение которых способствовало бы скорейшему развитию коммерческой зарядной инфраструктуры в стране, а также то, что по мнению «Грин Драйв» важно самим потребителям.

Что касается основного вопроса конференции, то он пунктах «проблем и решений» от «Грин Драйв» оказался на последнем месте. И на самом деле, сейчас я с такой расстановкой приоритетов не стану спорить.

В своём докладе и в первой части рассказа о конференции я сказал, что данный вопрос станет актуальным когда владельцев электромобилей в России будут сотни тысяч и миллионы. Но думать о его решении можно и нужно уже сегодня, тем более что все технические возможности для этого имеются.

Мария Черникова – генеральный директор «Electro.cars»

Мария Черникова – генеральный директор «Electro.cars»
Мария Черникова – генеральный директор «Electro.cars»

Беседа с Марией Черниковой проходила в режиме блиц-интервью. В нём глава компании «Electro.cars», как одного из лидеров зарядной IT инфраструктуры, с которой работают такие компании, как «Грин Драйв», «PUNKT E», «Моторинвест» (Эволют), представила свои решения «вопроса оплаты».

Это решение можно назвать как «межплатформенный роуминг», когда создаётся связь между различными IT-платформами, и владелец электромобиля, имея в своём смартфоне одно, максимум два приложения, сможет заряжаться на зарядных станций различных сетей. Это очень удобно, и это решает вопрос и проблему того, когда электромобилист должен закачивать в свой телефон приложения все зарядных сетей, создавать там свои аккаунты, привязывать банковские карты, запоминать интерфейс каждого приложения.

Межплатформенный роуминг – это одно из решений вопроса оплаты зарядки, которое будет постепенно внедряться в жизнь электромобилистов.

Первая в России интеграция (роуминг) оператора зарядок «Punkt E» с сервисами электромобиля EVOLUTE осуществлена командой Electro.cars! Уже сегодня из мобильного приложения «Evolute» владельцы электрокара могут зарядить и оплатить сессию более чем на 100 ЭЗС «Punkt E». Эксплуатировать электромобиль стало ещё удобнее

Владимир Кормнов – руководитель проекта «RENWEX». Возобновляемая энергетика и электротранспорт”

Владимир Кормнов - руководитель проекта "RENWEX". Возобновляемая энергетика и электротранспорт"
Владимир Кормнов – руководитель проекта “RENWEX”. Возобновляемая энергетика и электротранспорт”

Владимир Кормнов представил выставку «Ренвекс», которая ежегодно проходит в июне в ЦВК «Экспоцентр». Это одна из крупнейших специализированных выставок в теме возобновляемой энергетики, и электрифицированного транспорта.

В рамках «RENWEX’23» ИАП «Зелёная Точка Старта» и «Электромобили мира» также планируют проведение тематической деловой части.

Василий Тарасов – «Платёжные технологии»

Василий Тарасов - «Платёжные технологии»
Василий Тарасов – «Платёжные технологии»

Василий Тарасов представил технологию POS терминалов для зарядных станций электромобилей. POS терминалы, это не просто всем уже знакомые терминалы для оплаты товаров и услуг по банковским картам.

Эти терминалы могут стать составной частью коммерческих зарядных станций. Благодаря бесконтактным технологиям с их помощью можно было бы оплачивать «залитые» в тяговый аккумулятор киловатты, как по банковской карте, так и через модуль NFC, которые есть практически в каждом смартфоне, так и через QR-код, в приложении банка.

Это и есть элемент вариативности форм оплаты, когда важна клиентоориентированность, чтобы сделать сервис удобный для всех пользователей без исключения, независимо от их уровня умения или желания пользоваться теми или иными платёжными форматами.

Александр Логинов – генеральный директор компании «ЭнергоЭлемент»

Александр Логинов – генеральный директор компании «ЭнергоЭлемент»
Александр Логинов – генеральный директор компании «ЭнергоЭлемент»

Одними из участников конференции были также представители компаний производящие электромобили, и аккумуляторные сборки для различного вида электротранспорта. От этого производственного сектора со своей презентацией выступил генеральный директор компании «ЭнергоЭлемент» Александр Логинов.

Может это было и не совсем по заявленной на конференции теме, но это было важно с точки зрения того, что электротранспортное производство, а точнее в данном случае, производство тяговых батарей в России также развивается. Это способствует росту числа владельцев электротранспорта, которые в итоге со своими средствами передвижения приедут на зарядные или зарядно-обменные станции.

Презентация Александра Логинова показала, что батарейное производство в России, а именно производство тяговых батарей для любого вида электротранспорта, начиная от электросамокатов, и заканчивая электромобилями, это полностью профессиональное и высокотехнологичное российское производство. Пример компании «ЭнергоЭлемент» это чётко показывает. Мы видим чёткое предварительное 3D моделирование любого места будущей интеграции батарейного блока, далее идёт подбор необходимых элементов, и создание батарейной сборки с применением лазерной сварки.

Дмитрий Матвиевский – сооснователь компании «it.CHARGE»

Дмитрий Матвиевский - сооснователь компании «it.CHARGE»
Дмитрий Матвиевский – сооснователь компании «it.CHARGE»

Дмитрий Матвиевский, в среде отрасли зарядной IT-инфраструктуры, считается одним из гуру, если можно так выразиться. Продуктом «it.CHARGE» пользуются многие зарядные сети по всей стране. И поэтому он знает все проблемы отрасли изнутри, знает варианты их решений, и делает это. И конечно вступления Дмитрия всегда яркие и запоминающиеся.

Основным посылом выступления Дмитрия Матвиевского было отлаживание существующей системы зарядки. А в ней сегодня довольно много проблем. И тут мы возвращаемся к вопросу о множестве приложений, о наличии бесплатных публичных зарядках, и так далее.

Процесс зарядки электромобиля в стране зачастую носит практически анархический элемент. То есть если, к примеру, заправка ДВС авто на АЗС имеет определённые нормы и правила, то в сфере зарядки уровень свободы граничит с анархией. Саморегуляция это в принципе не плохо. Особенно когда компания дорожит своей репутацией, и соответственно делает свой продукт и сервис на высоком уровне. Но тут должен быть системный подход.

Перефразируя классический постулат, Дмитрий Матвиевский говорит, что любая домохозяйка должна иметь возможность зарядить свой электромобиль быстро, безопасно, и абсолютно понятно. И тут одним из пунктов решения вопроса является создание единого стандарта ПО в EV инфраструктуре, что будет способствовать упрощению для пользователя процесса зарядки. То есть тут мы в будущем будем иметь дело со слиянием некоторых IT-платформ и с межплатформенным роумингом. Об этом процессе уже сегодня говорят практически все участники отрасли.

Далее необходим онлайн мониторинг всех зарядных пунктов. То что остаётся без профессионального и коммерчески необходимого присмотра, зачастую живёт не долго, и выходит из строя. Также необходима система, при которой даже зарядка на публичной станции должна быть идентифицирована.

По моему личному мнению, идентификация не зависит от формата оплаты зарядной сессии. Но это чисто технический вопрос.

Также важным вопросом остаётся наличие бесплатных зарядных пунктов. И дело тут не только в том, что это не способствует росту коммерческих зарядных сетей в конкретном регионе. Бесплатность расхолаживает самих пользователей, приводит к падению культуры пользования оборудованием. При этом за амортизацию оборудования и за зарядку всё равно платят…но другие, точнее это распределяется на всех, даже не тех, у кого нет электромобиля. Поэтому бесплатная зарядка на постоянной основе — это не совсем верно. Это может иметь место как «промо»-режим, но не как постоянная практика.

Одной из инноваций в зарядной сфере, по мнению Дмитрия Матвиевского, станет технология, когда сам электромобиль при подключении к зарядной станции идентифицируется сетью, а оплата зарядки происходит по подписке, привязанной к конкретному электромобилю. Это своего рода система «подключился к зарядке и забыл». Тут идёт прямое «общение» между электромобилем и зарядным оборудованием, и не только в плане протокола заряда, но и по финансовому вопросу. И это, кстати, будет один из вариантов форм оплаты, которым будут пользоваться самые технически продвинутые пользователи.   

Также были представлены позиции, по поставленным на конференции вопросам, Артёма Тачкова – «VoltFuel», и Николая Самохина – «Sitronics Electro». Их мнения были учтены и представлены в виде краткого опроса по поставленным вопросам.

Артём Тачков – основатель компании «VoltFuel»

Артём Тачков – основатель компании «VoltFuel»
Артём Тачков – основатель компании «VoltFuel»

– Множество независимых сетей зарядки. До какого уровня возможно количественное расширение сетей?

Если имеется ввиду, сколько еще появится новых сетей ЗС. То Я думаю в будущем более крупные сети ЗС будут поглощать мелкие сети ЗС, соответственно в будущем количество сетей уменьшится и рынок стабилизируется. Поэтому не вижу ничего плохого, в том, что сейчас много независимых мелких сетей. Это нормально для этапа зарождения и формирования рынка.

– Множество приложений – практически у каждой сети своё приложение. Возможно ли объединение платформ на базе межплатформенного роуминга?

Артём Тачков
Артём Тачков

Как я уже ответил в первом вопросе, количество сетей в будущем уменьшится, соответственно и уменьшится количество приложений. Я не верю в какое-то единое приложение, так как все игроки рынка хотели бы, чтобы их приложение стало “самым главным”, любой хотел бы владеть этим единым приложением. Компромиссным решением, действительно мог бы стать роуминг между операторами, пока зарядных станций не так много и владельцам электромобилей приходится устанавливать много приложений. Но повторюсь в будущем я думаю игроков и приложений будет меньше.

– Резервирование систем оплаты. Что делать, если у владельца проблема со смартфоном (нет его с собой), с приложением (сбой системы), но есть банковская карта. Возможна ли на выбор электромобилиста функция оплаты зарядки электромобиля через терминал оплаты по банковской карте на месте?

зарядная станция «VoltFuel»
зарядная станция «VoltFuel»

Допускаю наличие терминала как дополнительную форму оплаты, но точно не замену мобильному приложению. Я считаю, что мобильное приложение практичнее для сети ЗС по ряду причин, чем терминал оплаты. В первую очередь — это статусы зарядки. Когда зарядок и машин будет много, это будет актуально, так как если зарядка рядом со мной занята, я поеду на другую соседнюю. Далее это формирование базы пользователей, сбор данных, оформление подписок, возможность взимание оплаты по факту и другие удобства. Терминал оплаты может работать только в режиме предоплаты, и мы ничего не знаем о клиенте, который заряжается через такую форму оплаты.

– Сейчас в мире развиваются системы быстрой замены аккумуляторного блока полностью. Как видит эту услугу ваша компания?

Я считаю, что это услуга потенциальна может быть востребована в коммерческом секторе.

Николай Самохин – коммерческий директор «Sitronics Electro».

Николай Самохин, коммерческий директор Sitronics Electro
Николай Самохин – коммерческий директор «Sitronics Electro»

“…Пока что рынок будет оставаться разделённым на множество игроков, но консолидация рынка уже не за горами (этот рынок пройдёт путь телекома).
До роуминга дело тоже дойдёт — это логичный следующий этап эволюции рынка, вопрос условий и зрелости рынка.
Я лично склоняюсь к тому, что на подавляющем большинстве ЭЗС резервирование не нужно. Это косты, которые, видимо, в итоге должны понести операторы и владельцы ЭЗС, но какой экономический эффект от этого – не понятно. Мы не фиксируем обращение клиентов с такой проблематикой у себя.
Зарядно-обменные станции – тема очевидно перспективная, надо смотреть на международный опыт, но пока что насущные проблемы — это текущий автопарк EV и загрузка строящейся инфраструктуры
…”

P.S.

Итак, мы услышали мнения по формам оплаты от представителей всех сфер электромобильной отрасли. Узнали о насущных проблемах.

Проблема сегодняшнего дня – это в основном вопросы роста коммерческих зарядных сетей, при том, что это должно быть коммерчески эффективно. То есть все участники зарядного процесса должны быть в более-менее одинаковых условиях. То есть нужны общие правила зарядного рынка, независимо от того, государственная это компания или частная.

Вторая проблема — это вопрос равного доступа к мощностям. И это проблема частично коррелирует с первым вопросом.

В дискуссиях периодически поднималась тема внедрения в зарядную инфраструктуру зарядно-обменных комплексов для электромобилей. Они бесспорно станут одним из вариантов зарядного сервиса. И тут наша конференция продемонстрировала то, что это не просто «встретиться и поговорить», а здесь встретились автопроизводители и разработчики зарядного оборудования, которые в том числе сейчас начинают разработку российских роботизированных зарядно-обменных станций. Помимо прочего, внедрения этой технологии позволит успешнее коммерциализировать зарядную отрасль благодаря уменьшению времени пребывания автомобилиста на зарядном комплексе. То есть в сутки будет обслуживаться в несколько раз больше клиентов. Но здесь именно вопрос согласования действий автопроизводителей и разработчиков зарядного оборудования.

Основная тема конференции, а именно вопрос вариативности форм оплаты, остался открытым, и вероятно будет решаться уже на следующем этапе электромобилизации в России, когда число электромобилей будет исчисляться сотнями тысяч, если не миллионами. При этом с чисто технической точки зрения проблем особых нет, и этом функционал может быть интегрирован с существующими IT-решениями.

P.P.S.

В следующем материале я расскажу о примерах решения вопроса вариативности оплаты зарядной сессии электромобиля за границами России. Да, это будет пример Европы, в основном, несмотря на все текущие события. В любом случае, развитие технологий — это трансграничный процесс, и поэтому надо знать и понимать, как он происходит и там.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий