Станет ли российский РН Союз-СПГ конкурентом Falcon 9? Разбираем интервью главы Роскосмоса Д. Рогозина - Зелёная Точка Старта
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Станет ли российский РН Союз-СПГ конкурентом Falcon 9? Разбираем интервью главы Роскосмоса Д. Рогозина

7-ого августа на портале РИА «Новости» было опубликовано интервью Д. Рогозина, которое он дал специальному корреспонденту Дмитрию Струговцу. В интервью были затронуты практически все, интересующие нас вопросы, и сейчас давайте попробуем по пунктам разобрать эту беседу.

Д.О. Рогозин. Фото из твиттера Рогозина

Лебедь, рак и щука

Первый вопрос касался общей стратегии российской космической отрасли страны, и разработки единой долговременной программы развития.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

Здесь Д.О. Рогозин рассказал, как он успешно объединил все принятые ранее разрозненные программы в одну стройную стратегию, взяв за пример программу развития ОПК. Он отметил, что необходим срок планирования не менее чем на 10 лет вперёд.

Д.Рогозин: “…я счёл правильным соединить разрозненные программы космической сферы и сделать их по принципу госпрограммы вооружений — чтобы срок планирования был не менее 10 лет, но через каждые пять лет программа корректировалась, соблюдалась преемственность. Чтобы не было такой ситуации, как у нас сейчас, когда никто не видит горизонта за пределами 2025 года, когда завершится действующая Федеральная космическая программа…”

Это очень конечно интересно. Но ведь, как я это вижу, должна быть стратегическая программа развития, ставящая глобальные задачи, и тактические программы, которые шаг за шагом ведут к достижению стратегической цели. Так какая есть стратегическая цель у Роскосмоса? Пилотируемые полёты на Луну, и Марс? Создание своей базы на Луне, и своей окололунной станции? Частично на эти вопросы далее были даны ответы.

Однако в первой части интервью, пожалуй, самым главным была констатация факта, что даже существующие программы Роскосмоса натыкаются на противодействие им со стороны Минфином и Минэкономразвития. В качестве примера приводится предложение Минфина сократить расходы на космос на 60 миллиардов рублей.

Это как же так? Как говорит Рогозин, “Президент принципиально поддержал мой подход...”, а тем временем финансовый блок Правительства “держит фигу в кармане“. То есть мы имеем дела, по моему личному мнению, если не с саботажем, то с дезорганизацией работы Правительства, с отсутствием глобальной единой стратегии развития страны в космической сфере, где Правительство просто выделяет средства на одобренные высшим руководством программы. Это как в басне “Лебедь, рак и щука”.

Д. Рогозин: “…Как работать в таких условиях, я не очень понимаю. Да, мы в курсе, что предлагаемое сокращение должно коснуться не только космической программы, но я считаю, что есть вещи, которые просто нельзя трогать. Большая часть мероприятий, которые мы реализуем, они долгосрочные. Контракты уже заключены. За счет чего сокращать, от чего отказываться? Сокращать существующие проекты нельзя. Это просто приведет к их остановке. Отказываться от создания новой техники? Пусть они скажут нам, что не нужно. Исследования Луны не нужны? Пусть скажут…”

А разве они должны что-то говорить? Они должны Исполнять! Исходя только из этого, можно с большой долей вероятности предположить, что даже намеченное не будет реализовано в оговоренные сроки. Хотя, посмотрим…

А вот и стратегические планы

После сетований на финансово-экономический блок Правительства разговор дошёл до стратегических планов. Здесь Рогозин сказал, что пилотируемый полёт на Луну намечен на 2030 год, но он состоится, если успешно будут отработаны соответствующие технологии при посадках на Луне российских автоматических станций.

Тут смотрим выше, на проблемы с Минфином, а ещё одна проблема будет раскрыта ниже.

И тут Рогозин ловко переводит тему: “...мы считаем, что нам необходимо вернуться к программе исследования Венеры. Она всегда была «русской планетой», на неё садились только советские аппараты. Я считаю, что Венера интересней, чем Марс. По большому счету тот тепловой эффект, который по крайне опасному сценарию разыгрался на Венере, привел к тому, что сейчас там творится…”

Конечно технологии, особенно в материаловедении, которые будут отработаны для создания аппарата, который сможет совершить посадку на Венеру, и проработать там хоть сколько-то вменяемое время, могут с успехом использоваться для создания надёжных кораблей для полётов в дальний космос. Теоретически смысл в этом есть. Но опять же проблема в реализации, проблема, по сути, в корне социально-экономической политики в стране в целом.

Далее было несколько предложений про марсианскую программу. Это мне показалось не особо интересно, так как это программа, говорим про ExoMars, не чисто российская, а совместная с ЕКА (Европейское Космическое Агентство). Про марсианские миссии NASA на Марсе, и марсианскую программу Илона Маска мы знаем. А есть ли чисто российская марсианская программа? Российский посадочный модуль «Казачок», используемый в проекте ExoMars, не может быть самой программой, это всего лишь инструмент доставки, причём небольшого и не российского ровера.

ExoMars – европейский ровер и российский посадочный модуль “Казачок”

Интересным показался пункт об изучении астероидов.

Д. Рогозин: “…Есть задача — научиться сажать аппарат на астероид, и не простой космический аппарат, а посадить космический корабль. Сложность в том, как зацепиться за астероид

Отлично. Какой корабль? Когда? Какой астероид? Известно, что американцы нацелились на один из самых потенциально богатых полезными ископаемыми астероид Психея, вращающийся в кольце астероидов за орбитой Марса. Я хотел бы услышать, что у нас, у России, тоже есть такая амбициозная программа.

Далее речь пошла о пилотируемых проектах, и лунной программе (наконец-таки)

Д. Рогозин: “…У нас есть несколько сценариев. Если говорить о некоем пусковом минимуме, то речь идет о создании ракеты сверхтяжелого класса, которая должна запустить к Луне космический корабль «Орел», о самом космическом корабле и о необходимой наземной инфраструктуре. Но для того чтобы высадиться на Луну, нужен еще лунный взлетно-посадочный модуль. Он пока не создается. Сейчас у нас идут споры с Минфином, включать ли в программу разработку посадочного модуля или нет…”

Опять мы видим разброд и шатания – “несколько сценариев”. Опять мы видим своры с Минфином – “у нас идут споры с Минфином”. Опять надежды на то, что можно добиться каких-то своих целей за счёт “чужого дяди” – “…Сократить затраты поможет международное сотрудничество”. Далее Рогозин говорит о надеждах на сотрудничество с Китаем. ОК, но только в этом потенциальном партнёрстве вы будете на таких же вторых ролях, как и при сотрудничестве с США. Кто платит – тот и заказывает музыку. Бессмысленно, Дмитрий Олегович, сетовать на то, что американцы в программах Artemis и Gateway видят всех остальных на вторых ролях. Чтобы быть на равных, надо быть на равных во всём – в амбициях, технологиях, финансах. А если вы даже не можете заставить наш Минфин выполнять то, на что дал добро Президент страны, то вообще о чём тут можно говорить?!

Это просто бессмысленное сотрясание воздуха.

Далее было много слов про то, что к 2028 году у России появятся все виды РН, от сверхлёгкого до сверхтяжелого классов, там же про «Союз-5», «Союз-6», «Ангару», про водородную «Ангару» и т.д. и т.п. Море прожектов. А что скажет на это Минфин? )

Ну и вишенкой на этом расползающемся “торте” были слова о том, что перспективный, экологически чистый РН на метане “Союз-СПГ” станет, ни много, ни мало, а конкурентом ракетоносителям компании Илона Маска SpaceX. Причём не просто конкурентом, а даже “заткнёт его за пояс”.

Д. Рогозин: “…мы делаем ракету на метане. Она будет изначально создаваться как многоразовый ракетно-космический комплекс. Не полумногоразовый, как у SpaceX, а многоразовый. Поясню, что это значит. Количество использования первой ступени составит не менее 100 полетов с тремя включениями маршевого двигателя в каждом — на подъеме, при торможении в верхних слоях атмосферы и при мягком приземлении…”

Он ли это, конкурент Falcon 9 и Crew Dragon?

Дмитрий Олегович, я уверено, что наши инженеры и конструкторы способны сделать самую фантастическую по эффективности технику. Возьмём для примера хотя бы систему «Энергию — Буран», которая по всем показателям превзошла американские шаттлы. Но, то был СССР, и там Минфин исполнял то, что ему приказывали. И к тому же, прежде чем называть Falcon 9 “полумногоразовым” сегодня, вы сегодня создайте и посадите РН хотя бы 5 раз. Просто к тому времени, как будет создан 100-полётный метановый “Союз”, как говорится, либо ишак, либо падишах, но точно, что SpaceX к этому времени сделает что-то новое.

Конечно, не обошли стороной Crew Dragon

Д. Рогозин: “То, что появился Crew Dragon, и то, что он прошел испытания, если отбросить всю пропагандистскую американскую шелуху, что они лидеры в мире… С чего они вообще лидеры в мире? 10 лет их на горизонте не было, а теперь летают, как мы летали. Пусть они теперь полетают так же быстро, как мы летаем. Я не думаю, что Crew Dragon способен за три часа до МКС долететь

А разве сейчас у Crew Dragon стояла задача долететь до МКС за 3 часа? Такой задачи и не было, а если она будет поставлена, то уверен, что инженеры SpaceX с ней справятся. Или вы, Дмитрий Олегович, хотите учредить новую гоночную серию “кто быстрее долетит до МКС? Не серьёзно как-то.

Д.Рогозин: “…У него достаточно грубая посадка. Он не предназначен для приземления на сушу, именно поэтому американские коллеги выбрали посадку на воду, как садились 45 лет назад. Сажать на воду это не комильфо

Чё, серьёзно?

Crew Dragon изначально и проектировался для посадке сушу. Двигатели SuperDraco изначально имели двойной функционал – двигатели САС и двигатели управляемой посадки на суше. И только из-за сложности сертификации использования SuperDraco как двигателей посадки при пилотируемых полётах, скорее всего тут главным было мнение NASA, было принято решение садиться на воду. Кстати, хоть официально система посадки на сушу с помощью двигателей SuperDraco и не была принята, но можно предположить, что где-то в программах управления Crew Dragon этот функционал прошит, что называется на всякий пожарный.

Следующий, и, пожалуй, заключительный интересный пункт интервью был о российском многоразовом корабле.

Д. Рогозин: “…нужно делать многоразовый корабль совершенно иной конфигурации — что-то по типу «Бурана» с возможностью посадки на взлетно-посадочные полосы. Я такую задачу поставил нашим инженерам. Корпорация «Энергия» и другие коллективы сейчас будут предлагать такого рода варианты космической техники… Новым шагом станет создание нового многоразового корабля для освоения и эксплуатации низких орбит

Хорошие слова, правильные. Но тогда только один вопрос, а куда делись наработки по проекту “Клипер“?

P.S.

Уважаемые читатели, а что думаете Вы, почитав интервью главы Роскосмоса? Получится ли у него сделать то, о чём он говорит? И получится ли вообще у кого-либо это сделать при нынешней экономической политике в стране? Получится ли у нас быть достойными наследниками советской космонавтики?

Жду ваших мнений…

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий