Ленин и электрические трактора в сельском хозяйстве. Новое
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Ленин и электрические трактора в сельском хозяйстве. Новое — это забытое старое

Сейчас, когда электромобили вышли из разряда диковинки и стали обычным явлением на наших дорогах, практически все уже знают, что именно электромобили появились раньше ДВС моторов. Ну а то, что мы видим сейчас, это практически ренессанс этого вида транспорта, но уже на современной технологической основе. И совершенно очевидно, что электрификация захватит все виды транспорта, включая специальную, сельскохозяйственную, и даже военную, но уже конечно, но более высоком уровне развития технологий, так как здесь нужны большие мощности, при сохранении текущего форм-фактора и весовых категорий. Здесь одним из вариантов безусловно будет применение водорода.

Однако, когда сейчас говоришь про электрификацию сельскохозяйственной техники, многие смотрят на это не просто как на какую-то фантастику, а ни больше, ни меньше, как на вредительство. И если уж говорить терминами «вредительство», то давайте вернёмся на 100 лет назад.

Плюс электрификация всей страны

Картина Л. А. Шматько "Ленин у карты ГОЭЛРО"
Картина Л. А. Шматько «Ленин у карты ГОЭЛРО»

Практически 102 года назад был принят план по электрификации всей стран — план ГОЭЛРО. В.И. Ленин был не просто человеком, который является основателем первого в мире социалистического государства, в котором нет места сословному делению, но он так же был поистине прогрессистом, который намеревался поднять Россию также на новый технологический уровень. И здесь план ГОЭЛРО был краеугольной составляющей. И не важно, что кто-то скажет, что план по электрификации России был разработан значительно раньше. Он его реализовал. И сейчас, кстати, мы фактически переходим в новую фазу реализации этого плана, когда со временем весь транспорт и техника будут электрифицированы.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

Ленин: «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны. Без плана электрификации мы перейти к действительному строительству не можем … Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно».

John Deere - электрический трактор GridCON tractor
John Deere — электрический трактор GridCON tractor

И одной из прогрессистских идей того времени были не только электромобили, но в российской действительности это была электрификация сельскохозяйственной техники, а именно тракторов. И то, что сейчас вы можете видеть в качестве экспериментальных электрических тракторов от того же John Deere, было реализовано практически 100 лет назад в Советской России. Тогда, Ленин, а потом и Сталин, поддерживали работы советских конструкторов и институтов в разработке именно электрической сельскохозяйственной техники.

Картина "Ленин на испытаниях электрического плуга"
Картина «Ленин на испытаниях электрического плуга»

Уже в 1920 году, когда ещё в некоторых частях страны шла Гражданская война, впервые были проведены испытания электрического плуга. Его приводили в движение электрические лебёдки, смонтированные на автомобильных шасси по краям поля. И 101 год назад, а 22-ого октября 1921 года, на поле Бутырского хутора, тогда ещё под Москвой, Ленин, а также Калинин, представители Коминтерна, ЦК РКП, руководители прессы, представители научных и технических учреждений, присутствовали на испытании подобного устройства.

На испытаниях присутствовали: товарищи Ленин (на фото — четвертый справа, в кепке), Калинин, представители Коминтерна, ЦК РКП, руководители прессы, представители научных и технических учреждений
На испытаниях присутствовали: товарищи Ленин (на фото — четвертый справа, в кепке), Калинин, представители Коминтерна, ЦК РКП, руководители прессы, представители научных и технических учреждений

Этот вариант на то время оказался не слишком жизнеспособным и удобным, в том числе из-за того, что плуг периодически выходил из борозды и вилял. Но работы по электрификации сельхоз техники продолжились, но новом уровне.

Далее, в 1937 г. ВИМЭ (Всесоюзный институт механизации и электрификации сельского хозяйства) создал гусеничный электротрактор ВИМЭ-2.

В феврале 1945 года, когда ещё гремели бои Великой Отечественной Войны, советское правительство принимает решение «О развитии сельской электрификации», где говорилось именно о создании тракторов с электрическими двигателями.

К работам по этому проекту были привлечены десятки предприятий по всей стране. И в 1949 году был представлен трактор МЭТ-1. Как и большинство проектов электрических тракторов того времени, они имели одну схожую черту — они были «привязаны» питающим кабелем к электроподстанции, располагающейся на краю поля. В данном проекте питающую подстанцию создавало Управление высоковольтных электросетей Мытищинского района Мосэнерго.

Позже был создан электрически трактора ЭТ-5, с потреблением энергии 45 кВт*ч/1 Гектар. За всё время разработки проектов электрических тракторов были созданы десятки опытных образцов. Они тщательно испытывались, выясняя все плюсы и минусы данного решения. Из плюсов были — надёжность электродвигателя, его простота в обслуживании, лёгкость подведения «топлива», то есть электричества.

фото. обработка пашни электрическим трактором в СССР
фото. обработка пашни электрическим трактором в СССР

Но были и недостатки, связанные прежде всего с начальным этапом развития электрических технологий — большая стоимость всей системы в целом, необходимость больших объёмов электрических кабелей, и большее давление на почву, связанное с весом тракторов. И в это же время появилось много дешёвой нефти, соответственно дизеля, и надо было быстро восстанавливать страну после войны и накормить народ. Поэтому на долгие десятилетия об электрическом сельскохозяйственном транспорте забыли.

Но сегодня, на новом витке технологий, когда с каждым годом аккумуляторы становятся всё более энергоёмкими, а конструкции самой машины благодаря новым материалам могут быть значительно легче, постепенно приходит то время, когда на полях вновь появятся электрические трактора и комбайны. Это будет несомненно. Но вот какими они будут — это уже другой вопрос.

Исходя из всех тенденций, предположу, что лёгкие трактора скорее всего будут аккумуляторными, с системой быстрой замены аккумуляторного блока целиком или посегментно, а большие комбайны будут работать от водородных топливных элементов. Сроки этой трансформации, наверняка будут дольше, чем в легковом сегменте, но я поставлю на 40-ые — 50-ые годы текущего века. В это время начнётся повсеместное внедрение новых энергетических технологий в сельскохозяйственной технике.

Электрические трактора, как и электромобили, займут свой место в поле, но уже на новом технологическом витке.

P.S.

Что такое электрификация всей страны мы видим по реализации плана ГОЭЛРО Лениным. Ну сегодня мы видим, что такое «план по деэлектрификации» всей страны, некогда союзной республики, от имени тех, кто решил забыть свою историю, и работу своих героических предков. И это очень показательно.

___________________________

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

У портала "Зелёная Точка Старта" нет платной подписки. Но это журналистская работа, которая тоже требует много времени, напряжённой работы и денег. Вот почему мы просим вас поддержать нас. Пожалуйста, используйте кнопку ниже, чтобы внести свой вклад в ИАП "Зелёная Точка Старта". Сумму вы можете заполнить сами, по усмотрению.
%d такие блоггеры, как: