Процессы внедрения в жизнь новых транспортных и энергетических технологий в разных регионах России идут неравномерно, и имеют много специфических региональных факторов. К примеру, Дальний Восток, можно сказать без преувеличения, стал лидером электромобильного рынка России, в первую очередь за счёт поставок из Японии «народных» бэушных Nissan Leaf первого поколения. Юг страны, в первую очередь Краснодарский и Ставропольский края стали лидерами по внедрению в частной застройке систем возобновляемой генерации. Хотя, если посмотреть на локации реализованных проектов российских компаний «Хевел» и «Новавинд», то они располагаются по всей стране, независимо от климатического пояса.
Сегодня мы поговорим о Дагестане. Узнаем о состоянии и проблемах развития электромобильного рынка в республике, зарядной инфраструктуры, возобновляемой энергетики и поднимем актуальный вопрос добычи лития. На эти темы я поговорю с Абдулой Абдулагаевым, руководителем Ассоциации развития электротранспорта и инфраструктуры ЭЗС в Республике Дагестан.
Станислав Макухин (С.М.) — Абдула, мир вам. Абдула, расскажите, как давно вы занимаетесь электромобильной темой в Дагестане, с чего всё началось, какие этапы уже пройдены.
Абдула Абдулагаев (А.А.) – Приветствую, Станислав! Начало стратегического планирования развития электротранспорта и инфраструктуры было положено ещё в 2020 году в стенах «Корпорации развития Дагестана» тогда я был руководителем проекта по развитию электротранспорта.
За тот промежуток времени пока работал в Корпорации, с командой Корпорации удалось пролоббировать закон отмены транспортного налога на электромобили для стимулирования развития электротранспорта в регионе. На тот момент Дагестан вошёл в десятку первых регионов России кто отменил данный налог.
Далее после упорной аналитики разработали и утвердили «Стратегию развития электротранспорта в Республике Дагестан«. Она безусловно была готова (мы так думали на тот момент), НО! Поставили запятую в этой истории, так как поменялось руководство, тема была неинтересна новому руководству, да и я после покинул уже Корпорацию.
На тот момент по Республике ездили около 13 электромобилей, это по тем данным, которые мы собрали (официальной статистики зарегистрированных электромобилей ГИБДД не вела).
Также, мы тогда создали группу «Сообщество электромобилей Дагестана» и приглашали всех новых владельцев объединиться. И на этом первый этап работы по развитию электротранспорта в регионе завершился.
Второй этап.
Спустя год, когда на федеральном уровне утвердили «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года» (Далее — Концепция РФ) тогда было уже понятно, что в России пошло развитие данной отрасли, и что пора действовать, уже опираясь на федеральную концепцию.
Мы, с заинтересованными партнёрами, по-новому начали анализ рынка электромобилей, изучили основательно как лучше развивать данную отрасль в Республике, и разработали заново всю концепцию — «Концепция развития электротранспорта и инфраструктуры ЭЗС» (далее Концепция РД).
Суть концепции заключается в комплексном развитии электротранспорта и инфраструктуры ЭЗС. Концепция позволит за короткие сроки ускорить рост числа электротранспорта, и развить инфраструктуру ЭЗС в регионе. Что означает развитие сопутствующих технологий, развитие смежных производственных отраслей и новых секторов экономики.
Третий этап.
Далее, включили «Концепцию РД» в итоговый вариант «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года». Также, направили Концепцию РД главе республики Дагестан Меликову Сергею Алимовичу, с просьбой поддержать данную инициативу и направить на рассмотрение в профильные Министерства.
Общими усилиями всех энтузиастов решили создать Ассоциацию развития электротранспорта и инфраструктуры Республики Дагестан (далее АРЭИ РД). Данная организацию представляет интересы электромобильного сообщества, разных компаний, которые развиваются в этой отрасли, и проводит работу как с общественностью, так и с правительством Республики.
С.М. – Насколько сейчас велико электромобильное сообщество в Дагестане? Как сейчас местные электромобилисты решают вопрос зарядки? Предположу, что в основной массе сейчас местные электромобилисты заряжают свои «электрички» в гаражах своих частных домов. Верно? А что с теми, кто живёт в городе, в многоэтажках? Как они заряжают свои электрокары, насколько развита сеть общественных зарядок, и создаётся ли коммерческая сеть?
А.А. — На начало 2022 года число электромобилей в регионе составляет около 100 шт., и с каждым днём наше сообщество увеличивается. Люди стали больше интересоваться как электромобилями, так и заряжаемыми гибридами.
Да вы правы, сейчас основная масса владельцев электромобилей это те, кто имеет частный дом. Владельцы электромобилей, проживающих в многоквартирных домах, заряжаются, так сказать по-разному: кто тянет удлинитель до парковки, кто заряжается на существующих медленных ЭЗС в городе. Отмечу, что в городе у нас около 4 медленных зарядок, 3 из которых появились в 2022 году. И конечно и есть те, кто пытается установить во двор многоэтажки свою ЭЗС, но пока это даётся сложно – есть вопросы с разрешительной документацией, с администрацией города и с другими службами ЖКХ, сами понимаете, просто так не поставить от того что захотел, как раз решения этих вопросов является главной задачей АРЭИ РД.
По поводу коммерческих ЭЗС.
В начале Апреля компания ОКАС объявила о создании сети быстрой электрозаправочной инфраструктуры как в городах, в горных районах так и вдоль туристических маршрутов региона. По словам генерального директора ОКАС планируется создать сеть из 40 быстрых ЭЗС до 2024 года состоящий из несколько этапов реализации, и придорожную инфраструктуру вокруг ЭЗС для комфортного время провождения владельцев авто во время зарядки за чертой города.
И уже во 2-ом квартале 2022 года, ОКАС планирует запустить пилотную быструю электрозаправочную станцию в центре г. Махачкала. И АРЭИ РД так же сотрудничает с ОКАС и поддерживает подобные проекты. Чем больше проектов связанных с инфраструктурой ЭЗС, тем больше получить развитие электротранспортной отрасли.
С.М. – Абдула, рад узнать, что в Дагестане работа кипит. Есть ещё одна тема, которая непосредственно касается Дагестана, в плане развития производства электромобилей в России в целом. Это вопрос лития – самого важного на сегодня элемента для создания российского производства аккумуляторных элементов. Ещё с советских времён геологоразведкой было обнаружено высокое содержание лития в геотермальных источниках. Сейчас даже Франция, Германия и Италия начинают проекты по добычи лития из рассолов геотермальных станций. И недавно прошла информация, что и в Дагестане планируется начать реализацию подобных проектов. Абдула, у вас есть какая-либо информация по этой теме, и что вы сами думаете о добычи лития в Республике?
А.А. — Да, знаю кто драйвит данную отрасль в регионе — это Институт проблем геотермии и возобновляемой энергетики — филиала Объединённого института высоких температур РАН.
Учёные заявляют, что в Республике Дагестан находятся 55 месторождений с промышленным содержанием лития. И запасы лития настолько большие, что позволят полностью обеспечить потребности России, и даже хватит для экспорта. Дагестанские учёные ведут свою деятельность по изучению месторождений лития более 40 лет, и заявляют, что есть запатентованные разработки технологии извлечения лития и других компонентов из термальных вод.
Мне ещё предстоит изучить этот вопрос более углубленно, возможно даже возьму интервью у представителей Института и учёных. Но изучая опыт других стран, добычей лития должны заниматься компетентные компании с участием государства, так как добыча и переработка лития — это довольно грязный процесс, один не верный шаг может привести как минимум к экологической катастрофе.
Если подытожить вышеизложенное, у Дагестана огромный потенциал по литию. С учётом растущего спроса на литий во всём мире и в России (по аналитике, Россия весь объём потребляемого лития импортирует из разных стран) понимаем, с учётом текущих обстоятельств стране особенно важно развивать технологические компетенции в этой сфере.
НО! Нужно относиться к добыче лития наиболее ответственно. Если будут безопасные технологии, не наносящие вред окружающей среде при добыче лития, я буду только рад такому развитию. Экономический рост региона в ущерб экологии никому не нужен.
P.S.
Большое спасибо Абдуле Абдулагаеву за развёрнутые ответы, за работу в Дагестане. Уважаемые читатели, как вы видите, электромобильное сообщество сочетает в себе стремление к развитию в стране, причём во всех её уголках, и конечно, чтобы это было безвредно для экологии. Ведь мы хотим оставить будущим поколениям цветущую страну. И это главное.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!