В Москве прошла презентация российского электромобиля Кама-1. Постигнет ли его судьба Ё-мобиля? - Зелёная Точка Старта
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

В Москве прошла презентация российского электромобиля Кама-1. Постигнет ли его судьба Ё-мобиля?

10 декабря в московском выставочном комплексе «Экспоцентр» в рамках проведения VII ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО-2020 на стенде Санкт-Петербургского Политеха Петра Великого (СПбПУ) состоялась презентация российского электромобиля «КАМА-1». Его создатели сразу взяли высокую планку, назвав его “первым” российским электромобилем, хотя на самом деле это далеко не первая в России разработка легкового электрокара, хотя может первая из тех, что доведена до уровня готовности к производству, а внешне не стыдно показать. Да, и напомню, что цену ему объявляли в районе 1-ого млн. рублей.

Галерея – российский электромобиль «КАМА-1» – фото Ии Гордеевой (Председатель в Ассоциация развития Электромобильного беспилотного подключённого Транспорта и Инфраструктуры (АЭТИ) >>>

Важность презентации подчёркивалась, участвовавшими в премьере официальными лицами: Фальков Валерий Николаевич, Министр науки и высшего образования Российской Федерации; Когогин Сергей Анатольевич, Генеральный директор ПАО «КАМАЗ»; Сергеев Александр Михайлович, Президент РАН; Песков Дмитрий Николаевич, Спецпредставитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития; Кравченко Денис Борисович, Депутат Государственной Думы; Княгинин Владимир Николаевич, Вице-губернатор Санкт-Петербурга.

Электромобиль разработан совместно ПАО «КАМАЗ», Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ), и его структурным подразделением Инжиниринговым центром «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab) СПбПУ. Разработчики электромобиля «КАМА-1», безусловно, люди профессиональные, с необходимым набором знаний и компетенций. И, в общем то получился, в принципе, приятный на вид автомобиль. Да и как могло быть иначе, ведь проект финансировался, в том числе, Министерством науки и высшего образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Так что на выходе надо было показать достойный результат.

Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, «У нас сегодня значимое событие. Мы презентуем разработку одного из лучших российских вузов – Санкт-Петербургского политехнического университета. В первую очередь хочу поблагодарить ректора и коллектив Алексея Ивановича за эту разработку. Но такого результата невозможно было бы достичь без взаимодействия с индустрией, и особая роль в реализации этого проекта принадлежит ПАО «КАМАЗ». Целью этой выставки является демонстрация успешного взаимодействия российских университетов, научных институтов, бизнеса и предприятий реального сектора экономики. Те технологии и идеи, которые рождаются в университетах, студенческих и молодежных стартапах, должны найти воплощение в производстве и стать продуктами мирового уровня. То, что сегодня представлено, уникально в силу многих причин. На протяжении 20-30 лет идет большая дискуссия, верить или не верить в российское образование и науку, в российский автопром. Мне кажется, для людей, стоящих здесь, ответ очевиден: конечно, надо верить, учитывая славные традиции и коллективы и их желание двигаться вперед! Задача, решенная Петербургским Политехом совместно с «КАМАЗом», показывает, что и в этой части амбиции могут быть успешными. Результат, безусловно, будет, но надо помогать, поддерживать и оказывать доверие, потому что результат возможен благодаря усилиям больших коллективов. Это автомобиль, который создан в рекордно короткие сроки, по самой современной технологии цифровых двойников. Сама технология, её носителем и держателем также является Политех, а идейный вдохновитель, человек, который приложил максимум усилий, – Алексей Иванович Боровков. Он очень много этим занимается и успешно, мы это знаем. Мы привыкли, что на превращение идеи в разработку уходит от 5 до 15-20 лет. Представленный электромобиль – это пример, когда благодаря целенаправленным усилиям заинтересованных сторон может получиться очень интересный продукт. Хотел бы особо отметить роль молодых учёных и инженеров в разработке этого проекта. Государство ставит задачу, чтобы наука молодела, была синергия взаимодействия молодежи и состоявшихся ученых. Важно обеспечить приток молодых кадров в российские разработки. И мне кажется очень важным, что те ребята, которые окунулись в этот проект, сегодня могут продемонстрировать стране и миру очень интересную разработку».


ОК. Много хороших и громких слов, особенно в адрес создателей этого электрокара. Но я не услышал главного – А что с производством? Далее посмотрим, что сказал глава КАМАЗа.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram
Сергей Когогин

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, «Это не первый наш совместный проект с Политехом. Мы верим в то, что за электрическим транспортом будущее – уже не далекое, а ближайшее. После того как на улицы Москвы вышли 400 электробусов производства КАМАЗ, сформировав общую концепцию и видя, что происходит в мире, мы совместно с Политехом и с помощью Минобрнауки, которое нам помогает, решили, что пора рассмотреть вопрос о разработке базовой платформы для развития как пассажирского, так и коммерческого транспорта. Для нас самое важное – это способность группы молодых инженеров Политеха и наших инженеров за короткий срок сделать законченный продукт. Ближайшее время покажет, насколько это получилось, и мы просим всех оценить эту нашу работу».

Опять ни одного слова про производство! Товарищи, а какая вообще была цель создания этого проекта? Цель создать технологию разработки? Ну, хорошо, вы создали не плохой электрокар. А дальше что? Когда он пойдёт в производство? Ведь это самое главное в автомобильной промышленности.

Дмитрий Песков

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков подчеркнул ключевые характеристики проекта разработки «КАМА-1»: «Про эту машину нужно знать несколько вещей, поскольку это, действительно, будущее мирового автопрома. Она электрическая – это первый важный факт. Машина готова к беспилотной эксплуатации, в нее встроены соответствующие системы класса ADAS 3-4 уровня, лидар и камеры, и она может эксплуатироваться как в обычном, так и в беспилотном режиме. Это машина композитная, спроектированная не просто в цифре, а так, чтобы быстро можно было выпускать новые версии. Это идеология Национальной технологической инициативы – продвижение на новые рынки, которые позволяют выпускать продукцию нового класса очень быстро, с коротким time-to-market, и под задачи целевой аудитории. Таких продуктов в НТИ будет становиться все больше наряду с другими продуктами в области плавающих устройств, судов – фактически, это новое будущее российской индустрии. Сделано это руками молодых ребят, которые выросли за последние годы в российских университетах, центрах компетенций НТИ, в Питерском Политехе, Иннополисе, Черноголовке. Они сегодня практически каждый месяц выдают продукты такого класса. Это один из них, и я надеюсь, что он первым дойдет до массового рынка и потребителя».


Опять надежды – “…я надеюсь, что он первым дойдет до массового рынка и потребителя…”. Не надежды нужны, а конкретные производственные планы, расписанные по месяцам. Теперь смотрим, что сказал депутат из Госдумы.

Денис Кравченко

Депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко высказал свое впечатление о проекте в том числе как выпускник СПбПУ: «Отрадно, что в лучшем техническом университете страны, одном из лидеров мирового технического образования родился такой замечательный продукт. Это действительно уникальное воплощение взаимодействия науки, образования и промышленности – тот самый случай, когда целевые деньги попадают в цель. Мы ознакомились с характеристиками этого, казалось бы, «малыша», но оказалось, под капотом 220 лошадиных сил (соответствует 160 кВт – пиковая мощность установленного электродвигателя, которая в разработанном образце электронно ограничена до 80 кВт (108 л.с.) и скорость разгона до 100 кмв час составляет менее семи секунд. Этот продукт имеет колоссальный потенциал для реализации как внутри нашей страны, так и для завоевания внешнего рынка. Нам всем – и законодателям, и министерству, и правительству – всем причастным – необходимо приложить максимум усилий, чтобы этот автомобиль был запущен в серию. Уверен, что рынок его ждет. Но нужно еще поработать, чтобы более активно развивать сеть заправок нового поколения. Поздравляю всю команду разработчиков и лично Андрея Ивановича Рудского, Алексея Ивановича Боровкова. Для меня большая радость быть сегодня здесь со всей командой».


О! Вот тут прозвучало, то, что мы ждали – “…приложить максимум усилий, чтобы этот автомобиль был запущен в серию…”. А что мешает КАМАЗу, со всеми его производственными мощностями, поставить электрокар на поток? Даже главный конструктор проекта, Олег Клявин, сказал, что это только головной образец, на который создана вся конструкторская документация.

Олег Клявин

Конечно, есть большая вероятность того, что «КАМА-1» постигнет судьба “Ё-мобиля” – отличная разработка наших конструкторов и инженеров, “разбивающаяся” о нежелание или неготовность, принимающих конечное решение, начать выпуск продукции, которая заставит дальше начать создавать новую экосистему, в данном случае зарядную инфраструктуру. Диапазон электромобиля «КАМА-1» 250 км, а значит он, как бы его не называли смарт-кроссовером, это городской (и немного пригородный) электромобиль. Из этого следует, что основным его потребителем должен стать горожанин, который ставит свой автомобиль во дворе дома, на плоскостной автостоянке, или в многоярусном паркинге. А значит для этого электрокара по большей части нужны не быстрые зарядные станции, расположенные на магистралях, а именно медленные, ночные, расположенные именно в локациях проживания или работы его владельца. Отсюда вывод, что потребуется создание массовой зарядной инфраструктуры внутри городских районов. Зарядки должны стать массовыми, и доступными. Но чтобы это реализовать, надо прямо и открыто заявить о начале подобного проекта, а не продолжать “петь” про газомоторы. Тут, как говорится, надо что-то снять либо сверху, либо снизу. Если КАМАЗ всё же начнёт выпуск «КАМА-1», то это лишь начало большой работы.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий