«Мы шли на новом автопилоте фирмы «Рэйдиоу шэк». Тот сравнивал информацию от недавно установленных государственных навигационных маяков с заложенной картой и приправлял смесь щепоткой радарных сигналов – амулетом от столкновений.»
Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки». 1980 г.

Продолжаем тему беспилотных электрических пассажирских шаттлов. Электрический транспорт развивается во всех сегментах мобильности, и конечно одной из мейнстримных тем являются беспилотные, автономные системы. В ближайшие годы биспилотные шаттлы станут таким же обычным видом транспорта, так электромобили и электробусы. Но надо признать, что многих пока ещё тревожит сама мысль о том, что в какой-то момент придётся ездить в транспорте, которым управляет не человек, а программный алгоритм, зависящий от электроснабжения, стабильной работы программного обеспечения, от качества лидаров, и иных датчиков. Но давайте говорить откровенно, даже сейчас значительная часть ДТП случается по причине человеческого фактора — психологического или физического состояния водителя. И какого фактора точно нет в автономных системах, так это психологического. Конечно, до тех пор, пока ИИ не осознает себя, и не поднимет «восстание машин», или не появятся беспилотники-партизаны. Но это из ряда апокалипсической и киберпанковской фантастики.
Сейчас мы осветим существующие проекты беспилотного транспорта, класса шаттлов. Многие из них существуют и работают уже несколько лет. Как правило, основные локации их применения это аэропорты, гостиничные, торговые, и бизнес комплексы, производственные территории, обособленные жилые и деловые кварталы, парковые территории, центральные и исторические городские территории, университетские кампусы, где ограничено движение обычного транспорта. То есть это те территории, где новый вид транспорт может осуществлять свои функции в безопасном для окружающих и себя режимах. Так же беспилотные шаттлы уже эксплуатируются в городской черте, на дорогах общего пользования, но в основном это пока не очень большие города, с довольно спокойным общим трафиком.
Итак, давайте пройдёмся по списку существующих проектов беспилотных шаттлов. Сначала посмотрим на рабочие проекты, а в конце уделим внимание тем, что находятся в стадии «гибернации», то есть не живы, не мертвы, но которые подавали о себе знать, хотя бы в виде прототипов и рендеров. Отдельной темой будут грузовые и коммерческие беспилотники, о которых так же упомянем, но уже в следующих обзорах.
Поехали
Пассажирские беспилотные шаттлы:
1. Local Motors
Local Motors — американская компания из Аризоны. Производит беспилотный шаттл Olli — первый в мире автономный шаттл, напечатанный на 3D-принтере. Он предназначен для перевозки пассажиров. Партнёром компании является компьютерный гигант IBM, который помогает в разработке программного обеспечения, интегрировав в транспорт свой вариант искусственного интеллекта «Watson».

Шаттлы Olli 2.0 с момента их появления можно встретить в Лас-Вегасе, Турине, Мэриленде, Берлине, на территории кампуса Университете науки и технологий имени короля Абдаллы (KAUST) в Саудовской Аравии. Этой весной они начнут курсировать по улицам Торонто. Транспортная компания Western Transportation пустит беспилотники по окраинам и пригородам Торонто, при этом первая стадия тестовой эксплуатации будет включать в себя наличие двух штатных сотрудников, оператора борту, и представителя службы поддержки клиентов от TTC или Metrolinx.
Технические характеристики:
- Диапазон: 60 км (номинал), 40 км (максимальная нагрузка, максимальный кондиционер)
- Максимальная скорость: 40 км/ч
- Максимальный крутящий момент: 240 Нм
- Время зарядки (440 В): 1,5 часа
- Трансмиссия: передаточное число 9,59,1
- Снаряженная масса: 2654 кг
- Грузоподъемность: 612 кг
- Габариты: Длина — 3920 мм, Ширина — 2050 мм, Высота — 2500 мм
- Колёсная база: 2526 мм
2. Navya
Navya — французская компания, проектирующая и производящая автономные средства передвижения, как пассажирского, так и грузового назначения. Беспилотный шаттл Shuttle Evo от Navya, пожалуй, один из лучших в мире в этом сегменте транспорта. Его можно встретить в разных частях света, и не только в тестовой эксплуатации, но уже и повседневной работе.

Естественно, что в первую очередь он начал работу в Париже. А далее Токио, инновационный город Ханеда, Масдар-Сити (ультрасовременный, высокотехнологичный и экологически чистый город), в ОАЭ, на территории медицинского центра Шибы, расположенном в пригороде Тель-Авива, в Сингапуре, в том числе как трансфер для военных по территории армейского лагеря Кранджи, а также в США, во Флориде.
Такая широкая география распространения способствует упрочению лидерских позиций Navya в отрасли, чей «автономный» мини-электробус находится в верхней части списка городских властей многих городов, когда они задумываются о начале использования пассажирских беспилотников.
Shuttle Evo перевозит до 15 пассажиров (11 сидячих и 4 стоячих места). Аккумуляторный блок позволяет работать беспилотнику в среднем 9 часов, при скорости 25 км/ч.
Сейчас Navya и другая французская компания Bluebus начали совместные работы по созданию беспилотного электробуса длиной 6 метров. Также Navya, в партнёрстве с Charlatte Autonom создали беспилотный грузовой тягач Tract, предназначенный для работы в аэропортах и на закрытых промышленных территориях.
3. EasyMile
EasyMile — ещё одна французская компания, производящая беспилотные пассажирские шаттлы EZ10, и грузовые дроны TractEasy. Компания работает в сотрудничестве с Continental, Alstom, и Groupe PSA. Шаттлы EasyMile EZ10 работают по всему миру в самых разных местах, включая центральные части городов, где ограниченно движение ДВС-автомобилей, посёлки, университетские и корпоративные кампусы, больницы, парки. Среди этих локаций значатся, в том числе Гамбург, Оттава, а так же города в Норвегии, Испании, и Техасе…

EZ10, работают на уровне 4 автономного вождения, и могут самостоятельно справляться с большинством дорожных ситуаций (без обслуживающего персонала на борту). Пассажировместимость находится в пределах 15 человек, а благодаря встроенному пандусу для инвалидных колясок в EZ10 им могут пользоваться люди с ограниченными возможностями. Рабочий температурный предел находится в границах от -15 °C до +45 °C. Габариты (ДхШхВ): 4050 x 1892 x 2871 мм.
4. 2GetThere
2GetThere — компания из Нидерландов, ставшая два года назад дочерней компанией ZF Group. Имеет свои подразделения в Сингапуре, и Объединенных Арабских Эмиратах. Разрабатывает и производит автономные транспортные системы, среди которых беспилотные шаттлы, и также роботакси.

В линейке шаттлов 2GetThere значатся Rivium 3.0 (первая версия была представлена аж в 1999 году), шаттл De Lijn для брюссельского аэропорта, шаттл RABus (будет запущен в Мангейме в 2023 году).
5. Baidu
Baidu — китайский технологический гигант Baidu был основан в 2000 году и специализируется на интернет-услугах и продуктах, а также на ИИ. Компания начала разработку автономных транспортных средств в 2013 году. Несколько лет назад Baidu с 50 партнёрами начало разработку новых автономных автобусов Apollo. Серийное производство автономного микроавтобуса Apollo осуществляется в партнёрстве с китайским производителем автомобилей King Long.

Apollo вмещает 14 человек (6 сидячих, и 8 стоячих мест). Работает на 4 уровне автономности. Операционная скорость 20 км/ч, максимальная 40 км/ч. Время работы без подзарядки 2 часа. География эксплуатации — многие города Китая, перечислять, которых смысла нет. Китайцы быстро осваивают новые технологии, и внедряют из в свою жизнь.
6. Coast Autonomous
Coast Autonomous — калифорнийский стартап, представивший пассажирский шаттл COAST P-1 собственной разработки.
COAST P-1 разработан для безопасной работы в пешеходных зонах, в смешанном потоке и на выделенных полосах для движения общественного транспорта. Имеет функцию вызова по требованию, через приложение на смартфоне.

Компания Coast Autonomous предлагает не только собственный беспилотный электрический мини-электробус, но и программное обеспечение как услугу, а это означает, что другие автопроизводители могут установить программное обеспечение на свои транспортные средства, чтобы они могли работать без водителя.
7. Toyota
К несостоявшимся по понятным причинам Олимпийским играм в Японии Toyota создала пассажирский автономный шаттл «e-Palette». Это, пожалуй, единственное «приложение» которой точно станет в линейке Toyota исключительно аккумуляторным средством передвижения. У шаттла прекрасный обзор благодаря большим окнам, и вмещает максимум 20 человек, также есть места для инвалидных колясок. Рабочий диапазон 150 км.

Сомнений в технологических и производственных возможностях Toyota нет. Если они захотят, что вполне способны захватить большую часть рынка автономных шаттлов. К тому же на бае платформы для «e-Palette» можно сделать автоматическую доставку или передвижной магазин.
8. e.Go

Немецкий стартап e.Go в партнёрстве с ZF и Bosch разработал и представил мини-электробус People Mover. Его серийное производство уже началось. Несмотря на то, что у него есть водительское место и органы управления, он так же опционально будет беспилотным.
9. Sensible 4
Sensible4 — финская компания, пустившая автономный шаттл, назвав его Gacha. Беспилотник GACHA, это первый в мире автономный мини-электробус, который может работать любых погодных условий, даже в условиях суровых северных морозов. А всё потому что фины разработали специальные датчики, которые могут работать даже, когда температура опускается до минус 40 градусов Цельсия. Шаттл успешно прошёл испытания в сложных погодных условиях, включая снег, ветер и сильный дождь.

Sensible4 Gacha хоть и является автономным, но на первом этапе внедрения этой технологии в салоне всегда есть оператор, который может быстро, при необходимости, перехватить управление. Так как партнёрами финской компании являются SoftBank, Toyota и дизайнерами японского дизайнерского дома Muji этот шаттл в массовом порядке, скорее всего появится именно в Японии.
Технические характеристики:
- Полный набор датчиков автономного вождения:
- лидары, радары, камера с обзором на 360 градусов, высокоточный GPS, блок инерции и управление 4GLTE / 5G
- Максимальная скорость: 40 км/ч в автономном режиме
- Трансмиссия: электрическая, полный привод — 4WD
- Диапазон: 100+ km
- Быстрая зарядка, с беспроводной зарядкой в качестве опции
- Габариты: 4,5 * 2,4 * 2,8 м (Д * Ш * В)
- Вместимость: 10 мест, 6 стоя
- Лёгкий доступ для людей с ограниченными физическими возможностями
- Внешние дисплеи вокруг автомобиля для связи с автомобилем
10. Milla Pod
Milla Pod — ещё одна французская компания в нашем списке. Она менее известна, нежели Navya или EasyMile, но их вариант автономного шаттла смотрится ничуть не хуже, чем у коллег, и даже более футуристично. Но в дизайне кузова так же чувствуются нотки старины, к примеру, этот шаттл так же можно назвать самодвижущейся каретой, тем более что беспилотник рассчитан на 4 человека. Хотя в концепции есть вариант наличия 6 сидячих мест.

Создатели беспилотника также позиционирую его как «первый оператор автономной мобильности, способный перемещаться по бездорожью в автономном режиме». Максимальная скорость 30 км/ч.
11. May Mobility
May Mobility – стартап из Мичиганского университета привлёк десятки миллионов долларов инвестиционных фондов, таких как Toyota и BMW, поэтому у него очень хорошие возможности для конкуренции на рынке автономных шаттлов. Их автономные шаттлы похожи на микроавтобусы, созданные на базе гольфкаров, но оснащённые всеми необходимыми для осуществления беспилотного режима езды датчиками и программным обеспечением.

В настоящее время компания сосредоточена на рынке перевозок пассажиров «первой» и «последней» мили в США, особенно в городских районах. Текущий парк электромобилей May Mobility уже обеспечил более 170 000 прибыльных поездок с корпоративным сервисом, работающим как с государственными, так и с частными клиентами в Детройте, Гранд-Рапидсе, Мичигане, Провиденсе, и Род-Айленде.
12. Next
Next Future Mobility — калифорнийская компания представила, пожалуй, самый необычный и футуристичный вариант беспилотного шаттла. Хотя это даже шаттлом с трудом можно назвать. Это пассажирские роботизированные «вагонетки», которые могут по ходу движения объединяться в один «поезд», если они едут по одному маршруту.

Очевидно, что это модульная система, которую можно увеличивать или уменьшать в зависимости от потребностей, но до сих пор дизайн в значительной степени всё ещё находится в стадии разработки, и до реального уличного применения дело пока не дошло. Компания принимает предварительные заказы и представила рабочий прототип, который предназначен для перевозки людей, но может быть модифицирован под перевозки грузов.
Стартап поддерживает ряд инвесторов, в том числе и из Объединенных Арабских Эмиратах, которые хотят видеть столь необычный вид транспорта на улицах своих новых инновационных городов.
13. Optimus Ride
Optimus Ride – это продукт стартапа Массачусетского технологического института. Их машина выглядит очень привычно и знакомо.

Optimus Ride уже развернула свои автономные транспортные системы в районе морского порта Бостона, в многофункциональном комплексе в Южном Уэймуте, Массачусетс, и в Бруклинском военно-морском парке.
14. National Electric Vehicles Sweden

NEVS — это то, во что трансформировалась знаменитая ранее шведская автомобильная компании SAAB, и сейчас принадлежит новому китайскому электромобильному гиганту Evergrande. И вот в рамках был создан автономный шаттл Sango. Вполне футуристичный по виду, и со всеми полагающимися атрибутами для работы в беспилотном режиме.
15. Ohmio
Ohmio — это новозеландская компания создала несколько версий беспилотных пассажирских шаттлов, и некоторые уже работают, к примеру, в новозеландских аэропортах. Одна из версий, а именно Ohmio LIFT XT1, может по аналогии с проектом Next Future Mobility объединяться в небольшой поезд.

По словам компании, одной из ключевых особенностей системы наведения Ohmio является простота реализации и изменения маршрутов, что обеспечивает более гибкое и удаленное развёртывание транспортного средства.
16. Auve Tech
Auve Tech – эстонский технологический стартап, разработавший, и запустивший в производство электрический беспилотный шаттл Iseauto. О нём вы могли прочитать в нашем материале на днях.

Компания за короткое время смогла не просто наладить производство, но даже начать экспорт своего автономного мини-электробуса в страны Европы.
17. Fisker Orbit Shuttle

Хенрик Фискер в модельном ряде своих транспортных средств хотел видеть, в том числе беспилотный шаттл, и он его нарисовал. Беспилотник Orbit получился бы вполне интересным, но ресурсов на реализацию этого проекта у него не оказалось. Можно надеяться, что по мере развития его сотрудничества с Magna и Foxconn у него найдутся ресурсы на реализацию этого проекта
18. Volkswagen SEDRIC

Volkswagen несколько лет назад представил концепт беспилотного шаттла SEDRIC. Но пока он остался только в стадии концепта. Сейчас компания занята электромобильной трансформацией, и борьбой за европейский рынок электромобилей, развёртывая производство электрокаров семейства ID, и видимо, компании пока не до пассажирских беспилотников. Хотя, скорее всего, проект не забыт, и будет реализован по мере электрификации всей модельной линейки компании.
19. «Шатл» от НАМИ и КамАЗ

Нашумевший в своё время проект. Классный, современный дизайн. И главное что была и есть машина, что называется «в железе». Его даже тестил глава Татарстана. Но при всей инновационности, и как вы поняли, экспортному потенциалу, серийное производство этого беспилотника не налажено. А выставочные и тестовые образцы, это совсем не то, что хотелось бы ожидать от партнёрства со столь весомыми именами.
20. Русская «Matrёska»

Matrёska – ещё один российский проект беспилотного транспорта. В истоке это была единая беспилотная платформа, на которую можно было поставить кузова различного назначения, в том числе и пассажирский вариант. Этот проект разрабатывали частные российские компании «Бакулин Моторс Групп» и «Электротранспортные технологии». Последняя, под руководством Ильи Федичева, разработала и произвела собственную электрическую трансмиссию, полный набор в сборе – электромотор, инвертер, редуктор. Но пока проект завис. Надеюсь, что у кого-то из участников этого проекта всё же со временем найдутся ресурсы для его реализации.
P.S.
Как вы видите, беспилотный сегмент общественного транспорта развивается во всём мире. В разных форм-факторах, с разными скоростями реализации проектов. Но тенденция, и потенциальный рынок очевидны. Пассажирские беспилотные шаттлы, это один из элементов будущего электромобильности. И в этом сегменте российские компании вполне бы могли побороться за тёплое место. Надо просто немного больше смелости, и амбициозности! Чуть позже мы продолжим обзоры беспилотной техники, но уже в других сегментах.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!