Топ 20 проектов автономных, беспилотных пассажирских шаттлов - Зелёная Точка Старта
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Топ 20 проектов автономных, беспилотных пассажирских шаттлов

«Мы шли на новом автопилоте фирмы «Рэйдиоу шэк». Тот сравнивал информацию от недавно установленных государственных навигационных маяков с заложенной картой и приправлял смесь щепоткой радарных сигналов – амулетом от столкновений.»
Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки». 1980 г.

Витки

Продолжаем тему беспилотных электрических пассажирских шаттлов. Электрический транспорт развивается во всех сегментах мобильности, и конечно одной из мейнстримных тем являются беспилотные, автономные системы. В ближайшие годы биспилотные шаттлы станут таким же обычным видом транспорта, так электромобили и электробусы. Но надо признать, что многих пока ещё тревожит сама мысль о том, что в какой-то момент придётся ездить в транспорте, которым управляет не человек, а программный алгоритм, зависящий от электроснабжения, стабильной работы программного обеспечения, от качества лидаров, и иных датчиков. Но давайте говорить откровенно, даже сейчас значительная часть ДТП случается по причине человеческого фактора — психологического или физического состояния водителя. И какого фактора точно нет в автономных системах, так это психологического. Конечно, до тех пор, пока ИИ не осознает себя, и не поднимет «восстание машин», или не появятся беспилотники-партизаны. Но это из ряда апокалипсической и киберпанковской фантастики.

Сейчас мы осветим существующие проекты беспилотного транспорта, класса шаттлов. Многие из них существуют и работают уже несколько лет. Как правило, основные локации их применения это аэропорты, гостиничные, торговые, и бизнес комплексы, производственные территории, обособленные жилые и деловые кварталы, парковые территории, центральные и исторические городские территории, университетские кампусы, где ограничено движение обычного транспорта. То есть это те территории, где новый вид транспорт может осуществлять свои функции в безопасном для окружающих и себя режимах. Так же беспилотные шаттлы уже эксплуатируются в городской черте, на дорогах общего пользования, но в основном это пока не очень большие города, с довольно спокойным общим трафиком.

Итак, давайте пройдёмся по списку существующих проектов беспилотных шаттлов. Сначала посмотрим на рабочие проекты, а в конце уделим внимание тем, что находятся в стадии «гибернации», то есть не живы, не мертвы, но которые подавали о себе знать, хотя бы в виде прототипов и рендеров. Отдельной темой будут грузовые и коммерческие беспилотники, о которых так же упомянем, но уже в следующих обзорах.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

Поехали

Пассажирские беспилотные шаттлы:

1.  Local Motors

Local Motors — американская компания из Аризоны. Производит беспилотный шаттл Olli — первый в мире автономный шаттл, напечатанный на 3D-принтере. Он предназначен для перевозки пассажиров. Партнёром компании является компьютерный гигант IBM, который помогает в разработке программного обеспечения, интегрировав в транспорт свой вариант искусственного интеллекта «Watson».

Olli 2.0

Шаттлы Olli 2.0 с момента их появления можно встретить в Лас-Вегасе, Турине, Мэриленде, Берлине, на территории кампуса Университете науки и технологий имени короля Абдаллы (KAUST) в Саудовской Аравии. Этой весной они начнут курсировать по улицам Торонто. Транспортная компания Western Transportation пустит беспилотники по окраинам и пригородам Торонто, при этом первая стадия тестовой эксплуатации будет включать в себя наличие двух штатных сотрудников, оператора борту, и представителя службы поддержки клиентов от TTC или Metrolinx.

Технические характеристики:

  • Диапазон: 60 км (номинал), 40 км (максимальная нагрузка, максимальный кондиционер)
  • Максимальная скорость: 40 км/ч
  • Максимальный крутящий момент: 240 Нм
  • Время зарядки (440 В): 1,5 часа
  • Трансмиссия: передаточное число 9,59,1
  • Снаряженная масса: 2654 кг
  • Грузоподъемность: 612 кг
  • Габариты: Длина — 3920 мм, Ширина — 2050 мм, Высота — 2500 мм
  • Колёсная база: 2526 мм

2. Navya

Navya — французская компания, проектирующая и производящая автономные средства передвижения, как пассажирского, так и грузового назначения. Беспилотный шаттл Shuttle Evo от Navya, пожалуй, один из лучших в мире в этом сегменте транспорта. Его можно встретить в разных частях света, и не только в тестовой эксплуатации, но уже и повседневной работе.

Navya — Shuttle Ev

Естественно, что в первую очередь он начал работу в Париже. А далее Токио, инновационный город Ханеда, Масдар-Сити (ультрасовременный, высокотехнологичный и экологически чистый город), в ОАЭ, на территории медицинского центра Шибы, расположенном в пригороде Тель-Авива, в Сингапуре, в том числе как трансфер для военных по территории армейского лагеря Кранджи, а также в США, во Флориде.

Такая широкая география распространения способствует упрочению лидерских позиций Navya в отрасли, чей «автономный» мини-электробус находится в верхней части списка городских властей многих городов, когда они задумываются о начале использования пассажирских беспилотников.

Shuttle Evo перевозит до 15 пассажиров (11 сидячих и 4 стоячих места). Аккумуляторный блок позволяет работать беспилотнику в среднем 9 часов, при скорости 25 км/ч.

Сейчас Navya и другая французская компания Bluebus начали совместные работы по созданию беспилотного электробуса длиной 6 метров. Также Navya, в партнёрстве с Charlatte Autonom создали беспилотный грузовой тягач Tract, предназначенный для работы в аэропортах и на закрытых промышленных территориях.

3. EasyMile

EasyMile — ещё одна французская компания, производящая беспилотные пассажирские шаттлы EZ10, и грузовые дроны TractEasy. Компания работает в сотрудничестве с Continental, Alstom, и Groupe PSA. Шаттлы EasyMile EZ10 работают по всему миру в самых разных местах, включая центральные части городов, где ограниченно движение ДВС-автомобилей, посёлки, университетские и корпоративные кампусы, больницы, парки. Среди этих локаций значатся, в том числе Гамбург, Оттава, а так же города в Норвегии, Испании, и Техасе…

easymile ez10

EZ10, работают на уровне 4 автономного вождения, и могут самостоятельно справляться с большинством дорожных ситуаций (без обслуживающего персонала на борту). Пассажировместимость находится в пределах 15 человек, а благодаря встроенному пандусу для инвалидных колясок в EZ10 им могут пользоваться люди с ограниченными возможностями. Рабочий температурный предел находится в границах от -15 °C до +45 °C. Габариты (ДхШхВ): 4050 x 1892 x 2871 мм.

4. 2GetThere

2GetThere — компания из Нидерландов, ставшая два года назад дочерней компанией ZF Group. Имеет свои подразделения в Сингапуре, и Объединенных Арабских Эмиратах. Разрабатывает и производит автономные транспортные системы, среди которых беспилотные шаттлы, и также роботакси.

RABus

В линейке шаттлов 2GetThere значатся Rivium 3.0 (первая версия была представлена аж в 1999 году), шаттл De Lijn для брюссельского аэропорта, шаттл RABus (будет запущен в Мангейме в 2023 году).

5. Baidu

Baidu — китайский технологический гигант Baidu был основан в 2000 году и специализируется на интернет-услугах и продуктах, а также на ИИ. Компания начала разработку автономных транспортных средств в 2013 году. Несколько лет назад Baidu с 50 партнёрами начало разработку новых автономных автобусов Apollo. Серийное производство автономного микроавтобуса Apollo осуществляется в партнёрстве с китайским производителем автомобилей King Long.

Baidu Apollo

Apollo вмещает 14 человек (6 сидячих, и 8 стоячих мест). Работает на 4 уровне автономности. Операционная скорость 20 км/ч, максимальная 40 км/ч. Время работы без подзарядки 2 часа. География эксплуатации — многие города Китая, перечислять, которых смысла нет. Китайцы быстро осваивают новые технологии, и внедряют из в свою жизнь.

6. Coast Autonomous

Coast Autonomous — калифорнийский стартап, представивший пассажирский шаттл COAST P-1 собственной разработки.

COAST P-1 разработан для безопасной работы в пешеходных зонах, в смешанном потоке и на выделенных полосах для движения общественного транспорта. Имеет функцию вызова по требованию, через приложение на смартфоне.

Coast Autonomous

Компания Coast Autonomous предлагает не только собственный беспилотный электрический мини-электробус, но и программное обеспечение как услугу, а это означает, что другие автопроизводители могут установить программное обеспечение на свои транспортные средства, чтобы они могли работать без водителя.

7. Toyota

К несостоявшимся по понятным причинам Олимпийским играм в Японии Toyota создала пассажирский автономный шаттл «e-Palette». Это, пожалуй, единственное «приложение» которой точно станет в линейке Toyota исключительно аккумуляторным средством передвижения. У шаттла прекрасный обзор благодаря большим окнам, и вмещает максимум 20 человек, также есть места для инвалидных колясок. Рабочий диапазон 150 км.

Toyota e-Palette

Сомнений в технологических и производственных возможностях Toyota нет. Если они захотят, что вполне способны захватить большую часть рынка автономных шаттлов. К тому же на бае платформы для «e-Palette» можно сделать автоматическую доставку или передвижной магазин.

8. e.Go

e.go people mover

Немецкий стартап e.Go в партнёрстве с ZF и Bosch разработал и представил мини-электробус People Mover. Его серийное производство уже началось. Несмотря на то, что у него есть водительское место и органы управления, он так же опционально будет беспилотным.

9. Sensible 4

Sensible4 — финская компания, пустившая автономный шаттл, назвав его Gacha. Беспилотник GACHA, это первый в мире автономный мини-электробус, который может работать любых погодных условий, даже в условиях суровых северных морозов. А всё потому что фины разработали специальные датчики, которые могут работать даже, когда температура опускается до минус 40 градусов Цельсия. Шаттл успешно прошёл испытания в сложных погодных условиях, включая снег, ветер и сильный дождь.

Sensible 4 Gacha

Sensible4 Gacha хоть и является автономным, но на первом этапе внедрения этой технологии в салоне всегда есть оператор, который может быстро, при необходимости, перехватить управление. Так как партнёрами финской компании являются SoftBank, Toyota и дизайнерами японского дизайнерского дома Muji этот шаттл в массовом порядке, скорее всего появится именно в Японии.

Технические характеристики:

  • Полный набор датчиков автономного вождения:
  • лидары, радары, камера с обзором на 360 градусов, высокоточный GPS, блок инерции и управление 4GLTE / 5G
  • Максимальная скорость: 40 км/ч в автономном режиме
  • Трансмиссия: электрическая, полный привод — 4WD
  • Диапазон: 100+ km
  • Быстрая зарядка, с беспроводной зарядкой в ​​качестве опции
  • Габариты: 4,5 * 2,4 * 2,8 м (Д * Ш * В)
  • Вместимость: 10 мест, 6 стоя
  • Лёгкий доступ для людей с ограниченными физическими возможностями
  • Внешние дисплеи вокруг автомобиля для связи с автомобилем

10. Milla Pod

Milla Pod — ещё одна французская компания в нашем списке. Она менее известна, нежели Navya или EasyMile, но их вариант автономного шаттла смотрится ничуть не хуже, чем у коллег, и даже более футуристично. Но в дизайне кузова так же чувствуются нотки старины, к примеру, этот шаттл так же можно назвать самодвижущейся каретой, тем более что беспилотник рассчитан на 4 человека. Хотя в концепции есть вариант наличия 6 сидячих мест.

Milla Pod

Создатели беспилотника также позиционирую его как «первый оператор автономной мобильности, способный перемещаться по бездорожью в автономном режиме». Максимальная скорость 30 км/ч.

11. May Mobility

May Mobility – стартап из Мичиганского университета привлёк десятки миллионов долларов инвестиционных фондов, таких как Toyota и BMW, поэтому у него очень хорошие возможности для конкуренции на рынке автономных шаттлов. Их автономные шаттлы похожи на микроавтобусы, созданные на базе гольфкаров, но оснащённые всеми необходимыми для осуществления беспилотного режима езды датчиками и программным обеспечением.

may mobility

В настоящее время компания сосредоточена на рынке перевозок пассажиров «первой» и «последней» мили в США, особенно в городских районах. Текущий парк электромобилей May Mobility уже обеспечил более 170 000 прибыльных поездок с корпоративным сервисом, работающим как с государственными, так и с частными клиентами в Детройте, Гранд-Рапидсе, Мичигане, Провиденсе, и Род-Айленде.

12. Next

Next Future Mobility — калифорнийская компания представила, пожалуй, самый необычный и футуристичный вариант беспилотного шаттла. Хотя это даже шаттлом с трудом можно назвать. Это пассажирские роботизированные «вагонетки», которые могут по ходу движения объединяться в один «поезд», если они едут по одному маршруту.

next futuretransportation

Очевидно, что это модульная система, которую можно увеличивать или уменьшать в зависимости от потребностей, но до сих пор дизайн в значительной степени всё ещё находится в стадии разработки, и до реального уличного применения дело пока не дошло. Компания принимает предварительные заказы и представила рабочий прототип, который предназначен для перевозки людей, но может быть модифицирован под перевозки грузов.

Стартап поддерживает ряд инвесторов, в том числе и из Объединенных Арабских Эмиратах, которые хотят видеть столь необычный вид транспорта на улицах своих новых инновационных городов.

13. Optimus Ride

Optimus Ride – это продукт стартапа Массачусетского технологического института. Их машина выглядит очень привычно и знакомо.

Optimus Ride

Optimus Ride уже развернула свои автономные транспортные системы в районе морского порта Бостона, в многофункциональном комплексе в Южном Уэймуте, Массачусетс, и в Бруклинском военно-морском парке.

14. National Electric Vehicles Sweden

NEVS — Sango

NEVS — это то, во что трансформировалась знаменитая ранее шведская автомобильная компании SAAB, и сейчас принадлежит новому китайскому электромобильному гиганту Evergrande. И вот в рамках был создан автономный шаттл Sango. Вполне футуристичный по виду, и со всеми полагающимися атрибутами для работы в беспилотном режиме.

15. Ohmio

Ohmio — это новозеландская компания создала несколько версий беспилотных пассажирских шаттлов, и некоторые уже работают, к примеру, в новозеландских аэропортах. Одна из версий, а именно Ohmio LIFT XT1, может по аналогии с проектом Next Future Mobility объединяться в небольшой поезд.

Ohmio Lift

По словам компании, одной из ключевых особенностей системы наведения Ohmio является простота реализации и изменения маршрутов, что обеспечивает более гибкое и удаленное развёртывание транспортного средства.

16. Auve Tech

Auve Tech – эстонский технологический стартап, разработавший, и запустивший в производство электрический беспилотный шаттл Iseauto. О нём вы могли прочитать в нашем материале на днях.

Ohmio Lift

Компания за короткое время смогла не просто наладить производство, но даже начать экспорт своего автономного мини-электробуса в страны Европы.

17. Fisker Orbit Shuttle

fisker orbit shuttle

Хенрик Фискер в модельном ряде своих транспортных средств хотел видеть, в том числе беспилотный шаттл, и он его нарисовал. Беспилотник Orbit получился бы вполне интересным, но ресурсов на реализацию этого проекта у него не оказалось. Можно надеяться, что по мере развития его сотрудничества с Magna и Foxconn у него найдутся ресурсы на реализацию этого проекта

18. Volkswagen SEDRIC

Volkswagen SEDRIC

Volkswagen несколько лет назад представил концепт беспилотного шаттла SEDRIC. Но пока он остался только в стадии концепта. Сейчас компания занята электромобильной трансформацией, и борьбой за европейский рынок электромобилей, развёртывая производство электрокаров семейства ID, и видимо, компании пока не до пассажирских беспилотников. Хотя, скорее всего, проект не забыт, и будет реализован по мере электрификации всей модельной линейки компании.

19. «Шатл» от НАМИ и КамАЗ

«Шатл» — НАМИ и КамАЗ

Нашумевший в своё время проект. Классный, современный дизайн. И главное что была и есть машина, что называется «в железе». Его даже тестил глава Татарстана. Но при всей инновационности, и как вы поняли, экспортному потенциалу, серийное производство этого беспилотника не налажено. А выставочные и тестовые образцы, это совсем не то, что хотелось бы ожидать от партнёрства со столь весомыми именами.

20. Русская «Matrёska»

Matrёska

Matrёska – ещё один российский проект беспилотного транспорта. В истоке это была единая беспилотная платформа, на которую можно было поставить кузова различного назначения, в том числе и пассажирский вариант. Этот проект разрабатывали частные российские компании «Бакулин Моторс Групп» и «Электротранспортные технологии». Последняя, под руководством Ильи Федичева, разработала и произвела собственную электрическую трансмиссию, полный набор в сборе – электромотор, инвертер, редуктор. Но пока проект завис. Надеюсь, что у кого-то из участников этого проекта всё же со временем найдутся ресурсы для его реализации.

P.S.

Как вы видите, беспилотный сегмент общественного транспорта развивается во всём мире. В разных форм-факторах, с разными скоростями реализации проектов. Но тенденция, и потенциальный рынок очевидны. Пассажирские беспилотные шаттлы, это один из элементов будущего электромобильности. И в этом сегменте российские компании вполне бы могли побороться за тёплое место. Надо просто немного больше смелости, и амбициозности! Чуть позже мы продолжим обзоры беспилотной техники, но уже в других сегментах.

___________________________

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

У портала "Зелёная Точка Старта" нет платной подписки. Но это журналистская работа, которая тоже требует много времени, напряжённой работы и денег. Вот почему мы просим вас поддержать нас. Пожалуйста, используйте кнопку ниже, чтобы внести свой вклад в ИАП "Зелёная Точка Старта". Сумму вы можете заполнить сами, по усмотрению.
%d такие блоггеры, как: