Волна электромобильной революции наконец-таки накрыла последнюю гигантскую автомобилестроительную мультибрендовую корпорацию Stellantis. Напомню, что в январе завершилась процедура слияния концернов PSA и FCA, в результате чего была создана новая гигантская автомобильная компания Stellantis. Она объединила в себе практически полтора десятка автомобильных брендов, известных всем — Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, Fiat, Fiat Professional, Jeep, Lancia, Maserati, Mopar, Abarth, Opel, Peugeot, Ram, Vauxhall.
Слияние не было простым, и скорее вынужденным. Наступающую электромобильную эру в руководствах PSA и FCA воспринимали по-разному. Если франко-германская составляющая в лице PSA вполне адекватно понимало, происходящие в отрасли изменения, и до слияния выпустила на рынок несколько моделей электромобилей, то итало-американская FCA, по руководство в то время Серджо Марчионне, по большей степени игнорировало этот процесс. Выпуск электрического Fiat500 погоды не делало. Назревали радикальные изменения. И вот, после слияния и появления Stellantis, взявший бразды правления Карлос Таварес повернул гигантскую компанию в направление электрификации.
Карлос Таварес, «Наш путь к электрификации, возможно, является самым важным кирпичиком, который нужно заложить, поскольку мы начинаем раскрывать будущее Stellantis всего через шесть месяцев после его рождения, и теперь вся компания находится в режиме полной реализации, чтобы превзойти ожидания каждого клиента и ускорить наше трансформирование в направлении движения всего мира».
Stellantis EV Day
Презентация стратегии «Stellantis EV Day» прошла в ставшем вынужденно популярном ныне онлайн формате. Глава компании, Карлос Таварес, и его коллеги, отвечающие за конкретные направления, подробно рассказали об электромобильном будущем Stellantis.
Новая стратегия Stellantis подразумевает создание четырёх базовых электрических платформ, рассчитанных на каждый транспортный сегмент – городской электромобиль, средний и бизнес класс, автомобили спорт класса, а также тяжёлые внедорожники и пикапы.
К 2030 году компания собирается выйти на показатели производства и продаж своих электрических автомобилей на уровне 70% для Европы, и 40% для рынка США. При этом бренд Opel будет ориентирован только на Европу, и станет полностью электрическим к 2028 году. По завершении всей программы трансформации, 98% всех выпускаемых компанией автомобилей будут электрическими.
Генеральный директор Opel Майкл Лошеллер: «С 2028 года Opel будет предлагать электромобили только на своем основном европейском рынке. Это подчеркивает приверженность нашего бренда электромобильности. Будущее автомобильной промышленности — за электричеством».
Чтобы реализовать задуманное, к 2025 году Stellantis инвестирует в электрификацию и соответствующее программное обеспечение более 30 миллиардов €.
Четыре чисто электрических платформы, охватят все основные сегменты автомобильного рынка. При этом даже самый «городской» электромобиль будет иметь диапазон пробега на одной зарядке минимум 500 км. Это на самом деле делает такой автомобиль вполне себе спокойно пригодным и для междугородних пробегов. Верхняя планка диапазона объявлена на уровне 800 км.
Три варианта электрической трансмиссии
Платформы будет четыре, а вариантов электрической трансмиссии будет три. Их мощность составит 70, 125-180, и 150-330 кВт. Естественно, как это сегодня уже стало стандартом, этот узел будет, что называет «три в одном». То есть он будет состоять из самого электромотора, редуктора (дифференциала), и блока силовой электроники (инвертора).
Силовые агрегаты будут производиться в Европе на совместном предприятии Stellantis и Nidek. Японская компания Nidek уже долгое время разрабатывает и производит электрические трансмиссии для электрокаров. И недавно в Сербии было начато строительство завода компании, чья продукция, в том числе пойдёт и на комплектацию электромобилей брендов Stellantis.
Два варианта химии аккумуляторного элемента
Что касается батарей, Stellantis будет предлагать покупателям электромобили на выбор с двумя вариантами химии аккумуляторных элементов FeMn и NiMn. То есть один вариант литиевой батареи не будет содержать никель и кобальт, и это не будет LFP. Плотность энергии батарей Stellantis заявлен на уровне 400-500 Втч/л для аккумуляторов без никеля и кобальта, и 600-700 Втч/л для NiMn. Вариант без кобальта должен быть на 20% дешевле, чем элемент на основе никеля. В целом ожидается, что к 2024 году батареи будут на 40% дешевле на уровне модулей и блоков, чем они были в 2020 году.
Аккумуляторные сборки будут иметь различную ёмкость, в зависимости от модели и сегмента электромобиля. Самый маленький электрокар будет оснащён батареей на 37 кВт*ч, далее будут идти варианты на 82, 87, 101, 104, 118, 159, и 200 кВт*ч. Самая большая батарея будет устанавливаться на большие рамные пикапы.
Твердотельный аккумулятор дебютирует в 2026 году.
Гигафабрики Stellantis
Также сегодня в автомобильной промышленности стало общим правило, о чём мы писали ранее, говоря про Рено, строить свои собственные аккумуляторные производства.
Глава Stellantis заявляет, что компании к 2030 году потребуется до 260 ГВт*ч аккумуляторной продукции. Поэтому решено строить собственные аккумуляторные заводы. Этот процесс начался ещё до слияния в Stellantis. Тогда Таварес, будучи ещё руководителем Альянса Peugeot-Citroen, инициировал строительство двух аккумуляторных заводов, один в Дувре (Франция), другой в Кайзерслаутерне (Германия). Сейчас заявлено, что общее число аккумуляторных Гигафабрик Stellantis будет 5.
Третий завод будет построен в Термоли (Италия), о чём уже подписано соглашение с Правительством Италии.
К 2025 году Stellantis предполагает производить до 130 Гвт*ч аккумуляторной продукции, из которых 80 Гвт*ч будет приходиться на европейский рынок. Помимо продукции своих аккумуляторных заводов, один из которых сейчас строится совместно с компанией ACC (совместное предприятие с дочерней компанией Total Saft), также аккумуляторы будут закупаться у CATL, BYD, SVOLT, Samsung и LG Energy Solution, предпочтительно с их европейских заводов.
Откуда литий?
В ответе на этот вопрос есть один интересный момент. Понятно, что на первых порах основной объём литиевого сырья будет закупаться у уже известных и крупных поставщиков лития, которые его производят, в том числе на территории Большого Южноамериканского треугольника. Но, вспомните нашу недавнюю статью про начало добычи лития на территории самой Франции из геотермального рассола.
Так вот, часть требуемого для производства аккумуляторов лития Stellantis будет закупать именно с этого производства. Получается суверенный французский литий для, по большому счёту, французской компании. Кстати да, я бы сказал, что основу Stellantis, его костяк и движущую силу составляет именно Peugeot-Citroen, а не Fiat или тем более Chrysler.
Рециклинг – неотъемлемая часть электромобилизации
И конечно, частью стратегии электромобилизации является создание замкнутого цикла использования аккумуляторных элементов электромобилей. Этот процесс называется Рециклинг, и поэтому все наивные вопросы и стенания по поводу «куда девать аккумуляторы электромобилей» просто бессмысленны, и что называется «от лукавого».
Как показано на инфографике Stellantis, когда ёмкость аккумулятора электромобиля упадёт до 50%, что случится примерно лет эдак через 8 после его схода с конвейера, потом элементы аккумулятора примерно столько же лет могут использоваться в станциях накопления энергии, а далее они будут направлены на переработку, где из них вновь сделают новые аккумуляторы.
P.S.
Итак, можно с уверенностью сказать, что последний крупный транснациональный автомобильный концерн чётко встал на путь электромобилизации. По многим обстоятельствам Stellantis, и входящие в него бренды подзадержались с этим решением. Но сейчас, объединив ресурсы, они заявили очень амбициозную программу. И уже к середине десятилетия мы увидим на автомобильном рынке много новых моделей электромобилей привычных и знакомых нам всем брендов — Peugeot, Citroen, Fiat, Chrysler…
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!