Михаил Демурия: «…начинать производство электромобилей в России нужно с коммерческого транспорта…»

Сегодня на вопросы главного редактора информационно-аналитического портала «Зелёная Точка Старта» отвечает руководитель крымской компании «Эльтавр» Михаил Демурия.

Станислав Макухин — Михаил, здравствуйте. Я слежу за развитием вашего проекта с лета 2017 года, но как я понимаю, Ваша компания имеет чуть более длинную историю. Расскажите с чего и когда всё начиналось. Какие этапы становления прошла ваша компания?

Михаил Демурия — Здравствуйте, Станислав! Наша компания организовалась в 2014 году, сразу после воссоединения Крыма с Россией. Создали её шесть человек, профессионалов своего дела. У каждого из наших учредителей имеется большой опыт в определённых сферах, благодаря которому мы и смогли построить нашу компанию. Мы даже шутим иногда, что наш совокупный профессиональный опыт превышает 100 лет. Благодаря нашей инженерной группе мы смогли менее чем за год, с нуля, построить наш первый электробус. Это произошло в 2015 году, нам повезло тогда с клиентом, который в нас просто поверил и заплатил авансом за будущий электробус, ещё даже не представляя каким он будет. Мы строили нашу первую машину своими руками, без отдыха, без праздников и выходных ровно пять месяцев (к слову – он до сих пор ежедневно перевозит отдыхающих в одном из санаториев курортного города Саки).

Многие технические решения принимались на ходу, а какие-то уже были обкатаны на других проектах. К примеру, мы уже много лет являемся членами Киевского Клуба «Электроавтосам», где сотни энтузиастов строят самодельные электромобили и охотно обмениваются своим опытом. Благодаря совокупности компетенций каждого из нас, нам удалось создать компанию с полным циклом производства. Мы сами производим несущие рамы машин, все кузовные детали, сиденья и элементы интерьера. Также, мы полностью наладили собственное производство жгутов проводки, как слаботочной, так и силовой, самостоятельно собираем литиевую батарею и эффективно управляем ей. Ну, а нашей гордостью является тяговый электродвигатель собственной разработки. Нам удалось создать мощный и производительный мотор с низкой стоимостью, что очень положительно сказалось на конкурентных преимуществах наших машин. За пять лет мы прошли не лёгкий, но интересный путь становления, благодаря которому сейчас выпуск любого нашего электромобиля не занимает более двух недель.

С.М. — Крым эта та территория, где электромобили имеют все шансы и основания стать самым распространённым видом транспорта. Как сейчас обстоят дела на полуострове в этом плане? Насколько республиканское Правительство содействует развитию электромобильной отрасли и инфраструктуры?

Кстати, в июле прошлого года в Севастополе открылся новый автозаправочный комплекс, в котором есть и зарядная станция для электромобилей. Не тестировали её работу на своих машинах?

М.Д. — Чтобы в полной мере ответить на Ваш вопрос, необходимо объяснить читателям какие электромобили строим мы, чтобы не смешивать под понятием «электромобиль» транспортные средства с электродвигателем различных классов и назначений. ООО Научно-производственное предприятие «ЭЛЬТАВР» которое мне посчастливилось создать и им руководить, разработало и производит коммерческие электромобили для локального использования. Это означает, что наши электрокары работают с целью получения прибыли для своих владельцев, а не для личного использования. Вы ведь не повезёте ребёнка утром в садик на нашем одиннадцатиместном открытом электробусе, верно? Зато для экскурсий по историческим местам «ЭЛЬТАВР-Дилижанс» подойдёт как нельзя лучше и заработает вам немало денег за сезон. То же можно сказать и про наш электрогрузовик «ЭЛЬТАВР-Як», перевозящий до одной тонны груза на расстояния до 150 км от розетки. Наши машины созданы, в основном, для работы на закрытых территориях, но с возможностью выезда на дороги общего пользования, поэтому и называются «локальным транспортом». Такой электротранспорт регистрируется не в ГИБДД, а в органах Гостехнадзора, а для его управления нужно иметь водительское удостоверение тракториста-машиниста. Для такого транспорта, который работает локально и только в рабочее время, достаточно обычной бытовой розетки на 220 Вольт для спокойной ночной зарядки своей батареи. Эти розетки обычно расположены в тех местах, где электромобиль проводит ночь и их вполне достаточно.

Существует и не мало электромобилей мировых брендов для индивидуального пользования, таких как Tesla, Nissan, Mitsubishi, Renault и др. Эти машины созданы изначально для дорог общего пользования и им, для комфортного передвижения, просто необходимы повсеместно расположенные быстрые зарядные станции. На таком электромобиле можно и ребёнка в сад отвезти, и в соседний город съездить.

Также, скоро могут появиться и тяжёлые грузовики на батарейках. Им нужно много энергии для подзаряда, а для этого нужны совсем другие «розетки». Но сейчас не об этом.

Поняв, какие бывают электромобили и как они заряжаются, можно сказать, что Крым абсолютно готов, но только к локальному электротранспорту. Ни быстрых, ни ночных публичных зарядных станций в Крыму пока нет. Слово «пока» означает, что очень скоро они начнут появляться на АЗС, на парковках новых домов, возле частных гостиниц. Мы не только в это верим, но и делаем для этого всё возможное. К примеру, мы с десятью предприятиями организовались в единый, первый от бизнеса, Крымский территориальный Кластер «Производство локального электротранспорта». Наш Кластер разрабатывает и производит электромобили с 2017 года. Сейчас в Кластер мы привлекаем компании-производители зарядных станций для их продвижения на крымский, абсолютно пустой рынок. В ближайшее время, при поддержке Фонда поддержки предпринимательства и Крымского Центра кластерного развития, мы проведём «круглый стол» на тему развития электромобильного транспорта и зарядной инфраструктуры в Крыму. Итогом мероприятия должен стать План действий по развитию данных направлений. Приглашаем всех желающих.

Что касается зарядного комплекса в Севастополе – это прекрасное начало для развития зарядной инфраструктуры в Крыму! Севастополь всегда был и остаётся передовым городом Крыма в различных инновациях. Этот факт даёт нам толчок к ускорению в развитии электромобильного транспорта и зарядной инфраструктуры на всём полуострове, и мы обязательно это сделаем!

С.М. — Сейчас электромобилестроение в России, по моему личному мнению, переживает странный период. Все прекрасно понимают, что именно за этой технологией будущее (и тут не особо важно, что будет в качестве накопителя энергии – литиевый аккумулятор, суперконденсатор или водород), что видно по трансформации и новой стратегии многих мировых брендов, однако у нас предпочитают стараться этого не замечать, или делать вид, что не замечают.

Вы работаете в классе «гольф-каров». Насколько этот сегмент рынка объёмный по вашим подсчётам? Он имеет перспективы развития? И в принципе, верно ли относить вашу продукцию к классу «гольф-каров»?

М.Д. — Сегодня, в XXI веке, мировые тенденции и всеобщую глобализацию не остановить и не спрятать за «железным занавесом», как это было возможно не так давно. Интернет мгновенно разносит информацию, а открытые границы позволяют приобретать различную продукцию в любых странах Мира. Электромобили не исключение. Сейчас мы покупаем импортные электромобили, а завтра начнём сроить свои. Наша компания уже строит и планирует развиваться семимильными шагами. Рынок пустой не только в нашем сегменте, но и во всех остальных, касательно электротранспорта. Импорт не всегда отвечает запросам потребителя, нужны свои, адаптированные решения. Технологии развиваются быстро, однако российские автогиганты пока действительно не торопятся производить серийные электромобили, вероятно выжидая удешевления источников питания. А тенденция к этому огромная и постоянная. Менее чем за 10 лет, цена за кВт*ч литиевой батареи снизилась почти на 85% и продолжает падать! Батареи стали намного компактнее и легче при той же ёмкости, а токоотдача в разы выше. Прогресс не остановить.

На мой взгляд, начинать производство электромобилей в России всё же нужно не с индивидуального транспорта, а с коммерческого. Нужна не дорогая игрушка для избранных, а массовая «ломовая электролошадь», которая будет приносить ощутимую выгоду своему владельцу, экономя на постоянно дорожающем топливе и дорогостоящих ремонтах агрегатов. Только тогда электромобили получат быстрое развитие. Ещё, безусловно, необходимо наладить сервис. Люди боятся покупать электротранспорт (особенно импортный) по причине отсутствия сервиса. Никто не хочет отдать деньги за «одноразовую машину» до первой поломки. Что с ней потом делать? А у автоэлектрика дяди Васи из соседнего гаража компетенции явно не достаточно для ремонта силового инвертора «Теслы» или настройки Системы контроля батареи «Ниссана». Тут учиться надо. Вот наш Кластер, к примеру, разрабатывает Программу для факультативного обучения студентов по производству и настройке электромобилей «ЭЛЬТАВР». Надеемся открыть собственную кафедру в одном их учебных заведениях Крыма и запустить такое обучение уже в 2020-2021 учебном году.

Что касается класса наших машин, то конечно же это не «гольф-кар». Наши машины намного тяжелее гольф-кара и не смогут передвигаться по гольф-полю, траву помнут. Гольф-кары созданы для передвижения по гольф-полям, а наши «ЭЛЬТАВРЫ» по твёрдому покрытию. Широкие и дорогостоящие колёса гольф-кара с пониженным давлением специально разработаны, чтобы не повредить травяной слой поля, а у «ЭЛЬТАВРОВ» стандартные дорожные шины. Гольф-кары бывают не только с электродвигателем, но и с двигателем внутреннего сгорания, а «ЭЛЬТАВРЫ» исключительно электрические. Гольф-кары используются только в тёплое время года, а «ЭЛЬТАВРЫ» круглый год. Гольф-кары не способны преодолевать подъёмы круче 20%, а «ЭЛЬТАВР» способен подняться при полной загрузке на подъём в 51%. Кроме того, показатели грузоподъёмности «ЭЛЬТАВРА» в 2,5 раза выше, чем у гольф-кара, а двигатель в 6 раз мощнее. Правда мы не исключаем, что в ближайшей перспективе наша компания разработает и запустит в производство именно линейку гольф-каров, но они будут вне конкуренции по всем показателям.

С.М. — Чем ваши Эльтавры отличаются от продукции коллег по цеху? Как обстоят дела с политикой импортозамещения, с локализацией? Ведь по сравнению с другими нашими производителями вы находитесь в несколько более сложном положении.

М.Д. — Не совсем понимаю, в чём именно мы ущемлены? Если вы о санкциях, то нам это не то что не мешает, а наоборот – помогает. Уровень локализации нашей продукции уже перевалил за 90%. Судите сами: рама, кузов, салон и весь интерьер, электродвигатель, часть электроники и вся проводка – собственное производство; ходовая часть, тормозная и рулевая системы, фары, фонари и стёкла, тяговые литиевые батареи – российское производство.

В сухом остатке: контроллер управления электродвигателем, преобразователь напряжения, зарядное устройство и планшетный компьютер для «виртуальной приборной панели» – импортные… пока. Уже сегодня мы начали тестирование зарядного устройства собственной разработки и планируем с осени начать их штатное использование. Преобразователь нашли в Новосибирске, в компании, которая их производит для вагонов метро, нам подходит. Остаётся контроллер двигателя, но и на него уже есть замена – московская компания осенью запускает серийное производство подходящих для нас контроллеров. Также и Краснодарская компания успешно тестирует свой контроллер, мы и с ними ведём переговоры о его приобретении. Капризный планшет будем менять на полноценную приборную панель ведущего российского производителя автомобильной электроники. Короче говоря, к концу 2019 года мы планируем выйти на полное импортозамещение! Это и есть одно из главных наших отличий. Насколько мне известно, коллеги по цеху до сих пор не перешли порог локализации в 85%, а некоторые «отверточники» и того меньше. Что касается технических характеристик наших машин, то тут и вовсе нам не известны конкуренты даже на импортном горизонте. Мощность, выносливость, грузоподъёмность, ремонтопригодность – основные факторы конкурентного преимущества «ЭЛЬТАВРА». Да чего там говорить, спросите сами в Кисловодском национальном парке или в отеле «Ялта-Интурист», где наши «ЭЛЬТАВР-Дилижансы» работают в режиме 24/7/365 уже третий год. Время – самый лучший показатель надёжности нашей продукции.

С.М. — Московская компания «Электротранспортные Технологии», руководимая Ильёй Федичевым создала тяговый модуль для электромобилей. Здесь может быть какой-либо формат кооперации, в плане использования их тягового модуля в ваших нынешних или будущих моделях электротранспорта?

М.Д. — Безусловно, мы открыты для сотрудничества и всегда рады новым внедрениям! Важно, чтобы в каждом новом продукте был баланс ТТХ и рыночной стоимости. Если эти условия соблюдаются, то продукт будет иметь успех. Мы готовы предоставить коллегам наши платформы для тестирования их модулей. Уверен, что такая кооперация будет полезна всем нам.

С.М. — Михаил, расскажите о линейке вашей продукции, и более подробно о самой лучшей машине.

М.Д. — Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «ЭЛЬТАВР» по состоянию на август 2019 года разработало и серийно производит линейку из трёх электрических транспортных средств:

Как видите, мы производим не только электрический колёсный транспорт, но и водный электротранспорт. Это и понятно, мы ведь живём в Крыму, а туристический Крым окружен со всех сторон водой.

Если говорить о «самой лучшей машине», то тут я могу с уверенностью сказать следующее – каждое наше транспортное средство самое лучшее! Я не знаю ни одного родителя, который бы сказал: — «Вот этот мой ребёнок лучше, чем другой». Так и у нас, каждый продукт – это наш «ребёнок», который мы выносили в своих головах и «родили» своими руками. Нельзя кого-то любить больше, а кого-то меньше. Труднее всего были первые «роды» в 2015 году. Наш первенец – электрокатамаран «ЭЛЬТАВР-Бриз», который мы переделывали несколько раз, испытывали и снова переделывали, прежде чем добиться надлежащего качества. Сразу после него увидел свет электробус «ЭЛЬТАВР-Дилижанс», созданный в гараже «на коленке». Ну, и третьим «ребёнком» стал электрогрузовик «ЭЛЬТАВР-Як», появившись в 2016 году.

Каждый проект требовал колоссального труда и компетенций, но мы справились. Все наши транспортные средства прошли испытания, сертификацию и успешно продаются на российском рынке. Сейчас мы подумываем о расширении производства.

С.М. — Есть в планах производство лёгких грузовиков-фургонов доставки и машин «содействия» экстренным службам? Это направление сейчас становится одним из самых популярных в Европе, думаю, и до нас это быстро дойдёт.

В США в одном из городов в местном отряде пожарной охраны сейчас тестируется электрический трайк Arcimoto, модифицированный под нужны данной работы. Думаю, ваши машины тоже могли бы быть полезны в подобной работе.

электрический трайк Arcimoto

М.Д. — Почему в планах? Такая машина уже есть в нашем арсенале. На базе нашего многофункционального электрогрузовика «ЭЛЬТАВР-Як» можно воплощать всевозможные проекты. В настоящий момент на грузовую платформу «Яка» мы устанавливаем, как бортовой кузов, так и фургон. Также, планируется установка различного навесного оборудования для санитарной очистки городов, для мойки остановок, садово-парковой мебели и дорожных ограждений, оборудование для вывоза мусорных баков с пешеходных зон и многое другое. Благодаря мощному электродвигателю и выносливой трансмиссии, машина способна буксировать прицеп массой до 2-х тонн, к примеру, с водой или оборудованием. Для различных нужд, машина выпускается в двух разновеликих базах – 4,3 м и 5,2 м длиной. В ближайшем будущим мы планируем разработать возможность установки жёстких дверей на машину, пока-же доступны только «мягкие двери». Электрогрузовик оснащён мощным электродвигателем способным выдать в пике 44 кВт мощности и 8000 об/мин скорости вращения ротора. Максимальная скорость машины ограничена на отметке 50 км/ч, а дальность пробега без подзарядки может достигать 150 км. Знаю, что в большинстве городов такого пробега и скорости более чем достаточно, для нужд служб доставки различного товара в границах города. Все службы доставки планируют свой маршрут и точно знают дневной пробег своих автомобилей. Мы уже говорили с ними, они заинтересованы в нашем транспорте, ведь накладные расходы на километр пробега могут быть существенно снижены при использовании наших «Яков».

По экстренным службам пока не работали. Им нужно сделать предложение соответствующего уровня и подачи, это ведь государственные структуры. Главное, что платформа уже для этого есть. Надеюсь, что в ближайшее время мы к этому придём, а пока у нас хватает клиентов, приобретающих «Яки» на закрытые территории для хозяйственных нужд.

С.М. — А теперь поговорим о вашей водной технике. Вы выпускаете прогулочные электро-катамараны. Как они себя зарекомендовали? На сколько хватает из заряда? Расскажите подробнее об этом направлении вашей деятельности.

М.Д. — Как я говорил ранее, наш электрокатамаран – это самый первый наш проект. Мы случайно увидели в Интернете американский электрокатамаран и решили, взяв эту идею за основу, создать свой прогулочный транспорт без педалей. На создание ушло полтора года кропотливой работы и вот, летом 2015 года первый предсерийный образец отправился на натурные испытания на Чёрное море. В 2016 году, после изучения рекламаций прокатных служб, доработав судно, мы начали его продажи. География продаж – от Подмосковья, до Анапы. Людям интересно всё инновационное и они готовы платить за комфорт. Согласитесь, что далеко не все отдыхающие берут в прокате педальный катамаран по разным причинам – это может быть и по состоянию здоровья, и по возрасту. Для электрического катамарана «ЭЛЬТАВР-Бриз» нет границ. Им может управлять как ребёнок, так и пожилой человек с больными ногами.

Судно управляется всего двумя кнопками, а запас хода исчисляется шестью часами непрерывной работы. Были случаи, когда для прогулки на нашем катамаране, несколько дней подряд, привозили инвалидов-колясочников. Их пересаживали на электрокатамаран и человек, лишённый возможности ходить, самостоятельно управлял прогулочным судном. Слёзы счастья на глазах этих людей после прогулки – наша самая большая награда. Эти люди получили дополнительную свободу в передвижении по воде, а для них это крайне необходимо и очень важно. Также электрокатамараны активно берут в прокат пожилые люди не способные крутить педали и семьи с маленькими детьми. Большим спросом катамаран пользуется у рыбаков, ведь на судне есть не только якорь, но и такие опции как: держатели для удочек, эхолот, кормовая палуба для удобства лова и даже солнечная батарея для восполнения заряда пока рыбак ждёт добычу.

По сути, своим изобретением, мы открыли новые возможности для массы людей, которые ранее и не помышляли о таких возможностях, которые предоставляет наше изобретение. Это типичный случай, когда не спрос родил предложение, а наоборот – предложение создало спрос. Мы и дальше планируем развивать направление водного электротранспорта, к примеру, у нас уже есть заготовки двух электрических катеров – скоростного и классического. Но об этом в следующий раз.

С.М. — В Артеке наши друзья из «Солнечной регаты» проводят конкурсы и соревнования, на «солнечных лодках». Вы контактируете с руководителем «Солнечной регаты»? В Крыму, в Севастополе, можно было бы организовать потрясающий праздник-фестиваль электрического, экологически чистого водного транспорта.

М.Д. — Артек – наша гордость и самый желанный объект для детского отдыха. Кстати, именно в Артеке мы несколько дней к ряду испытывали наши электромобили. На мой взгляд, именно в Артеке одни из самых крутых и затяжных подъемов, под которые мы настраивали свой транспорт. Инженеры Артека не верили в успех и постоянно подшучивали над нашей испытательной группой, мол «в эту горку точно не заедет» и «за следующим поворотом перегреется», но они ошибались. Наши машины с достоинством прошли все испытания, а «артековцы» с уважением и восхищением подписали нам все протоколы испытаний. Вот такая история. Уверен, что наши отношения с Артеком на этом не закончились.

Что касается «Солнечной регаты», то мы, конечно, слышали о ней, но пока участия не принимали. Любая PR-компания требует человеческого, финансового, а главное – временного ресурса. Мы стараемся посещать различные профильные выставки и другие мероприятия, но больше направленные на продажи. Имиджевые мероприятия для нас пока в будущем, мы знаем о них и, безусловно, будем готовиться. Ведь создать первое впечатление о своей продукции можно только один раз!

С.М. — Вы наверно знаете про франко-щвейцарский проект SeaBubbles. Нет мыслей сделать что-либо подобное? Ниша для такого продукта, полагаю, в приморских городах и населённых пунктах нашлась бы. Это было бы, своего рода, морское такси.

М.Д. — Идея очень интересная и актуальная. Думаю, такие водные электротакси были бы актуальны не только в приморских городах, но и в населённых пунктах с речным сообщением. В России очень много таких городов и сёл. К примеру, я недавно был в наших двух столицах – Москве и Питере, так там достаточно оживлённое речное движение. Подобный транспорт, думаю, великолепно бы смотрелся в русле известных рек. Нужно изучать этот вопрос и с точки зрения экономической целесообразности, и по возможности сертификации согласно действующего законодательства. Что же касается наших компетенций, то мы готовы создать аналогичный водный электротранспорт, был бы заказчик. В плане компетенций, мы могли бы привлечь к такому проекту наши крымские заводы, которые ещё в советское время строили суда на подводных крыльях и начали строить их в наше время, серьёзно усовершенствовав. Так что – добро пожаловать всем заинтересованным лицам!

С.М. — Многие противники развития электромобильной отрасли постоянно говорят о «грязной генерации». Крым – это так же одно из тех мест, где возобновляемая энергетика могла бы развиваться естественным образом — много солнечного света, много ветра. Как сейчас обстоят дела на полуострове в этом плане?

М.Д. — В части возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – Крым впереди планеты всей, ну, по крайней мере, впереди материковой России уж точно. На территории полуострова действуют ПЯТЬ(!) солнечных электростанций и ШЕСТЬ(!) ветро-электро-станций. По данным Министерства энергетики РФ, ежегодная общая генерация этих электростанций составляет: солнечная генерация – 325 млн. кВт*ч; ветрогенерация – 137 млн. кВт*ч. В совокупности, возобновляемые источники энергии генерируют в Крыму порядка 9% от всей генерации полуострова, в то время как на материковой части России только менее 1%. Другими словами, «чистой электроэнергии» в Крыму генерируется в 9 раз больше, чем на материке. Насколько мне известно, на подходе введение в эксплуатацию шестой солнечной электростанции «Владиславовка» с мощностью генерации в 110 МВт. Таким образом, «чистая генерация» может вырасти до 11% от общей генерации на полуострове. Процесс очищения крымского воздуха идёт, и мы этому безусловно рады!

С.М. — Михаил, желаю вашему проекту успешного развития. И давайте дружить проектами, чаще рассказывайте о своих достижениях и новинках.

М.Д. — Станислав, благодарю Вас за интересные вопросы и за проявленный интерес к нашей скромной компании! Я считаю, что сейчас, на заре третьей волны электромобилизации, все производители и заинтересованные лица должны объединяться и не просто дружить, но и регулярно обмениваться опытом. Это крайне важно для быстрого развития отрасли! Нам нужно подумать над учреждением ежегодного профессионального мероприятия, где могли бы собираться как профессионалы в части производства и продаж электромобилей, так и все интересующиеся подобным транспортом. Давайте подумаем об этом вместе?

В свою очередь, хочу пожелать всем российским производителям электрических транспортных средств – успехов в этом нелёгком деле и профессионального роста! А Вашим читателям желаю «держать руку на пульсе» в направлении электрического транспорта, ведь прогресс уже не остановить. Мы обречены стать электромобильными!

Please follow and like us:
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
%d такие блоггеры, как: