Французский инновационный катамаран Energy Observer продолжает свою кругосветную Одиссею, начатую в 2017 году. Практически все технологии, которыми оборудован катамаран, ранее не использовались в морском транспорте, тем более для трансокеанских переходов, поэтому руководителями проекта изначально было принято решение разбить своё путешествие на несколько лет.
Напомню, что катамаран Energy Observer это корабль, на котором нет двигателей, работающих от ископаемого топлива. Его электрические двигатели запитываются энергией, которую вырабатывают солнечные панели, и водородные топливные элементы, созданные и предоставленные Toyota. Водород вырабатывается здесь же на борту, путём электролиза воды, энергию для которого дают те же солнечные панели. В первой версии катамарана, в составе энергетической установки корабля также находились два геликоидных вертикальноосных ветрогенератора. Потом на их место были поставлены два паруса-крыла Oceanwings. И судя по последнему переходу от Сан-Франциско до Гавайев это решение в некоторой степени можно было считать ошибочным. Но об этом позже.
Первый этап кругосветной Одиссеи Energy Observer в 2017 году ограничился посещением портовых городов Франции. Затем, в 2018 году, состоялось средиземноморское турне, где крайней восточной точкой швартовки был Израиль. В 2019 году команда солнечно-водородного катамарана направилась с Северную Европу, где они посетили Скандинавские страны, а с 17 по 20 июня они находились в Санкт-Петербурге. Самой северной точкой этого этапа путешествия стал остров Шпицберген.
В 2020 году команде удалось совершить трансатлантический переход, через Канары и Кабо-Верде до островов Карибского моря. Конец года они встретили неподалёку от космодрома Куру, во Французской Гвиане.
Также они посетили самую знаменитую давно заброшенную французскую тюрьму, о которой многие знают по художественному фильму «Мотылёк», со Стивом МакКуином, Дастином Хоффманом в главных ролях.
В феврале этого года Energy Observer прошёл по Панамскому каналу, и вышел в Тихий океан. После благоприятных переходов вдоль Калифорнии и остановок в Лонг-Бич и Сан-Франциско, Energy Observer направился в сторону Гавайских островов. И вот здесь команде катамарана пришлось проверить на прочность все свои инновационные технологии.
Алоха, Гавайи!
«…Переход был отмечен техническими проблемами, в частности, отключением электричества в море из-за отключения наших батарей. Шторм у побережья Сан-Франциско также взял верх над нашими тремя двусторонними солнечными панелями. Погода не пощадила и нашу команду: после больших волн и облачного неба Солнце появилось всего за несколько дней. Эти условия напоминают нам о важности водорода для компенсации непостоянства возобновляемых источников энергии, наши резервуары, в конце концов, были почти пустыми…»
За 15 дней перехода от Сан-Франциско до Гавайского архипелага Energy Observer прошёл 4154 км при средней скорости 11,48 км/ч. Команда и катамаран выдержали столь долгий и трудный переход. Наличие в энергетической составляющей корабля водорода и топливных элементов себя полностью оправдало. Но, исходя из слов команды, рискну предположить, что решение о замене геликоидных ветрогенераторов на паруса-крыла Oceanwings, в данном случае не оправдалось.
Шторм повредил несколько солнечных панелей, да и облачность не позволяла эффективно работать оставшимся в строе фотоэлектрическим батареям. При этом был постоянный сильный ветер. И вот здесь ветрогенераторы были бы очень кстати. Думаю, что можно было бы найти верное техническое решение, при котором, и ветрогенераторы, и паруса Oceanwings находились в оснащении корабля.
В настоящее время дистанция, которую прошёл Energy Observer, естественно не потратив ни капли ископаемого топлива, составляет около 35000 морских миль.
P.S.
Напомню, что французский солнечно-водородный катамаран не единственное в мире судно, работающее от возобновляемых источников энергии. В России есть свой проект, с не менее впечатляющими результатами.
Это солнечный катамаран «Эковолна», на котором команда под руководством Евгения Казанова в 2018 году прошла от Балтики до Каспия, по рекам России 5987 км, исключительно на энергии Солнца.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!