Электромобильные технологии в военной технике ещё пару лет назад казались чем-то фантастичным и экзотичным. Если уж в гражданском сегменте постоянно звучат, набившие оскомину фразы, типа «а где вы будите заряжать ваш электромобиль», «аккумулятора на долго не хватит», то в военной области, по крайней мере в России, с этим дело обстоит ещё сложнее. У нас сфера разработок военной техники чрезмерно консервативна и зачастую связана с «освоением» бюджетов.
Квадрига
В ЗТС было много материалов по теме разработок и применения электрифицированных платформ, как на основе «классических» транспортных средств, так и беспилотных. Одними из тех, кто официально занимается темой внедрения электрических технологий в военном колёсном транспорте является технополис «Эра». На форуме «Армия» они уже представляли свой электрический багги «Эра». Но, видимо, дальше прототипов дело пока не сдвинулось.
И вот на днях заместителю председателя правительства и министру промышленности и торговли Российской Федерации Денису Мантурову в ВИТ «ЭРА» представили новую разработку технополиса — электрический, беспилотный роботизированный транспортёр семейства «Квадрига». Эта машина предназначена для доставки БК на позиции на ЛБС, а также для эвакуации раненых. Разработка безусловно своевременная. Но проблема всё та же — запуск серийное производство, хотя бы в мелкую серию.
Активные боевые действия, идущие уже полтора года, со всей очевидность показали необходимость иметь на ЛБС транспорт, который имеет определённые технические особенности, недоступные классическим машинам с ДВС — это незаметность в инфракрасном спектре (незаметность для тепловизоров и систем наведения на тепловой след), бесшумность, и я бы ещё добавил моментальность реагирования и безотказность, в противовес ДВС, которые может и не завестись в самый неподходящий момент.
Платформы, подобные той, что представил Мантурову технополис «ЭРА», уже разрабатываются в странах НАТО и внедряются в боевые порядки. Ранее мы рассказывали про боевой модуль АТемМ от Plasan, про беспилотный модуль компании Milrem Robotics, про беспилотные машины компании Rheinmetall проекта Mission Master.
Военный Хаммер EV
А последняя новость из враждебного стана, это разработка General Motors Defense электрического военного автомобиля Hummer. Его основу составляет тяговый аккумулятор Ultium ёмкостью 205 кВт*ч, что даёт военному электромобилю диапазон пробега на одной зарядке до 482 км.
На борту есть и небольшой дизельгенератор на 12 кВт, в качестве «расширителя диапазона». Но абсолютно понятно, что основной задачей боевого электромобиля является быстрая, незаметная и бесшумная доставка боевого отделения в зону выполнения задания. И выполнить эту задачу с заявленными характеристиками можно только в электрическом формате.
И на вопрос «где и как заряжать батареи» они тоже ответили, представив мобильный генератор на основе водородных топливных элементов.
P.S.
Исходя из современного опыта ведения боевых действий, понятно, что зачастую глубина использования колёсной техники не превышает 10-20 км за один «бросок». А вот скрытность и быстрота порой играют определяющую роль. И именно здесь электрические ТС и беспилотные платформы способны дать необходимый эффект. Ну а сейчас, в основном, только группы энтузиастов и рационализаторов создают мелкосерийно микромодули, способные только что доставить по назначению ПТМ. Про разнообразие электромагнитных дронобоек я и не говорю.
Но чтобы создать систему, подобную той, что представило оборонное подразделение GM необходимо соответствующее решение, финансирование, и главное, чтобы этим занимались профессионалы, и не закостенелые «паркетные» управленцы.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!