То, о чём речь пойдёт ниже, мы писали и предсказывали много раз. Да и на самом деле не надо было быть Нострадамусом, чтобы понять, как будет развиваться сфера коммерческой космонавтики. После создания Илоном Маском SpaceX и её просто победном шествии на рынке коммерческих пусков благодаря многоразовому РН Falcon 9, было только дело времени, когда за ним вдогонку бросятся другие. Сейчас в составе «преследующей» группы такое компании как «Blue Origin» Джеффа Безоса, «Rocket Lab» Питера Бека, ГК «Роскосмос» с проектом РН «Амур», и «Relativity Space» с проектом РН «Terran R». Японцы где-то рядом маячат. Все эти компании разрабатывают многоразовый ракета-носитель по технологии вертикальной посадки на выдвижные опоры. Но как не трудно было догадаться, к этой компании, конечно, присоединяться китайцы.
Пока конкуренты Маска только заявляют о намерениях, китайцы уже приступили к испытаниям
Несколько лет назад китайское правительство открыло путь частному бизнесу к космической отрасли. Уже сейчас в Поднебесной создано несколько частных компаний, которые разрабатывают и испытывают свои ракеты. Но ближе всех к тому, чтобы стать лидером, основанная в ноябре 2016 года компания «Jiangsu Deep Blue Aerospace Technology Co«. Они самостоятельно разрабатывают двигатели, и конструкцию ракет-носителей.
На днях на испытательном полигоне компании начались статические огневые испытания двигателя для многоразового РН Nebula-M. Этот РН будет создан по принципу РН Falcon 9. После отработки серии статических прожигов двигателей, начнётся этап «прыжковых» тестов на 10, 100 метров, и выше.
Испытательное изделие, на котором отрабатываются технологии для РН Nebula-M, имеет высоту 7,3 метра. Прожиги керосиново-кислородных двигателей будут происходить с применением переменной тяги, которая имитирует этап посадки многоразового РН. Это практически точное повторение того, с чего начинало SpaceX, раз за разом, поднимая на всё большую высоту Grasshopper.
Вероятно, что прежде чем китайский частный РН Nebula-M выведет в космос свою первую коммерческую нагрузку пройдёт несколько лет. Я ставлю максимум на 3 года. Конечно, будут и взрывы испытательных изделий. Но они уже начали. И они умеют быстро учиться, и делать даже лучше «учителей», что мы прекрасно видим по их электромобилям.
Будущая коммерческая космонавтика это поле жёсткой конкуренции. И это не только конкуренция за вывод спутников, это уже поле конкуренции пилотируемых полётов, и космического туризма. А с приходом сюда китайских частных компаний, цены на эти услуги сильно снизятся. Ну а как всё это повлияет на российскую космическую отрасль, остаётся только гадать…
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!