Многоразовые ракетоносители в России всё же будут. Вопрос только в скорости их внедрения - Зелёная Точка Старта
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Многоразовые ракетоносители в России всё же будут. Вопрос только в скорости их внедрения

В начале октября прошлого года «Роскосмос» объявил о начале работ по многоразовому ракетоносителю «Амур». Уже много с того времени сказано, что «Амур» практически в точности повторяет схему посадки и посадочных опор, уже отработанную SpaceX на РН Falcon9. Но и это не самое интересное. В дискуссиях по теме «захвата» РН Super Heavy на финальной стадии приземления наш читатель Сергей Сергеев привёл пример, который меня немало удивил. Оказывается, задолго до разговоров про «Амур», в России прорабатывалась тема вертикальной посадки многоразового РН, и усовершенствование схемы РН Falcon 9.

Автором разработки и патента стал Савельев Борис Иванович. В 2012 году им была разработана и запатентована технология мягкой посадки многоразовой ракетной ступени, с подсистемой вертикализации. Патентообладателем являетсяОАО “Военно-промышленная корпорация “Научно-производственное объединение машиностроения”.

В пояснении к патенту RU2497715C1 в частности говорится: “…Изобретение относится к конструкции многоразовых ракет-носителей и может быть использовано при создании их перспективных образцов.

Известна многоразовая первая ступень РН «Falcon-9» (РКТ №44, 2011, стр.6).

Мягкая посадка этой ступени осуществляется с помощью ракетного двигателя и посадочных опор.

Недостатком этой системы посадки является возможность опрокидывания ступени ракеты-носителя при нерасчетных условиях ее посадки в части скорости посадки, ее вертикальной и горизонтальной составляющих, неровностей поверхности (углублений и выступов), а также случайных порывов ветра.

Целью изобретения является устранение указанного недостатка.

Указанная цель достигается тем, что в состав системы мягкой посадки многоразовой ракетной ступени, содержащей ракетные двигатели и посадочные опоры, введена подсистема вертикализации ступени после ее посадки, включающая в свой состав не менее трех пенетраторов (фиг.1), внутри корпуса 1 каждого из которых размещена тяжелая ударная пуля 2 с заделанным на ней длинным тросом 4 и пороховой двигатель 3 для разгона пули, снаружи корпуса на его торце установлен двухмостиковый пиропатрон 5 для поджига порохового двигателя, а на цилиндрической части корпуса намотана основная часть троса, каждый пенетратор, при этом, помещен в кожух 6 для установки пенетратора на корпусе ракетной ступени в ее верхней части под углом к продольной оси ступени…”

Итак, несмотря на все разговоры в российском информационном поле про «бесперспективность» многоразовой схемы для ракетоносителей, мы видим, что этот вопрос у нас прорабатывался давно, вспомним хотя бы проект “Байкал”, но почему-то это до сих пор не было реализовано. Возможно, считалось, что собирать одноразовые ракеты экономически выгоднее самим производителям, загружая их мощности. При этом не бралось в расчёт, что многоразовость снижает стоимость вывода полезной нагрузки с каждым последующим запуском. Но SpaceX, а затем Rocket Lab, и вскоре Blue Origin, показывают, что именно многоразовость ракетоносителей это и есть будущее космонавтики, как коммерческой, так и научной.
Илон правильно говорил, что делать одноразовые ракеты, это такая же глупость, как если бы вы использовали одноразовые автомобили или самолёты.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram
ещё один из вариантов “захвата” ракетоносителя на завершающей стадии приземления. Конструкция Владимира Павловича Бармина, только уже работающая не на старт, а на посадку.

Как мы видим, патент, о котором говорилось выше, остался не востребован в России до настоящего времени. Предположу, что он найдёт своё применение в РН «Амур». Однако первый старт «Амура», если всё пойдёт по плану, намечен только на 2026 год. Ещё 5 лет! При нынешней скорости развития и внедрения новых решений в мировом ракетостроении, это очень и очень долго.

Наши инженеры способны разработать системы не только на уровне того же SpaceX, но даже и лучше. Вспомним, что советский “Буран” был значительно лучше своего американского собрата. Проблема в скорости внедрения новых разработок, в косности мышления тех, кого поставили «рулить» этой сферой, в «неповоротливости» государственных компаний. Про другие аспекты даже и говорить не хочется, хотя про них мы можем периодически узнавать из информационных сводок Следственного комитета, и Прокуратуры – «дела» по «Восточному», по «Хруничеву», по «Энергии». А это тоже вносит свой значительный вклад в торможение развития.

Так что остаётся следить за развитием многоразовых технологий у SpaceX, Rocket Lab, Blue Origin, и китайцев.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий