Не «платить иль не платить», а как платить! Вот в чём вопрос.
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Не «платить иль не платить», а как платить! Вот в чём вопрос.

Приложение, банковская карта и наличка: вариативность оплаты становится требованием в электромобильных странах.

Вариативность оплаты зарядных сессий электромобилей — это тема, попавшая в точку. Когда созывалась конференция участников отрасли зарядной инфраструктуры “Системы оплаты зарядной сессии электромобиля в коммерческих и общественных зарядных сетях“, я не изучал историю этого вопроса за рубежами России. Основной причиной стал результат опроса в Телеграм-канале “Зелёная Точка Старта”, где 2/3 проголосовавших высказались за наличие дополнительного, помимо классического приложения, варианта оплаты зарядки.

Конечно, на репрезентативность опрос не претендует. Однако в нём приняли участие более 438 человек, и именно владельцев электромобилей, так как опрос распространялся по соответствующим каналам. Притом, что 438 человек — это практически 2% от всего лишь ~23000 на сегодняшний день обладателей электромобилей. Так что, как ни крути, а срез общественного мнения есть. Это тема, но пока ещё не проблема, нуждалась в обсуждении в профессиональном сообществе. Позиции участников конференции, практически изначально были понятны и объяснимы. Об этом подробно я рассказал в предыдущем материале о конференции.

Проблема в том, что мы сейчас, и как люди в отдельности, и как общества в целом, немного выбились из колеи, по понятным причинам. Когда гремят пушки – лиры молчат. Но, однако, процесс развития технологий, в том числе и потребительских, не останавливается. И надо было понять, а вообще существует ли “проблема”, поставленная главной темой на конференции, в поле мирового сервиса зарядки электромобилей.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

И как оказалось, эта тема не просто существует. Она выходит на уровни решения парламентов и правительств.

То есть тема, поставленная ИАП “Зелёная Точка Старта” на конференции, как оказалось является не просто актуальной, но уже и решаемой. Причём, на самом деле, сами технические решения существуют уже несколько лет. Но сегодня в некоторых странах эти технические элементы находятся на стадии формального узаконивания, что сделает их обязательными.

Итак, узнаем, что это за технические решения, в сфере вариативности оплаты зарядки электромобилей, кто и где эту тему продвигает, с какими аргументами, и где она уже реализована.

Норвегия

Правительство Норвегии приняло решение, а Совет потребителей Норвегии и Ассоциация электромобилей Норвегии поддержал его, что с 1-ого июля текущего года все новые быстрые зарядные станции для электромобилей должны иметь устройство для принятия оплаты зарядной сессии по банковской карте. Подчёркиваю, это правительственное решение, одобренной потребителями и электромобильным сообществом.

Не «платить иль не платить», а как платить! Вот в чём вопрос.
Не «платить иль не платить», а как платить! Вот в чём вопрос.

Унни Берге из Норвежской ассоциации электромобилей: «Мы стоим на стороне потребителей, и тогда мы должны сделать зарядку простой и доступной для всех. Мы согласны с консультационным документом, в котором говорится, что в долгосрочной перспективе платежные терминалы станут стандартным решением с небольшими дополнительными инвестиционными затратами или вообще без них. В краткосрочной перспективе стоимость платежного терминала может составить от 5 000 до 14 000 норвежских крон [36200 – 101000 рублей]. И это при стоимости быстрой зарядной станции от 500 000 норвежских крон [3,6 млн. рублей]».

То есть это решение принято в пользу всех потребителей, независимо от их уровня технической подготовки и осведомлённости. О чём я и писал в предыдущих материалах, говоря, что это больше психологический вопрос, чем технический.

Быстрая зарядная станция с терминалом оплаты для банковских карт
Быстрая зарядная станция с терминалом оплаты для банковских карт

Томас Иверсен, старший юрисконсульт Совета потребителей: «Должна быть предусмотрена возможность взимать плату также с потребителей, у которых нет смартфона или которые не хотят регистрировать отношения с клиентами [с зарядными сетями]».

На сегодня в Норвегии работает ~6000 быстрых зарядных станций. По планам правительства страны их должно быть не менее 9000. Это значит, что все новые 3000 зарядных станций, а также те, что придут на замену станций «первой волны», должны будут в обязательном порядке комплектоваться POS терминалами для банковского эквайринга, то есть приёма платежей по банковским дебетовым и кредитным картам.

И это не только норвежское решение. Этот процесс идёт по всему ЕС. В Европарламенте сейчас на рассмотрении стоит вопрос об обязательной комплектации общественных и коммерческих зарядных станций терминалами по приёму платежей через банковские карты.

«Наше видение очень ясное: зарядка должна быть так же проста, как и дозаправка. Нам нужны удобные и простые платёжные системы, чтобы каждый мог заряжать и оплачивать свой электромобиль на любой улице или шоссе. До сих пор каждое государство-член могло решать, какие варианты оплаты предлагаются на зарядных станциях, поскольку единого правила ЕС по этому поводу не существовало. Теперь это должно измениться….возможность оплаты картой должно быть закреплено в обязательном законодательстве для всех зарядных станций по всей Европе» – так об этом говорят в Европарламенте.

Здесь парламентарии ЕС вносят пояснения. По их мнению новая система должна быть обязательна для быстрых зарядных станций постоянного тока. Для медленных станций с переменным током можно сохранить «подписочную» систему.

Не все согласны с этими новациями. К примеру, в ChargePoint говорят, что это отвлечёт их от развёртывания новых станций, и заставит тратить время на модернизацию уже работающих станций.

Однако в сообществе потребителей парируют. Робин Лоос из BEUC, европейской зонтичной организации ассоциаций потребителей говорит: «Обязательная разовая оплата дебетовой или кредитной картой не замедлит развертывание зарядных станций. Внедрение этой системы является малозатратным, разрабатываются даже новые, более дешёвые решения по модернизации. В целом интеграция банковских терминалов повысит доверие потребителей к переходу на электромобили, тем самым улучшив экономическое обоснование общественной зарядки».

Германия

В Германии вопрос интеграции бесконтактных терминалов ставился ещё несколько лет назад. Часть электромобилистов настаивала, чтобы иметь возможность заправляться и оплачивать электроэнергию на общедоступной зарядной станции без договора, без зарядной карты или приложения для смартфона от оператора зарядной сети.

И соответствующее решение было принято на государственном уровне.

С июля 2023 года все новые быстрые зарядные станции будут предлагать два варианта оплаты: классическая безналичная оплата через приложение оператора зарядной сети, а также бесконтактная оплата с помощью дебетовых или кредитных карт. При этом профессиональное сообщество в Германии было весьма консервативно настроено, говоря, что подобные решения — это шаг назад, а также замедляет развитие зарядных сетей. Им оппонируют потребители, говоря, что в зарядной системе действует практически 400 тарифов, и это непрозрачно и неудобно, нежели оплата фиксированной цены по банковской карте в момент зарядки.

Интересен опыт компании Shell, которая развивает собственные зарядный бизнес Shell Recharge. Быстрые зарядные станции, установленные на заправках компании имеют функционал приёма “карточных” платежей.

Клиенты Shell Recharge могут оплачивать зарядную сессию так же, как они раньше платили за заправку бензином, используя бесконтактную дебетовую или кредитную карту. Конечно, они также могут оплатить зарядку и через фирменное приложение. Но это всё оставлено на выбор клиенту.

Швеция

POS терминал с возможностью приём криптовалюты
POS терминал с возможностью приём криптовалюты

Но малого того. Шведская компания Vourity разработала вариант POS терминала для зарядной станции, функционал которой позволяет пользователю самому выбрать удобные ему варианты оплаты зарядной сессии. И помимо оплаты по дебетовой или кредитной карте, электромобилист может даже выбрать вариант оплаты криптовалютой.

P.S.

Получается, что поставленная ЗТС и ЭМ тема конференции “Системы оплаты зарядной сессии электромобиля в коммерческих и общественных зарядных сетях” не просто актуальна. За пределами России этот вопрос решается, причём на правительственных уровнях. И тут главным аргументом является удобство оплаты зарядных сессий для всех, независимо от технической грамотности. Ещё раз подтверждается, что это социальный, а не технический вопрос.

На самом деле вариантов оплаты, с технической точки зрения, может быть много: классическое приложение конкретной зарядной сети, RFID карты, QR-коды в банковском приложении на смартфоне, NFC модуль в смартфоне, дебетовые и кредитные карты.

Каким образом будет эта система вводиться в законодательные рамки в России, не берусь говорить. Трансграничность технологических процессов доказана исторически. Хотя в разных странах эти процессы, конечно, имели национальные особенности. Но это не отменяет общего правила.

Какая форма оплаты зарядной сессии станет основной покажет время и выбор потребителя. Ну а пока мы наблюдаем процесс того, что в некоторых весьма электромобилизированных странах вводятся правила, дающие потребителю возможность выбора форматы оплаты.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий