Электрические дроны, будь то сухопутные, воздушные, или морские, стали повседневной реальностью. А вспомните, что вы про это думали, хотя бы ещё лет пять назад. Тогда большинству представлялось, что это экзотика и игрушки, или инструмент для журналистов-расследователей, папарацци или блогеров. Короче, что-то несерьёзное.
И как всё поменялось буквально за 2 года.
Теперь ко всему семейству боевых дронов присоединяются надводно-подводные беспилотные боевые системы. Причём, тут нет какого-то одно лидера, так как большинство проектов в разных странах идут практически в одной стадии разработки и испытаний. Ниже приведу несколько примеров подобных систем.
Суррогат-В
«Суррогат-В» — это перспективный российский сверхтяжёлый подводный дрон, разрабатываемый ЦКБ МТ «Рубин».
Изначально предполагалось, что аппарат данного класса будет играть роль акустической обманки, отвлекающий на себя потенциальный удар противника. Однако, исходя из актуальных потребностей, его функционал будет значительно расширен.
Энергетическая составляющая Суррогата заявляется будет аккумуляторной на основе литиевых аккумуляторов (естественно без конкретики по химии элементов), плюс электрохимический генератор. И этот блок литиевых тяговых батарей должен обеспечить подводному дрону ~800 морских миль (около 1480 километров) автономного хода.
А для тех, кто спросит про «розетку в океане», создатели «Суррогата» говорят, что подзарядка будет осуществляться, либо с борта лодки-носителя, либо от донных зарядных станций (вероятно, генерирующих энергию от подводных течений).
Предполагается, что «Суррогат-В» станет дроном-сопровождения перспективной АПЛ проекта «Арктур».
Orca
Orca — автономный подводный аппарат (АНПА), разрабатываемый компаниями Boeing и Huntington Ingalls Industries (HII) для ВМС США. Аппарат «Orca» является продолжением проекта Boeing «Echo Voyager».
Суть та же, разведывательно-боевая машина. Но, в отличие от нашего «Суррогата», американский аппарат, помимо блока литиевых батарей, на борты также имеется дизельгенератор, который включается в надводном положении.
Максимальная скорость составляет 8 узлов (15 км/ч), эксплуатационная скорость заявлена в районе 3 узлов (5,6 км/ч). Дальность автономного хода составляет 6500 миль (10500 км), с соответствующим запасом энергии и топлива на борту.
HSU-001
HSU-001 – это китайский подводный дрон. Про него найти более подробную информацию не получилось. Однако, судя по фото, можно понять, что аппарат очень манёвренный, так как имеет помимо пары классических гребных винтов, ещё и пара поперечных рулевых винтов, расположенных внутри корпуса, в каналах на носу и корме.
Довольно небольшие размеры, а именно в районе 6-7 метров, могут говорить, что это аппарат ближнего радиуса действия и скорее всего приводится в движение от блока аккумуляторов.
И зная любовь китайских товарищей к «роевому» способу использования дронов, можно предположить, что и эти подводные дроны также могут работать в «рою».
Ghost Shark — Призрачная акула
«Ghost Shark» (Призрачная акула) – это проект австралийской «дочки» американской компании «Anduril». Изначально «Anduril» занималась разработкой и производством подводных дронов, как они заявляют, для исследовательских и коммерческих целей. Это были дроны проекта «Dive-LD», и одной из их особенностей было то, что их корпус печатался на 3D принтере (сейчас уже корпуса космических ракета-носителей печатаются на 3D принтерах). Но, как уже неоднократно говорилось, любая современная технология подобного уровня может и будет иметь двойное назначение.
Поэтому по заказу австралийских ВМС и был разработан проект подводного дрона «Ghost Shark». Цели классические – разведка, а также диверсионно-боевые задачи.
Подробный ТТХ найти не получилось. Но, предположу, что в соответствии с современными тенденциями, данный аппарат будет минимум с гибридной установкой, либо полностью аккумуляторным.
K4 MANTA – Kraken Technology.
Надводно-подводный дрон «K4 MANTA» британской компании «Kraken Technology» я бы посчитал одним из самых опасных.
«K4 MANTA» может очень быстро идти в надводном положении, благодаря «подводным крыльям». В зависимости от модели и комплектации надводная скорость составляет от 30 до 60 узлов, или от 55 до 111 км/ч. В подводном положении максимальная скорость будет составлять от 10 узлов или 18,52 км/ч. Это очень приличные скорости.
Рабочая глубина от 2-х до 30-и метров.
Модели MANTA 12, 18 и 36, с полезной нагрузкой 25, 100 и 1500 кг соответственно, это полностью аккумуляторные аппараты. MANTA 54, с полезной нагрузкой до 5000 кг, имеет на борту гибридно-электрическую силовую установку.
Цели у дронов этой модели – разведка, гидролокация, доставка воздушных дронов и барражирующих боеприпасов, а также вариант дрона-камикадзе.
То есть эти аппараты весьма опасны, так как работают не только по воде, но и имеют возможность запускать из своего внутреннего объёма воздушны БПЛА различного назначения.
А чтобы защитить свою акваторию от подобного рода аппаратов необходимо, как минимум ставить заградительные сети, минимум на глубину до 35-40 метров.
P.S.
Это лишь небольшая часть того, что сейчас разрабатывается и пускается в строй в мире в секторе подводных автономных аппаратов. Да, к большому сожалению, вместо изучения бескрайнего океана, человечество опять пускает новейшие разработки на создание боевых систем, чтобы эффективнее уничтожать друг друга.
Чтож делать… На каждый «меч» будет свой «щит» и ответный «меч», и вместо «Per aspera ad astra» на Земле снова «Si vis pacem, para bellum».
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!