Китай в космической области повторяет ту же тактику, что и в электромобильной области. Сначала они смотрят и изучают какая система наиболее эффективна, какая отвечает их национальным интересам. Потом начинает её «имплантировать» в Поднебесной, перерабатывая её под свои интересы и возможности.
В электромобильной сфере несколько лет бесспорным мировым лидером была Tesla Илона Маска. Но это продолжалось до тех пор, пока китайские компании не решили, что электромобили и связанные с ними технологии отвечают национальным интересам развития страны. И в этот момент мировыми лидерами в производстве электромобилей стала компания BYD, а в разработке и производстве аккумуляторов CATL.
Тоже самое происходит и в космической сфере.
По сути, китайская пилотируемая космическая программа началась с копирования и адаптации советских, российских технологий. Яркий пример этого китайский космический корабль «Шэньчжоу», являющийся «вариацией на тему» советского корабля «Союз». Тоже и с космической станцией «Тяньгун». Достаточно посмотрев на которою заметить очертания советской стации «Мир». Конечно, китайцы всё это делают с использованием новейших национальных технологий. Но основа понятна.
Королёвская «Н-1» — «Starship — Super Heavy» Илона Маска и «Long March 9» Лун Лехао
И сейчас мы подошли к самому интересному!
Прошедший на прошлой неделе первый тестовый полёт системы «Starship — Super Heavy» вызвал много дискуссий, особенно по причинам всем известного итога полёта.
Пошли спекуляции по теме «недостаточной жёсткости конструкции», которая якобы привела к вибрационным и резонансным проблемам.
В своём видео по этому вопросу я постарался на примерах парировать данные тезисы.
И конечно же вновь пошли разговоры, что связка в десятки двигателей на первой ступени, это плохое решение. Но тут мы не знаем точного ответа. В случае с советской программой «Н-1», она была волюнтаристски закрыта в том момент, когда на стартовых столах уже стояли два новые, глубоко модернизированные ракеты. И мы не знаем, чем бы закончился их старт.
В случае со «Starship — Super Heavy» мы имели дело только с первым тестовым полётом, тестовых же изделий. И поэтому кричать о том, что система была ликвидирована на понятным причинам, просто глупо.
А главное, те кто сейчас радостно об этом кричат, мотивируя это технологическим несовершенством системы, напомню эпизод из испытаний советской «Н-1».
Григорий Сонин, начальник филиала «ЦСКБ-Прогресс», рассказывал, что после взрыва в полёте первой тестовой ракеты «Н-1» Виктор Литвинов, заместителем министра общего машиностроения СССР, присутствовавший во время старта в командном зале, на произошедший взрыв сказал: «Всё очень хорошо. Она не взорвалась на старте».
Как тут не вспомнить:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.»
И вот особо рьяных критиков можно охладить информацией из Китая.
Несколько месяцев назад, Лун Лехао, академик Китайской инженерной академии и главный конструктор ракет Long March, представил общественности программу развития систем Long March на 10-15 лет вперёд.
И что самое интересное – в семействе РН «Long March» появилась система «Long March 9», практически полностью, за небольшим исключением, повторяющая концепцию «Starship — Super Heavy». «Long March 9» и корабль, разрабатываемый для этой системы, будут многоразовыми и возвращаемыми.
Исключение заключаются в массогабаритных и двигательных характеристиках.
Характеристики | Long March 9 | Starship — Super Heavy |
Диаметр | 10,6 м. | 9 м. |
Высота | 110 м. | 119 м. |
Стартовая масса | 4122 тонны | 5000 тонн |
Количество двигателей | 26 | 33 |
Тяга двигателей | 200 т. | 230 т. |
То есть у критиков проекта «Starship — Super Heavy» появится ещё больше работы. Теперь им придётся находить аргументацию, что критиковать аналогичную китайскую программу. Ну либо по-тихому замолчать про это, как бы ничего и не было. Ведь отвечать то лучше конкретными результатами, конкретными программами и проектами.
И ядерный буксир тут вовсе нет ответ. Хотя бы по самой сути «буксира» — он лишь тащит некое изделие. А вот что он будет тащить – вот это главная тема. Мы сейчас видим, что собираются тащить в космос SpaceX и китайцы – это громадные, по-настоящему космические корабли, а не нынешние капсульные «шлюпки». Что американский, что китайский проекты – это проекты космической экспансии, с экипажами в десятки человек, и сотнями колонистов новых объектов в Солнечной системе.
«Long March 9» планируется вывести в космос в районе 2033-35 годов. Тут, конечно, китайцы посмотрят и изучат все ошибки, которые на этом пути совершат Илон Маск и его команда.
Итак, параметры новой космической гонки вырисовываются довольно чётко – это сверхтяжёлые, многоразовые ракета-носители и пилотируемые, и грузовые корабли.
В космической сфере происходя своя «электромобильная» революция. Если кто-то надеялся, что всё затормозится на уровне создания новых кораблей «капсульного» типа, он резко ошибся. Стратегический путь развития земной космонавтики, на ближайшие 20-30 лет — это создание систем, аналогичных по своим характеристикам «Starship — Super Heavy».
Смотря на то, что и как делает Илон Маск, можно вспомнить слова ещё советской песни:
«…Есть у Революции начало,
Нет у Революции конца!
Миру мы несём рассвет Вселенной…»
Революция продолжается…
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!