SpaceX всё ближе к одному из важнейших этапов испытаний прототипа космического корабля Starship. Точнее это не корабль, а испытательное изделие Starship SN8. И их сейчас на производственной площадке-космодроме в Бока-Чика сейчас строится достаточное количество, чтобы испытать все системы в необходимом объёме, даже принимая во внимание, что часть этих испытательных изделий будет потеряно в ходе тестов.

Тут на самом деле надо понимать, что испытания для того и осуществляются, что в ходе их проведения находить слабые места конструкции, и усовершенствовать их на следующем изделии. Давайте вспомним сейчас наш советский лунный проект и ракетоноситель Н1. Её конструировали гении советской ракетно-космической инженерии — Сергей Королёв, а после его смерти Василий Мишин. И как мы все знаем, все 4 испытательных пуска закончились неудачно. Я уверен, что если бы программа была бы продолжена, что уже к 7 или 8 пуску все проблемы были бы устранены, и наши космонавты высадились бы на Луне.

Но история не знает сослагательного наклонения. Что было, то было. И сейчас, создавая небывалый за всю предыдущую историю человечества, SpaceX, руководимая Гвинн Шотвелл и Илоном Маском, даже на этом этапе учитывает все предыдущие примеры, строя параллельно несколько тестовых изделий.
Илон Маск совсем не прожектёрствует, а реально оценивает возможность того, что прежде чем космическая система Super Heavy — Starship встанет на крыло, несколько испытательных аппаратов возможно будут потеряны в ходе тестов. Ну, ровно как это было на этапе криогенных тестов баков. Здесь всё точно так же.
Маск не стесняется, высказывая свои предположения о возможном исходе ближайших тестов, и моментов, на которое стоит обратить особое внимание.
Вот лишь несколько, довольно критичных высказываний Илона Маска, которые он опубликовал в своём твиттере:
- Мы протестировали субмасштабную версию в аэродинамической трубе с активной аэродинамикой, замыкающей петлю для стабильности, поэтому она, вероятно, будет работать в масштабе, но реальность имеет тенденцию укусить вас за задницу.
- Ошибки никогда не будут нулевыми, но в какой-то момент вероятность ошибки будет намного ниже, чем у среднего человека.
- Стабильный управляемый спуск с закрылками был бы отличным. Перенос подачи топлива из главных баков в напорные баки и повторное зажигание будет большой победой. Так же понимание того, как именно откидные створки корпуса управляют тангажом, рысканием и креном во время спуска, чтобы корабль располагался хорошо для повторного зажигания, переворачивания и приземления, это тоже было бы большой победой.
- Да уж. Хотя, если он выйдет из строя в самом конце, потребуется ремонт посадочной площадки, чтобы заполнить кратер.
- К счастью, SN9 почти готов. И в нём минимальные отличия от SN8
SN8 ждёт ещё статический огневой тест двигателей, а потом, если всё пойдёт по плану, прыжок на 15 км.
P.S.
Как мы видим, Илон вполне реалистично подходит к результатам испытаний. Ранее он неоднократно говорил, что на этом этапе вполне вероятно будет потеряно несколько тестовых изделий, но они дадут бесценную информацию инженерам, чтобы устранить слабые места в системе Super Heavy — Starship. Так же важным элементом является сам стартовый стол, так как во время старта важно избежать импульсного резонанса, который может негативно повлиять на работу двигателей на самом начальном этапе старта.