SpaceX всё ближе к одному из важнейших этапов испытаний прототипа космического корабля Starship. Точнее это не корабль, а испытательное изделие Starship SN8. И их сейчас на производственной площадке-космодроме в Бока-Чика сейчас строится достаточное количество, чтобы испытать все системы в необходимом объёме, даже принимая во внимание, что часть этих испытательных изделий будет потеряно в ходе тестов.
Тут на самом деле надо понимать, что испытания для того и осуществляются, что в ходе их проведения находить слабые места конструкции, и усовершенствовать их на следующем изделии. Давайте вспомним сейчас наш советский лунный проект и ракетоноситель Н1. Её конструировали гении советской ракетно-космической инженерии — Сергей Королёв, а после его смерти Василий Мишин. И как мы все знаем, все 4 испытательных пуска закончились неудачно. Я уверен, что если бы программа была бы продолжена, что уже к 7 или 8 пуску все проблемы были бы устранены, и наши космонавты высадились бы на Луне.
Но история не знает сослагательного наклонения. Что было, то было. И сейчас, создавая небывалый за всю предыдущую историю человечества, SpaceX, руководимая Гвинн Шотвелл и Илоном Маском, даже на этом этапе учитывает все предыдущие примеры, строя параллельно несколько тестовых изделий.
Илон Маск совсем не прожектёрствует, а реально оценивает возможность того, что прежде чем космическая система Super Heavy — Starship встанет на крыло, несколько испытательных аппаратов возможно будут потеряны в ходе тестов. Ну, ровно как это было на этапе криогенных тестов баков. Здесь всё точно так же.
Маск не стесняется, высказывая свои предположения о возможном исходе ближайших тестов, и моментов, на которое стоит обратить особое внимание.
Вот лишь несколько, довольно критичных высказываний Илона Маска, которые он опубликовал в своём твиттере:
- Мы протестировали субмасштабную версию в аэродинамической трубе с активной аэродинамикой, замыкающей петлю для стабильности, поэтому она, вероятно, будет работать в масштабе, но реальность имеет тенденцию укусить вас за задницу.
- Ошибки никогда не будут нулевыми, но в какой-то момент вероятность ошибки будет намного ниже, чем у среднего человека.
- Стабильный управляемый спуск с закрылками был бы отличным. Перенос подачи топлива из главных баков в напорные баки и повторное зажигание будет большой победой. Так же понимание того, как именно откидные створки корпуса управляют тангажом, рысканием и креном во время спуска, чтобы корабль располагался хорошо для повторного зажигания, переворачивания и приземления, это тоже было бы большой победой.
- Да уж. Хотя, если он выйдет из строя в самом конце, потребуется ремонт посадочной площадки, чтобы заполнить кратер.
- К счастью, SN9 почти готов. И в нём минимальные отличия от SN8
SN8 ждёт ещё статический огневой тест двигателей, а потом, если всё пойдёт по плану, прыжок на 15 км.
P.S.
Как мы видим, Илон вполне реалистично подходит к результатам испытаний. Ранее он неоднократно говорил, что на этом этапе вполне вероятно будет потеряно несколько тестовых изделий, но они дадут бесценную информацию инженерам, чтобы устранить слабые места в системе Super Heavy — Starship. Так же важным элементом является сам стартовый стол, так как во время старта важно избежать импульсного резонанса, который может негативно повлиять на работу двигателей на самом начальном этапе старта.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!