«Электромобильная индустрия» в России, как отрасль, и как понятие, многими ставились под сомнение. С самого начала электромобильной революции, а точнее возрождения, начавшейся примерно 10 лет назад, это направление развития транспорта ставилось под сомнение властями, а соответствующие СМИ и блогеры откровенно насмехались и всячески диффамировали электромобилизацию. Но время шло, процесс трансформации мирового автопрома стал не просто очевидным, а всеобъемлющим. И в наших российских властных кругах, и в автомобильном бизнесе стали понимать, что от этого направления развития никуда не уйти.
Из-за предыдущей неверной оценки происходящих изменений Россия оказалась на задворках мирового электромобильного процесса. Нас в этой сфере обогнали не только что китайцы, которые на самом деле сегодня практически мировые лидеры в разработке и производстве аккумуляторов, электромобилей, систем автономного вождения и интеграции электромобиля в систему интернета вещей, но нас обогнали даже вьетнамцы, которые не только запустили у себя в стране национальное электромобильное производство, но даже будут строить свой завод в Америке. А тут нам, в смысле России, объявили полномасштабную санкционную войну по всем возможным направлениям. И в этой связи некоторые читатели спрашивают, а есть ли вообще в России электромобильная промышленность, и как разглядеть результаты её деятельности.
Давайте скажем, что электромобильная промышленность это не просто сборка электрических автомобилей. На самом деле это комплекс взаимосвязанных направлений — разработка и производство аккумуляторов, самих автомобилей, зарядного оборудования, и IT платформ, которые соединяют всё это воедино для удобства пользования конкретным владельцем электромобиля. Могу с уверенностью сказать, что все эти элементы у нас в стране уже Есть. Да, они зачастую практически в зачаточном состоянии. Но эти ростки есть, и не замечать их просто глупо.
Подготовка конференции «Перспективы развития национальной электромобильной индустрии России в реалиях 2022 года», а также на торжественное открытие нового зарядного хаба в Москве, мне реально дали представления о том, что российская электромобильная отрасль существует и развивается.
Тут можно привести лишь ключевые эпизоды. Рэнера, дочерняя компания ГК РОСАТОМ, начинает строительство собственного аккумуляторного завода в Калининградской области. Параллельно с этим в Нижегородской области будет строиться завод по переработке отработавших свой срок аккумуляторов. Как будущие российские лидеры электромобильного производства заявились такие компании, как питерская «Электромобили Мануфэкчуринг рус», липецкая «Evolute», а также «КАМА» и «Автотор Холдинг». И здесь мы уже не говорим про производство электробусов и другого городского электрического общественного транспорта. Речь идёт именно про личный и коммерческий транспорт. Далее мы смотрим на производителей зарядного оборудования. Тут может быть несколько сложнее. Сейчас уже придётся делать всё по-настоящему, чтобы полностью отвечать критериям отечественного производителя. А это значит, что надо осваивать сложнейшее высоковольтное оборудование. И тут также можно сказать, что есть компании, которые готовы взять на себя роль лидеров, к примеру это Корпорация «ПСС», НТЦ «Приводная техника», «Парус Электро», «Rewatt». И этот список можно продолжать. Среди IT платформ могу отметить «it.CHARGE» и «Electro.cars».
И мы подходим ближе к потребителю, к зарядной инфраструктуре. Тут тоже есть несколько заметных точек роста, это бурно развивающаяся сеть зарядных станций «Green Drive», а также сети «Энергия Москвы» Департамента транспорта г. Москвы, «Россети», «Русгидро», и вот только в прошедшую пятницу ТД «Нефтьмагистраль» открыл свой первый зарядный хаб на территории крупнейшего заправочного комплекса, расположенного на 12-ом км. МКАД в Москве. И в зарядном сегменте я перечислил далеко не всех игроков.
Но даже по этому скромному обзору, а поверьте мне, тут можно было бы перечислить в общей сложно примерно около 100 компаний и стартапов как минимум, можно со всей определённостью сказать, что электромобильная индустрия в России есть, и она развивается. И могу сказать совершенно определенно, общаясь с руководителями этих компаний, у меня есть поводы для оптимизма, несмотря на все трудности нашего времени.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!