Несколько дней назад, по итогу третий серии прожига двигателей на испытательном изделии Starship SN8, подавляющее большинство российских СМИ с нескрываемой радостью бросили в информационное поле статьи, в заголовках которых были слова “неудача”, “провал”, а некоторые особо рьяные даже написали про взрыв Starship SN8. Тут всё как поговорке про “божью росу”. И без разницы, что по факту было всё не так.
А что же это было на самом деле?
После расследования причины нештатной ситуации выяснилось, что изначальная проблема была вовсе не в каких бы то ни было элементах самого Starship SN8. По крайней мере, не они изначально стали причиной, возникшей проблемы. И об этом Илон Маск написал в своём твиттере.
“Примерно через 2 секунды после запуска двигателей мармит, покрывающий бетон ниже (*прим – пространство под Starship SN8), раскололся, послав лезвия затвердевшей породы в моторный отсек. Один из этих осколколков, острый как лезвие, оборвал кабель авионики, что привело к аварийному отключению Raptor”.
Вопрос закрыт. На самом деле этого стоило ожидать. Двигатели Raptor на сегодняшний день одни из самых мощных в мире, по некоторым показателям самые мощные. И при этом испытательное изделие, оснащённое этими двигателями, стоит не на стартовом столе, а на простейшем испытательном стенде, не оборудованным необходимым газоотводом, какие есть на всех классических стартовых площадках космических ракет. В одной из предыдущих статей я уже как-то писал, что это может стать проблемой, что и подтвердилось.
Тут, как говорится, “а слона то я и не заметил”. Даже при предыдущих прожигах одного двигателя было заметно, что в момент включения Raptor в разные стороны разлетались осколки. Оказывается, это были фрагменты бетонного основания испытательного стенда. А в этот раз включили все три двигателя.
Поэтому, по моему личному мнению, у SpaceX есть два варианта чтобы решить эту проблему – постройка стартового стола по классической схеме, с нормальным газоотводом, либо строительство стартовой платформы в море, недалеко от побережья, где находится комплекс Бока-Чика.
Но это всё технические моменты, которые, я уверен, будут решены.
Хотя тут есть ещё один важный момент. Корабли серии Starship предназначены для полётов на Луну и Марс (как минимум), и там, со всей очевидностью, не будет подготовленных и чистых посадочно-стартовых площадок, свободных от камней, по крайней мере, по первому времени. Поэтому проблема, возникшая при прожиге, вполне может быть имитацией условий старта на Луне, и Марсе. Отсюда встаёт вопрос защиты двигательного пространства от подобных осколков. Думаю, что это вполне решаемая задача.
Далее Илон пишет, что испытания будут продолжены после внесения «заметных изменений», и когда «осядет фигуративная и буквальная пыль». А вот вопрос, который остаётся открытым, это профессионализм и добросовестность некоторых представителей “четвёртой власти”.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!