Поступила информация, что Минприроды РФ разрабатывает планы по передачи по целевому использованию нескольких литиевых месторождений в стране. Первая коммерческая разработка крупного литиевого месторождения на Кольском полуострове уже начата компанией «Полярный литий», которую образовали «Атомредметзолото» (горнорудный дивизион ГК «Росатом») и компания «Норникель».
Как мы уже многажды отмечали, что на самом деле литий — это вовсе не дефицитное сырьё. Ещё с конца 40-х годов 20-ого века велась серьёзная геологоразведка по всей стране, в результате чего было обнаружено несколько месторождений лития, от Кольского полуострова, до Байкала и Алтая. Тогда не было такой необходимости в промышленных объёмах лития, как сегодня. Но благодаря именно, проведённой ещё при СССР работе, сегодня Россия может обеспечить себя тем объёмом литиевого сырья, которое необходимо сегодня, и будет необходимо в ближайшие десятилетия для производства российских электромобилей, электротранспорта в целом, для производства СНЭ, необходимых, как для станций ВИЭ-генерации, так и в качестве резервных источников питания.
По информации, в ближайшие два года государство выставит на коммерческую разработку семь месторождений лития, расположенных в том числе в Иркутской области, в Республике Тыва, в Республики Бурятия и Забайкальском крае. Помимо этого, ведутся изыскания по выделению лития из «подтоварных вод» нефтегазовых месторождений, то есть из попутных пластовых рассолов Ковыктинского, Ярактинского и других месторождений. Также литий обнаружен в рассолах геотермальных источников в Дагестане. Технологию извлечения лития из рассолов геотермальных источников уже сегодня активно внедряют в Европе — Франция, Германия. Мы об этом ранее рассказывали.
Резюмируя, можно сказать, что как появилась необходимость в определённых объёмах литиевого сырья, и «благодаря» геополитической обстановке, мы вспомнили, что у нас есть Всё, что нам нужно.
Да, мы несколько позже начали движение по электромобильной и аккумуляторной теме. Но в России есть всё, чтобы занять если не лидирующие позиции в мире в этой сфере, то по крайней мере полностью обеспечить свои потребности. Так что для электрификации транспорта в России преград нет.
Ну а новейшие разработки в аккумуляторной области, увеличивающие плотность энергии на определённый объём, как мы видим на примере китайской CATL, со временем сделают неактуальным вопрос «зимней просадки» тяговых батарей электромобилей.
Относительно информации про литиевые месторождения, от Минприроды России, на официальный запрос, пришёл следующий ответ.
«В 2023-2024 гг. планируется предоставление в пользование семи месторождений (кроме двух, на которые уже выданы лицензии — Полмострундровское и Колмозёрское), содержащих литиевые руды, а также иные стратегические дефицитные виды минерального сырья такие как ниобий, бериллий и тантал. Месторождения находятся на территории Мурманской и Иркутской областей, Республики Тыва, Республики Бурятия и Забайкальского края.
Литиевое сырье лицензируемых месторождений должно обеспечивать российские промышленные производства высокотехнологичной продукции, прежде всего ориентированные на проекты возобновляемой энергетики и электротранспорта. Подобные национальные проекты реализуются сегодня, например, Росатомом. В связи со значительным ростом цен и спроса на литий на мировом рынке последнее время российские сырьевые литиевые проекты могут иметь интересную инвестиционную картину.
Россия располагает одной из крупнейших сырьевых баз лития в мире, входя в первую пятерку стран-держателей запасов. Запасы российского лития, учтенные в рудах 14 месторождений, составляют 3,5 млн т оксида лития. Причем, ряд месторождений не уступают объектам мирового класса, например, такие как недавно лицензированные Колмозерское и Полмостундровское в Мурманской области.»
Главное, на что я бы обратил внимание, в ответе Минприроды приводятся конкретные данные — 14 месторождений, которые содержат ~3,5 млн. тонн оксида лития, что позволяет России войти в 5-ку мировых лидеров по запасам столько важного сегодня для электромобилей строения и энергетике сырья.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!