Гринфляция может затормозить «зелёное» развитие Германии
Неудержимое и бесповоротное развитие электромобильного сектора и возобновляемой энергетики сегодня в Евросоюзе, и в Германии в частности, является основой политики. В данном случае здесь есть практически полный консенсус. И если и возникают споры, то только по скорости энергетического перехода, так как не все компании готовы в полной мере поддержать этот процесс, а также встаёт вопрос скорейшего создания новых рабочих мест, вместо выбывающих из-за закрытия экологически небезопасных производств.
Однако сейчас в полный рост встаёт другой вопрос, который может замедлить «зелёное» развитие Германии. Как говорят некоторые эксперты, это вопрос «гринфляции».
Гринфляция — когда декарбонизация сталкивается с суровой реальность рынка
Как вы понимаете в понятии «гринфляция» объединены два смысла — новая зелёная экономика и инфляция. Сейчас, в момент переходного периода от углеводородной экономики к зелёной, экономические законы предыдущего экономического мироустройства начали оказывать сильнейшее влияние на темпы энергетического перехода.
В частности, мы сейчас наблюдаем рост цен на энергоносители и сырьё, необходимые для производств электромобилей и оборудования возобновляемой энергетики. Да, сейчас в Германии ВИЭ занимают около половины энергобаланса, а точнее 42%. Но этого крайне недостаточно, чтобы не допустить развития гринфляции. К примеру, значительная часть сырья импортируется Германией из-за границы. А здесь доминирующее положение занимают китайские и американские компании. Литий — ключевой элемент автомобильных аккумуляторов, в прошлом году Li2CO3 (карбонат лития) подорожал на 240%.
В немалой степени, в том числе и поэтому сейчас идут работы по разведке литиевых запасов внутри самой Германии, а разработчики и производители аккумуляторов стараются создать эффективные твердотельные аккумуляторные элементы с низким содержанием лития, и других элементов, в частности кобальта.
Но помимо чисто экономических факторов, присущих капитализму и рыночной экономике, есть ещё один момент, который также влияет на итоговую цену декарбонизированной продукции. Как многим ни покажется странным, но про это в ЗТС уже были материалы, это вопрос «чистоты» сырья, в смысле чисто его добычи от использования детского труда, коррупции, и иных политических проблем. Несколько лет отрасль сотрясали скандалы из-за того, что в Африке при добыче кобальта используется детский труд. Из-за этого многие производители аккумуляторов переориентировались на иных поставщиков, даже при более высоких ценах. Так что фактор чистоты цепочек поставок также вносит свой вклад в гринфляцию.
Главный стратег американского инвестиционного банка Morgan Stanley Ручир Шарма: «Компаниям будет сложно гарантировать стабильные поставки критически важных материалов, таких как медь, кобальт, литий или платина, а это означает, что правительство Германии, а также ЕС должны поддерживать их бизнес и помогать обеспечивать доступ к сырью. Более строгие стандарты цепочки поставок и добычи могут ещё больше усугубить проблему».
Гонка с гринфляцией
Поставки сырья становятся ключевым вопросом в декарбонизации. Поэтому всё больше внимание уделяется разработкам лития на территории самой Европы. Не исключаю, что недавние протесты в Сербии могли быть элементом борьбы корпораций за доступ столь необходимому материалу. Также всё вышеперечисленное объясняет растущий темп введения в строй новых мощностей возобновляемой энергетики и производства водорода. Новая правящая коалиция Германии, состоящая из зелёных, социал-демократов (СДПГ) и свободных демократов (СвДП) планирует к 2030 году довести долю возобновляемых источников энергии в энергопотреблении до 80 процентов. Всё это должно в кратчайшие сроки вывести из уравнения переменные углеводородного топлива, после чего останется разобраться с вопросом цены на литий.
На днях новый министр экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек заявил, что нацию (немецкую) надо объединить в реализации «гигантской задачи» по созданию климатически нейтральной страны. И чтобы добиться ранее поставленной задачи к 2030 году нужно увеличить в три раза скорость сокращения выбросов углерода.
P.S.
Можно констатировать факт, что немцы поставили перед собой гигантскую задачу. В её реализации их ждём много трудностей, и улюлюкание скептиков. Но рискну предположить, что характер немцев поможет им добиться поставленной задачи. В конце концов, это не только самоцель, это ещё и путь, путь развития науки, внедрения инноваций, создания нового качества жизни.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!