В конце прошлого года помпезно, с участием Президента Реджеп Тайип Эрдогана, турецкий концерн Turkish Automobile Joint Venture Group (TOGG) презентовал миру опытные образцы первых национальных электромобилей, кроссовера и седана TOGG. Предварительные технические характеристики мы опубликовали уже тогда. Они вполне достойны того, чтобы электромобили турецкого бренда считались современными. И даже более того, есть некоторые технические решения, которые пока ещё даже не применяются некоторыми, казалось бы ведущими автопроизводителями, к примеру, активная жидкостная терморегуляция аккумуляторного блока. Но достаточно ли этого, чтобы турецкий электромобиль завоевал мир?
Не сомневаюсь, что Эрдоган приложит все возможные усилия, чтобы реализовать идею создания национального автопрома, отвечающего всем современным требованиям. Этот проект, скорее всего, находится на уровне стратегического нацпроекта, наравне со строительством АЭС, и газовыми проектами.
Для реализации этой идеи сейчас в Бурсе ведётся строительство автомобильного завода Turkish Automobile Joint Venture Group (TOGG), именно на котором будут серийно производиться электрокары компании.
На церемонии закладки основания фундамента будущего завода Эрдоган сказал: «Мы планируем завершить строительство завода за 18 месяцев и выпустить наш первый отечественный электрический автомобиль с конвейера в последнем квартале 2022 года. Мы умрём, но не отступим. Я хочу это чётко подчеркнуть. Наше казначейство и министерство финансов сделают всё что необходимо, чтобы завершить эту работу. Благодаря нашему ассортименту продукции, технологиям, бизнес-модели и поставщикам мы готовы стать крупным игроком на электромобильном поле. Я верю, что этот проект, как великий символ новаторского видения Турции, станет источником вдохновения для молодого поколения».
Это не просто громкие слова, это показывает волю руководства страны идти по избранному пути, и добиться успеха.
Говорит Гуркан Каракас, генеральный директор Турецкой автомобильной группы TOGG, «Это больше, чем просто автомобильный завод, он также будет служить центром исследований и разработок, а также парком обслуживания клиентов. Турецкая автомобильная группа TOGG — это консорциум компаний, стремящихся выпустить первый национальный электрический автомобиль Турции в последнем квартале 2022 года. Локализация изначально составит 51%. Через три года это будет уже 68%. Мы подготовим наших поставщиков к будущему, и как только поставщики будут переходить на технологии электромобилей, это соотношение увеличится. Мы прошли долгий путь в развитии архитектуры аккумуляторных батарей и электронных блоков питания. Мы почти завершили проектирование нашей высокотехнологичной батареи, которая обеспечит дальность действия от 300 до 500 километров с различными пакетами».
TOGG будет производить пять различных моделей — внедорожник, седан, хэтчбек, b-внедорожник и b-MPV. Согласно планам до 2030 года завод должен будет произвести один миллион автомобилей пяти различных моделей. Производственная мощность будущего завода сейчас оценивается в 175 000 электрокаров в год. В развитие проекта инвестировано 3,21 миллиарда долларов. На заводе будет работать около 4,5 тысяч человек.
Ожидается, что проект принесёт турецкой экономике до 50 миллиардов долларов в год совокупного дохода, учитывая всю экосистему этого предприятия, от поставщиков комплектующих, до сервиса и зарядной инфраструктуры.
Но я полагаю, что проблема не в производстве. Это дело наживное. Проблема в том, чтобы TOGG сумел конкурировать с крупными автоконцернами, как старыми, которые переходят на электромобильные «рельсы», такой как Volkswagen, и конечно с Tesla. Тут, конечно, говорить о конкуренции можно с известной долей юмора. С Tesla через пару лет и Toyota не сможет соперничать из-за своих шатаний между вариантами «зелёного» автомобиля. Что уж тут говорить про TOGG.
Они, безусловно, будут играть на первых порах значимую роль на региональном рынке. Выйти с экспортом, это уже будет проблема. А дальше встанет вопрос, как не то что получить прибыль, но быть хоть сколько то рентабельным. Это если смотреть только с чисто экономической точки зрения. Если же говорить о социальной и политической роли этого процесса, то, безусловно, этот завод, и это производство необходимо, как минимум чтобы создавались рабочие места внутри страны. И если этот резон будет главенствующим, то за судьбу TOGG, и их электромобилей можно не опасаться.
P.S.
Тем временем TOGG запатентовал свой бренд и дизайн внедорожников и седанов в Японии, и в России. А это значит, что мы можем предположить, что это ещё два потенциальных рынка, помимо турецкого, для электрокаров TOGG. Так же регистрационные процедуры идёт в Евросоюзе, Китае, Индии, Южной Корее, и в США.
Так что, исходя из всех вышеперечисленных доводов, и новостей, можно сказать, что у бренда TOGG вполне себе нормальное будущее. Не без проблем, но когда это на уровне национального интереса, то умереть проекту не дадут.
Ну а у покупателей будет больше выбора. И это хорошо.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!