На прошедшем 17-ого марта заседании Совета Евразийской экономической комиссии вновь был поднят вопрос об обнулении ввозных таможенных пошлин на электромобили. Напомню, что до конца 2021-ого года можно было беспошлинно ввезти на территорию ЕАЭС, в том числе и в Россию, электромобили из-за рубежа. Кто имел желание и возможность, те воспользовались этим налоговым режимом. Но так как осенью прошлого года этот режим не был продлён на 2022 год, то с 1-ого января ставка вновь была поднята до 15%.
И вот в четверг этот вопрос вновь был поднят на уровне ЕАЭС и был положительно решён. Но не для всех. До конца 2023 года беспошлинно можно будет ввозить электромобили на территорию и для покупателей Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. И как видно из этого списка, эта норма обходит стороной граждан России. В Решении Совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Совета Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных видов моторных транспортных средств с электрическими двигателями» также специально подчёркивается, что гражданам России будет запрещена «Передача прав владения, пользования, распоряжения товарами…». То есть тут была закрыта лазейка, с помощью которой россияне могли бы купить себе электромобили, к примеру, через Беларусь.
Лично я продолжаю придерживаться мнения, что в настоящее время ввозные таможенные пошлины на электромобили никак не могут навредить развитию электромобилестроения в России, а даже наоборот, способствовали бы ему, расширяя электромобильный рынок страны. И данное мнение подавляющим большинством поддержали читатели ЗТС.
Но с прошлого года произошло много событий. Событий эпохальных, и мы ещё внутри этого процесса. Поэтому конечно стоило бы скорректировать позицию. Сейчас я бы предложит ввезти дифференцированную таможенную пошлину на электромобили — для китайских автопроизводителей сделать её на уроне 0%, а для европейских и американских оставить на текущем уровне.
Позиция Минпромторга РФ заключается в том, что нулевая ввозная таможенная пошлина не способствовала бы развитию электромобильного производства в России. Тут можно вспомнить предыдущую новость, о том, что Росатом и калининградский Автотор начинают совместную работу по налаживанию электромобильного производства, учитывая, что рядом будет действовать и аккумуляторный завод дочки Росатом. Но в лучшем случае этот электромобильный кластер заработает в 2024 году. Так что продление для россиян нулевых таможенных пошлин на электромобили, хотя бы китайские, не оказало бы негативного воздействия на планы наших производителей хотя бы потому, что рынок электромобилей хоть и растёт, но он по-прежнему очень незначителен. За прошлый год, при нулевой таможенной ставке, было ввезено в Россию всего 2254 электромобиля. А общее их количество в стране вряд ли сейчас превысит отметку в 15000.
В любом случае, даже наличие беспошлинного ввоза электромобилей в страны ЕАЭС, кроме России, будет способствовать тому, что российские производители будут вынуждены вести серьёзные работы и инвестировать необходимые средства в развитие производства электромобилей в России, причём делать это с как можно большей локализацией. Тут, кстати, санкционная война сыграет даже положительную роль, поскольку местные бизнесмены поймут, что лучше вкладываться в отечественные разработки и производство, в противном случае они могут (а многие и уже) потерять свои деньги и российский рынок (оставшись без иностранных комплектующих).
Надо помнить, что кризис — это ещё и возможности!
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!