Судя по всему, время, когда электромобили в нашей стране подвергались диффамации безвозвратно ушло в прошлое. Сегодня в России власть и бизнес повернулись лицом к этой сфере. На уровне Правительства приняты программы поддержки развития электромобильной отрасли и зарядной инфраструктуры. Технологические институты и университеты, бизнес, начиная от малого и заканчивая крупными корпорациями, даже полностью принадлежащими государству, занялись разработкой и подготовкой к производству электромобилей, о которых с полным основанием можно будет сказать: «Разработано в России» и «Сделано в России».
Понятно, что сейчас время не простое, и казалось бы, что это не первоочередной вопрос. Однако это именно тот вопрос, и та сфера, которая даст кумулятивный эффект, при котором активно начнут развиваться национальные школы разработки и производства высоковольтного силового оборудования, электромоторов, аккумуляторов и т.д. Тут вам и новые технологии в химии, в материаловедении, в робототехнике и программном обеспечении. То есть это громадный комплекс процессов, который должен стать одной из точек роста нашей науки и промышленности. И здесь уже в унисон бизнес и власть вместе идут путём создания «технологического суверенитета».
Кто-то спросит, а какой профит от электромобилизации будет конкретному потребителю. С экологией в городах всё понятно. Она, по мере роста парка электромобилей, будет становиться всё лучше. Просто в какой-то прекрасный летний день вы поймёте, что над городом нет смога от выхлопов и дышать стало легче. А ещё, конечно, каждый будущий владелец электромобиля будет меньше тратить на обслуживание своего «электрического железного коня». Не верите? Просто спросите своего знакомого владельца электромобиля. Это элементарно. Ну и самое заметное, это то, что тех, кто одним из первых купит российские электромобили получит существенную скидку от государства. Напомню, что Правительством выделено 20,7 млрд рублей на стимулирование спроса на электромобили российского производства. А именно — скидка на электромобиль составит 35%, но не более 925 тыс. руб. на один автомобиль. Хороший начальный бонус.
Ну а теперь самый интересный вопрос. А какие же электромобили производятся в России сегодня и начнут производиться уже в этом году? Надо сказать, что этот год стал просто поворотным в этой сфере. О себе заявили новые бренды, а потенциально можно ожидать ещё больше. Ниже приведу небольшой список компаний и брендов, заявившихся на национальном электромобильном поле страны. Тут надо оговориться, что в данном материале я говорю про легковые электромобили и коммерческие электрические авто в малом и среднем классе.
1. NEXT electro.
Один из «старейших» электромобильных брендов России. Компания производит электрический транспорт коммерческого класса и малые электробусы, используют как «донора» шасси автомобиля Газель Нэкст. При этом компания сейчас ведёт разработку собственного шасси.
2. Электромобили Мануфэкчуринг рус — EVM PRO
Компания представила электрический автомобиль EVM PRO, созданный на базе шасси УАЗ Профи. Значительная часть разработок велась при сотрудничестве с Питерским Политехом. Автомобиль должен быть запущен в производство в Москве до конца года.
3. Компания «Моторинвест» — бренд Evolute
Компания обещает в ближайшие время на своём заводе в Липецке запустить производство примерно 5 моделей электромобилей. Вероятно, что по первому времени это будет крупноузловая сборка «китайского донора» Dongfeng. Будущая линейка липецких электромобилей будет состоять из седана, компакт кроссовера, полноразмерного кроссовера, минивэна и что-то в люксовом классе.
4. Московский автомобильный завод «Москвич»
Как мы уже писали, на возрождённом после бегства «Рено» заводе, будут производиться в том числе и электромобили. С каждым годом объём их производства будет расти, и к середине десятилетия на этой производственной площадке должно собираться минимум от 20000 электромобилей бренда «Москвич» в год.
5. Кама-1
Об этой совместной разработке питерского Политеха и КамАЗа мы уже писали. Это чисто российская разработка. Вполне достойная машина в классе сити-каров. И в этом году одним из её разработчиков было чётко заявлено, что этот электромобиль пойдёт в серийное производство. У компании КамАЗ в принципе есть все необходимые производственные мощности, чтобы с успехом реализовать этот проект.
6. E-Neva
Это концепт не просто электромобиля, а универсальной платформы, на базе которой можно создать линейку автомобилей — электрических, водородных и газоэлектрических. Это тоже чисто российская разработка, причём от инженеров компаний, входящих в оборонный Концерн ВКО «Алмаз – Антей»
7. ZETTA (Zero Emission Terra Transport Asset)
Интересный, оригинальный проект, как платформы, так и самого электромобиля. К сожалению, сейчас трудно понять в какой стадии находится проект, и тем более, когда можно ожидать старт производства. Хотелось бы чтобы изначальные планы создателей этого проекта реализовались, так как только конкуренция толкает вперёд развитие и качество.
8. Kangaroo Electro
Эта электромобили малого коммерческого класса. Собирают их в Калужской области. Машина хороша для доставки грузов в черте округа или города.
9. GAZelle e-NN
Компания ГАЗ сейчас постепенно начинает производство своих коммерческих электромобилей GAZelle e-NN. Это пока ещё не масштабное производство, но хорошее начало. Думаю, что у этого автомобиля большое будущее, особенно учитывая правительственные преференции для покупателей российских электрокаров. А тут в одном соединились знакомый кузов и экономическая эффективность электромобиля.
P.S.
Может я ещё кого-то пропустил, потом можно будет дополнить. Но уже этот список показывает, что у российской электромобильной отрасли вполне достойное начало. Не «звёздное» или «пантовое», но достойное, то, что нам будет по средствам и по необходимости. И параллельно с этим развивается российская разработка и производство аккумуляторов и зарядного оборудования. То есть, как я и говорил выше, это комплексное решение, это создание новой отрасли, отвечающей вызовам времени.
И тут я не коснулся ещё большого общественного, грузового транспорта и спецтехники. Это отдельная тема. ЗТС периодически об этих наших проектах рассказывает, и в ближайшее время будут ещё новости…
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!