Гибридный БТР-80. Тепловая невидимость - новая важная
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Гибридный БТР-80. Тепловая невидимость — новая важная характеристика армейских бронемашин будущего

Идущие боевые действия по своей сути можно считать с точки зрения технологий гибридными. Мы видим применение как техники второй половины 20-ого века, пусть и сильно модернизированной, так и современных беспилотных дронов, сошедших практически из фантастических фильмов. Такая технологическая разношёрстность заставляет порой наших инженеров и механиков придумывать различного рода ухищрения, чтобы, к примеру, защитить танк Т-72 от снарядов, наводящихся на тепловое излучение двигателя.

Многие, наверное, видели на днях танк Т-72 ВС республики Беларусь, «модернизированный» с помощью длинной трубы и ёмкостью, с горящей в ней смесью. Такая рационализаторская система позволяет обмануть тепловую ГСН.

Т-72Б с тепловой обманкой
Т-72Б с тепловой обманкой

Насколько это рабочая схема покажет время и поле боя. Но в любом случае это не решение проблемы, а лишь попытка быстро решить проблему — дёшево и сердито. Но это не выход.

Гибридный БТР на форуме «Армия — 2022»

Гибридный БТР-80. Тепловая невидимость - новая важная характеристика армейских бронемашин будущего
Гибридный БТР-80. Тепловая невидимость — новая важная характеристика армейских бронемашин будущего

Радикальным способом борьбы с наводящимися на тепловой след боеприпасами является устранение того самого теплового излучения у боевой машины. Мы уже много раз касались этой темы, приводя примеры, в том числе и примеры техники, которая была представлена на форуме «Армия — 2022» в Парке «Патриот».

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

Так получилось, что тогда я промахнулся немного мимо машины, которая заслуживает особого внимания. Это не боевая машина, хотя в её основе знаменитый БТР-80. Известный во многих странах мира БТР был взять за основу, он был демилитаризирован, и, по сути, сейчас является ходовой лабораторией по внедрению электрических систем в бронетехнику. А занимаются этим наши давние знакомые — компания «СовЭлМаш».

БТР, а точнее уже вездеход на базе БТРа, не стали делать полностью аккумуляторным. Это гибрид, в котором классический дизельный двигатель был заменён дизель-генератором на 40 кВт, а часть ходовой заменена на электроприводы.

Гибридный БТР-80
Гибридный БТР-80

Александр Сударев, заместитель генерального директора «СовЭлМаш» по связям с общественностью: «На международном форуме «Армия-2022» был представлен БТР от «Совэлмаш», который укомплектован асинхронными двигателями с технологией «Славянка» с номинальной мощностью 20 кВт на каждое колесо. БТР служит, в первую очередь, испытательным стендом для отработки гибридной трансмиссии для создания разных видов транспорта. В следующей итерации в БТР будут установлены асинхронные мотор редукторы 132-го габарита, номинальной мощностью 50 кВт на колесо.

В том числе, благодаря результатам работы над БТР, ведётся создание роботизированной гибридной модульной платформы, основанной на восьмиколёсной формуле. Данная платформа является наземным беспилотным дроном. В зависимости от комплектации платформа может быть укомплектована под выполнение разных задач. Будет реализована возможность десантирования дрона в труднодоступные регионы. А также одной из ключевых особенностей является возможность эксплуатации как в гибридном режиме (дизель-генератор плюс электромоторы), так и с отсоединением дизель-генератора, исключительно на электротяге. Также в зависимости комплектации платформа может быть оснащена асинхронными мотор редукторами или асинхронными мотор-колёсами».

Немного технических особенностей гибридного БТР-80.

Гибридный БТР-80
Гибридный БТР-80

Колёса гибридного БТР-80 приводятся в движение индивидуальными двигателями, созданными с применением технологии «Славянка».

Улучшены эксплуатационные характеристики:

— часть механической трансмиссии была заменена на редукторы с электродвигателями (независимый электропривод каждого колеса — большая надёжность);

— за счёт независимой системы управления электроприводами повышается общая манёвренность гибридного вездехода и его живучесть;

— возможность бесшумного хода.

Гибридный БТР-80. дизель-генератор вместо классического дизельного двигателя
Гибридный БТР-80. дизель-генератор вместо классического дизельного двигателя

Применение гибридной схемы позволяет не только увеличить пробег на одной заправке. Тут важно именно то, что при необходимости, к примеру в боевых условиях, ночью, машина может идти на чисто электрическом ходу, с выключенным дизель-генератором. Это даёт возможность насколько это возможно бесшумно передвигаться и быть незаметной в тепловом спектре.

Несомненно, что в ближайшие годы мы увидим массовое внедрение гибридных систем в бронетехнике. А кто-то решится и на то, чтобы сделать бронемашину полностью аккумуляторной. И тут дело не в экологии, а в выживании и уничтожении противника. Если ты неслышен и невидим (в тепловом спектре), и ты сумел обнаружить и поразить противника раньше, чем тот успел понять откуда прилетело, то ты победил.

P.S.

На самом деле, ставший всем известным, австралийский производитель ББМ уже предложил полностью аккумуляторный вариант бронеавтомобиля Bushmaster. Эта машина стала известна, когда их начали поставлять в ВСУ, а потом мы увидели их сгоревшие остовы на поле боя.

Bushmaster EV
Bushmaster EV

Но, видимо, компания Thales, разработчик и производитель Бушмастеров, решила попробовать сделать «ход конём», и представила австралийским ВС прототип полностью электрического Bushmaster. Полковник Робин Смит, руководитель отдела внедрения и координации роботизированных и автономных систем (RICO), осмотрев эту машину заявил, что такая машина вполне может быть дополнена соответствующими системами, чтобы сделать её ещё и беспилотной.

Bushmaster EV
Bushmaster EV

«…Эта машина и концепция хороши ещё и тем, что электрифицированный Bushmaster имеет более высокий крутящий момент, здесь меньше затрат на техническое обслуживание из-за меньшего количества отдельных механических компонентов. Кроме того, актуальной возможностью является электропитание дополнительных внешних потребителей на цифровом поле боя будущего [сетецентричная война]. Также здесь более низкий уровень нагрева [тепловая незаметность] и шума по сравнению с обычными приводами. А следующим этапом развития является увеличение запаса хода автомобиля до 1000 км…».

P.P.S.

Короче, направление развития армейской техники понятно. И как я писал выше — это не вопрос экологии, это вопрос выживания на поле боя и победы. Раньше обнаружил и уничтожил противника, оставшись незамеченным, значит победил. И тут ещё будет добавляться третий нюанс — защита от ЭМИ. Машины, оснащённые электроникой, должны быть защищены от электромагнитного импульса, которым сейчас легко выводят из строя дроны. Новые технологии не только помогают создавать чистый транспорт, но и всё более совершенное и изощрённое оружие и боевые машины. Технологии перетекают из гражданского сектора в военный и обратно. И последующие военные конфликты (а человечество ещё не научилось жить без них) будут уже на ином технологическом уровне. Можно будет не услышать боевую машину, не увидеть ночью в тепловизор, и даже поразив её каким-то образом, может оказаться, что это беспилотный дрон, которым управляют за десятки, а может и за тысячи километров.

___________________________

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

У портала "Зелёная Точка Старта" нет платной подписки. Но это журналистская работа, которая тоже требует много времени, напряжённой работы и денег. Вот почему мы просим вас поддержать нас. Пожалуйста, используйте кнопку ниже, чтобы внести свой вклад в ИАП "Зелёная Точка Старта". Сумму вы можете заполнить сами, по усмотрению.
%d такие блоггеры, как: