Неизбежное слияние технологий зарядных станций и накопителей энергии становится всё очевиднее. Не знаю стоит ли считать количество раз, когда можно было бы сказать «ну я же говорил», но можно уже вполне заводить соответствующий журнал.
В данном случае, хочу напомнить, что ещё 5-7 лет назад я говорил, что будущие зарядные станции станут технологически похожи на современные АЗС. А именно в том, что это будет комплекс, где есть «раздаточная колонка», то есть сама зарядная станция, и будет «топливный танк», то есть накопитель энергии.
А ещё, эта тема была одним из вопросов, поднятых на нашей конференции «Зарядный сервис будущего – технические инновации и комфорт пользования» на выставке «ЭлектроТранс 2025» — «СНЭ в инфраструктуре зарядных станций».
Зарядно-накопительная станция – уже не будущее, а настоящее.

Накопители энергии в структуре зарядной станции, это не просто процесс внедрения инноваций, как самоцель. Под этим есть абсолютно логичное обоснование. О чём, в том числе, говорилось на нашей конференции.
Станислав Макухин: «…Коллеги, которые занимаются производством зарядных станций, развитием сетей, и особенно производители аккумуляторов. Я считаю, что в будущем, в структуре зарядных хабов должны присутствовать как раз накопители электроэнергии, в том числе, чтобы избегать последствий таких ситуаций, которые мы видели на днях в Испании и Португалии, когда из-за блэкаута огромные территории потеряли более 50% мощности и произошло глобальное отключение электроэнергии…»
Сергей Яковлев, Генеральный директор «Green Drive»: «…Я в этой поездке [в Китай на Шанхайский автосалон 2025] мне посчастливилось попасть на завод по производству натрий-ионных аккумуляторов и накопителей энергии на их основе. Дешевые сети. Действительно, накопители энергии уже массово входят на рынок зарядной инфраструктуры. Это правда, то есть, они есть на многих зарядных хабах, они точно есть на трассовых хабах. Не на всех пока. Но их число растёт.
Почему Na-Ion? Потому что натрий-ионные технологии стали дешевле, безопаснее. А самое главное, для России плюс в том, что натрий-ионные технологии и накопители энергии работают при -40 °C. Поэтому, судя по всему, мы тоже, со временем придём к этому решению».
В Китае СНЭ в структуре ЭЗС уже не новость, у нас в России интеграция СНЭ в структуру ЭЗС тормозится по понятным экономическим причинам. А вот в братской Беларуси уже есть пример такой интеграции, о чём и рассказал Заместитель генерального директора по инновационному развитию «БКМ Холдинг» Олег Быцко.

Олег Быцко, Заместитель генерального директора по инновационному развитию «БКМ Холдинг»: «…Мы позиционируем себя не как производитель зарядной инфраструктуры в целом. Но если заказчик хочет, чтобы вместе со своим транспортом мы могли поставить зарядные станции, мы это делаем… В конце 22-ого года в Минске, в районе «Малиновка», мы открыли зарядный хаб, то есть комплексную зарядную станцию. Там 9 точек зарядки, где заряжаются, и электробусы, и электромобили. Среди них есть быстрая зарядка мощностью в 350 киловатт, с жидкостным охлаждением кабель-коннектора. На сегодняшний момент загрузка этого хаба порядка 80%. Значит в чём тут особенность. Подводная мощность 700 киловатт, а для 9 точек зарядки нужно порядка 1,5 МВт. И как раз тут, на этом нашем зарядном комплексе мы поставили буферный накопитель энергии на 500 кВт*ч с, соответственно, динамическим распределением мощности между точками зарядки…».

В Европе.
В Европе, точнее, в Германии, компания «Elli», дочерняя компания Volkswagen Group, представила новое поколение своей зарядной станции с интегрированным буферным аккумуляторным накопителем энергии. При мощности зарядной станции в 150 кВт, буферный накопитель имеет ёмкость около 200 кВт*ч.

Самое главное, чем обосновывается экономическая целесообразность такой интегрированной схемы [да и это в принципе относится к теме установки СНЭ на ЭЗС], это то, что устраняется необходимость в дорогостоящем дополнительном подведении новых мощностей, а также установки трансформаторной станции».
То есть, в момент «холостого простоя» станция просто накапливает электроэнергию в своём накопителе, а когда надо, когда на зарядку встаёт электромобиль, станция отдаёт энергию на максимальной мощности. Сюда же можно добавить, что данный накопитель также можно запитывать от локальной ВИЭ-генерации.
Также добавлю, что более широкое распространение таких систем позволит иметь распределённый «аварийный» источник электроснабжения. Вспоминая то, что случилось недавно в Испании и Португалии. В Китае сейчас, по сути, и создают подобную систему.