Жизненный цикл аккумуляторов и экономика замкнутого цикла

Зелёная Точка Старта

Жизненный цикл аккумуляторов и экономика замкнутого цикла в России – РЭНЕРА, Русатом Гринвэй и коллеги из зарядной отрасли показывают, как это будет

На открывшейся 26-ого июня в Экспоцентре 13-ой международной выставки “ЭлектроТранс 2024” состоялась профессиональная конференция – “круглый стол” по актуальной теме – «Аккумуляторное производство в России – перспективные направления развития, экологичность производства и рециклинг».

С ростом парка электробусов, электромобилей, с ростом рынка накопителей энергии, совершенно очевидно, что здесь, по сути, мы имеем дело с созданием в стране новой отрасли, новой промышленно-экономической модели. Напомню, что в Послании к Федеральному собранию в этом году Президент России Владимир Путин прямо говорил о необходимости создания “экономики замкнутого цикла”, говоря про экологические вопросы и вопросы переработки вторсырья.

Жизненный цикл аккумуляторов и экономика замкнутого цикла в России - РЭНЕРА, Русатом Гринвэй и коллеги из зарядной отрасли показывают, как это будет
Жизненный цикл аккумуляторов и экономика замкнутого цикла в России – РЭНЕРА, Русатом Гринвэй и коллеги из зарядной отрасли показывают, как это будет

И вот на нашей конференции сегодня, если так можно сказать, был представлен путь будущего российского аккумулятора от этапа его производства, через его потенциальных потребителей в виде СНЭ из зарядной отрасли, и на финальном этапе те, кто их перерабатывает, чтобы вновь пустить сырьё в повторный оборот.

Что важно понимать, российским лидером данного направления становится российская госкорпорация «Росатом», через свои профильные «дивизионы», которые, каждый осваивающий своё направление, проводят единую производственную политику, как раз создавая каркас «экономики замкнутого цикла» в области аккумуляторной продукции. А это продукция включается в себя два основных вида – батареи для электротранспорта (общественного и частного), и СНЭ (системы накопления энергии).

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

Об этом в своём выступлении рассказал первый докладчик конференции Горяев Алексей Владимирович, руководитель направления “Электротранспорт” компании «РЭНЕРА».

«РЭНЕРА» сейчас строит в стране 2-е аккумуляторные Гигафабрики – одна в Новой Москве, другая в Калининградской области.

Уже сейчас понятно, что батареи от «РЭНЕРА» мы увидим в будущих электромобилях «АТОМ» и «Москвич». При выходе на полную производственную мощность только одна «РЭНЕРА» планирует производить аккумуляторной продукции для 100 000 новых электромобилей в год.

Также одним из важных рынков для батарейной продукции станет сектор систем накопления энергии (СНЭ). Причём, в СНЭ будут использоваться как новые аккумуляторные элементы, так и б/у, реализуя стратегию “второй жизни”. Ярким примером, пусть даже в объёме частного домовладения, является проект компании «Green Drive», реализованный в Подмосковье.

И в будущем одним из потребителей СНЭ станет зарядная инфраструктура.

Эту отрасль представили Исполнительный директор компании «Национальные зарядные системы» (НЗС) Александр Бадриев, Исполнительный директор, компания «EV Ten» Павел Параев, и Зам. Генерального директора по ключевым вопросам компании «Яблочков» Иван Невзоров.

Все представители зарядной отрасли отметили, что уже сейчас просчитывают варианты внедрения СНЭ в зарядную инфраструктуру, и даже реализуют пилотные, тестовые проекты. По сути, СНЭ или «энергетические танки», по аналогии с топливохранилищами на АЗС, в структуре зарядных станций могут иметь несколько применений. Во-первых, это накопитель дешёвой «ночной» энергии, для того чтобы днём её выдать по коммерческому тарифу.

Во-вторых, это буфер между магистральной электросетью и зарядной станцией, из которого может выдаваться энергия на зарядку, в случае какого-либо отключения в сети. И также этот накопитель может служить «авариным» источником питания в случае ЧС для близлежащих жилых домов, общественных или специальных зданий и учреждений.

То есть тут не только коммерческий подход, но и социальный аспект.

Сами накопители в зарядной инфраструктуре могут быть как состоящие из новых элементов, так и снятых с электротранспорта после нескольких лет эксплуатации. То есть во втором случае, накопители энергии в зарядной инфраструктуре являются примером «второй жизни» транспортного тягового аккумулятора. Ну а по полному исчерпанию своего ресурса они попадут на переработку на будущее предприятие другого участника нашей конференции – на завод по переработке аккумуляторной продукции и химических источников тока, компании «Русатом Гринвэй».

АО «Русатом Гринвэй» представил директор по развитию Рязанцев Артём Анатольевич.

АО «Русатом Гринвэй» является «экологическим дивизионом» ГК «Росатом», и занимается переработкой и утилизацией отходов. Точнее, и полнее, компания является отраслевым экологическим интегратором в сфере обращения с отходами производства и потребления I-V классов опасности.

Сейчас ведутся подготовительные работы к началу строительства ПТК «Центр» в г. Дзержинск, в Нижегородской области. По понятным причинам, а именно санкционная война, проект несколько задержался в своей реализации на земле. Пришлось перестраивать многие технологией процессы, соответственно заказывать разработку и производство необходимого отечественного оборудования, которое ранее могло быть импортным. В итоге будущее предприятие по переработке аккумуляторной продукции будет современным, и санкционно независимым, что важно по нашим временам.

В «Русатом Гринвэй» внимательно отслеживают объёмы аккумуляторной продукции, которая уже имеется у нас в стране в виде тяговых батарей электромобилей. Как вы видите на слайде, по оценке будущего российского переработчика батарей электротранспорта, объём “предстоящей работы” на сегодня составляет ~ 17 000 тонн. А будет ещё больше, в разы больше.

Причём, сбор отработанных батарей будет носить практически централизованный характер, так как изначально налаживается взаимодействие по всей цепочки «жизненного цикла» батарей, от производителя (РЭНЕРА), через производителя электромобилей («Evolute», «АТОМ», «Москвич», «КАМАЗ»…), также через зарядную отрасль (накопители «второй жизни»), и в финале к переработчику – «Русатом Гринвэй».

Сами методы переработки будут также носить максимально замкнутый цикл. Технологии и стадии переработки уже технически известны и понятны – шредирование, сепарирование по технологии гидрометаллургии и особых случаях может применяться пирометаллургический процесс. И по итогу извлечённое из старых аккумуляторов сырьё вновь будет направляться в повторное производство.

На мой вопрос не приведёт ли практически 100-процентная переработка и «экономика замкнутого цикла» к падению через какой-то период времени уровня добычи исходного сырья, Артём Рязанцев верно отметил: “…постоянный рост производства продукции, где применяются аккумуляторы не позволит сильно сократить объёмы добычи“.

Добыча может сокращаться, как я предположу, но не в таких объёмах, как мы будем наблюдать через 10-15 уровень сокращения потребления углеводородного топлива.

В заключении.

Конференция показала, что вопросы производства аккумуляторной продукции, вариантов её потребления, и финальной переработки, уже сегодня в России чётко понимаются, и соответствующие компании ведут плотное взаимодействие. Чему способствуют и наши отраслевые конференции, где руководители предприятий находят прямой контакт для последующего создания совместных проектов и сотрудничества.

И надо понять, что выбрасывать или «захоранивать» тяговые аккумуляторы электротранспорта никто не будет! Во-первых, это неэкологично, а мы хотим делать нашу страну чистой и цветущей. А во-вторых, это ценное сырьё, которое после переработки идёт в повторное производство.

Наша цель – экологически чистая и технологически развитая Россия!

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий