Воздушный старт - новый тренд коммерческой космонавтики. Потенциальные лидеры - Virgin Orbit и стартап Aevum - Зелёная Точка Старта
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Воздушный старт – новый тренд коммерческой космонавтики. Потенциальные лидеры – Virgin Orbit и стартап Aevum

Космос… Ещё десять лет назад мало кто мог предположить, что монополию государственных космических корпораций в клочья разорвут частные космические компании. Сейчас это реальность. Где-то этот процесс идёт естественным путём, к примеру, NASA в начале 10-х годов запустило программу Commercial Crew Program по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию (МКС), доставки грузов, и запуску спутников. Фактически государственное космическое ведомство США отдало на аутсорсинг выполнение государственных космических программ. Здесь лидерами и участниками процесса стали компании SpaceX Илона Маска, чьи амбиции простираются далеко за выполнение чисто государственных заказов (вспоминаем проекты Starlink и Starship), а так же Blue Origin Джеффа Безоса (идущий по пятам SpaceX), Boeing, Sierra Nevada Corporation, United Launch Alliance. Появилось и много новых, пока ещё малых частных компаний, разрабатывающих свои ракетоносители и двигатели. Здесь самым успешным на сегодня является Rocket Lab новозеландца Питера Бека. Но все эти проекты используют классическую схему вывода полезной нагрузки на орбиту, а именно вертикальный подъём РН со стартового стола. Но есть ещё и альтернативный вариант, разрабатываемый ещё со времён СССР – воздушный старт.

История воздушного старта

Технология “воздушного старта” на самом деле такая же “древняя”, как и классическая, вертикальная схема вывода полезной нагрузки. Первый разработки относятся аж к 1958 году. Тогда американцы испытали первый в мире РН воздушного базирования NOTS-EV-1 Pilot. На самом деле это была боевая противоспутниковая ракете, где, естественно, “полезной” нагрузкой были лишь БЧ.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

В 60-х годах в СССР, под началом гениального Г.Е. Лозино-Лозинского, началась разработка проекта “Спираль”, переросший со временем в проект “МАКС” (многоцелевая авиационно-космическая система). По этому проекту планировалось запускать в космос, используя схему воздушного старта, как многоразовые пилотируемые космопланы, так и РН с полезной нагрузкой в виде спутников. Именно для этих целей и был построен гигантский Ан-225 “Мрия”, который был должен стать первой воздушной ступенью системы, местом старта аппаратов. Но как вы знаете, всем этим проектам не суждено было реализоваться. И конструкторы в этом не виноваты.

В постсоветской России так же пытались что-то создать в этом направлении. Предлагалось множество вариантов, с использованием различных самолётов-носителей – Ан-124-100ВС «Руслан», Ту-160, Ту-22М, и даже М-55 «Геофизика». В первой половине 10-х годов машиностроительным КБ “Факел” и ГРЦ им. Макеева разрабатывался вариант «миномётного» старта ракеты-носителя «Полёт» из контейнера, расположенного внутри самолёта-носителя Ан-124-100ВС «Руслан». Стоимость реализации проекта по ценам на 2013 год составляла 25 млрд. руб. Но и здесь всё закончилось ничем. Как вы думаете почему? Здесь «постарались» “наши” жадные до предела чиновники. И именно их жадность не дала состояться российскому проекту. И с тех пор о российском «Воздушном старте» остались только презентации.

В 90-х годах прошлого века, и в начале этого, в США испытывалась система воздушного старта L-1011 Stargazer с РН “Пегас”. РН был подвешен под фюзеляжем самолёта, на заданной высоте ракета отсоединялась и включала свои двигатели чтобы вывести спутник на орбиту. Большого коммерческого развития тогда эта система не получила.

Всё вышеперечисленное вовсе не говорит о том, что технология воздушного старта не жизнеспособна. Даже только одно то, что ей занимался создатель советского “Бурана” Лозино-Лозинский, говорит, что это очень даже рабочая система. Это было доказано и продемонстрировано в наше время, в США, компаниями Ричарда Бренсона Virgin Galactic и Virgin Orbit

Воздушный старт от Virgin

Миллиардер Ричард Бренсон создал две космические компании, первая это Virgin Galactic, в рамках которой создан суборбитальный космоплан SpaceShipTwo и Virgin Orbit созданная для оказания услуг по выводу спутников на орбиту, используя собственную систему LauncherOne. Оба проекта Бренсона объединяет одно – это проекты, реализующие технологию воздушного старта!

SpaceShipTwo уже доказал на испытаниях, что система работает, и может приносить прибыль, в качестве “аттракциона” для желающих оказаться в космосе на несколько минут, ощутить невесомость, и посмотреть на Землю из-за пределов атмосферы. Это, как вы понимаете, рынок космического туризма. От суборбитального космоплана до полноценного космического многоразового корабля планерного вида не так уж и далеко. И могу предположить, если у Virgin Galactic всё пойдёт по плану, то лет через пять они замахнутся на создание именно корабля такого класса.

Второй космической компанией Бренсона является Virgin Orbit. Она создана для оказания услуг по коммерческому выводу на орбиту спутников малого класса, так называемых CubeSat. Ракетоноситель, собственного производства, LauncherOne подвешивается на специальном пилоне под крылом самолёта-носителя Боинг-747. На заданной высоте РН отделяется от самолёта, включает собственный ракетный двигатель первой ступени NewtonThree LauncherOne, и далее выводит груз на низкую околоземную орбиту. Первый демонстрационный пуск в этом году подтвердил, что РН LauncherOne может быть успешно запущен в космос с самолёта-носителя.

Первый коммерческий запуск с миссией ELaNa 20 должен был состояться 19 декабря 2020 года из воздушного и космического порта Мохаве в Калифорнии. Но по причинам, не имеющим технический характер, его пришлось перенести. Причины те, что “лихорадят” планету, начиная с начала этого года.

В рамках миссии ELaNa 20 планируется вывести 9 спутников класса CubeSat:

  • PolarCube – Университет Колорадо в Боулдере
  • MiTEE – Мичиганский университет
  • CACTUS-1 – Технологический университет Капитолия, Лорел, Мэриленд
  • Q-PACE – Университет Центральной Флориды, Орландо, Флорида
  • TechEdSat-7 – Исследовательский центр Эймса НАСА, Моффетт Филд, Калифорния
  • RadFXSat-2 – Университет Вандербильта, Нэшвилл, Теннесси
  • EXOCUBE – Калифорнийский политехнический университет, Сан-Луис-Обиспо, Калифорния
  • CAPE-3 – Университет Луизианы в Лафайетте, Лафайет, Луизиана
  • PICs – Университет Бригама Янга, Прово, Юта

Так же в планах значится и следующая миссия ELaNa 29, в рамках которой должен быть выведен спутник PAN Корнельского университета (Итака, Нью-Йорк).

Как вы понимаете, для Virgin Orbit это абсолютно коммерческое дело, с развитием которого, можно говорить о хорошей прибыли, ведь запуски всех этих спутников финансируются заказчиками, в числе которых NASA, университеты, частные компании… То есть это потенциально очень большой рынок.

Проект стартапа Aevum Ravn X

Все вышеперечисленные варианты воздушного старта имеют один существенный недостаток – пилотируемый самолёт-носитель. И из-за этого нельзя развить большую скорость, чтобы придать запускаемому ракетоносителю большее начальное ускорение, а так же нельзя подняться на более значительную высоту в стратосфере, чтобы уменьшить влияние атмосферного давления. Все эти вопросы решает беспилотный самолёт-носитель Ravn X, который на днях был представлен компанией Aevum

Беспилотный летательный комплекс Ravn X

Ravn X это беспилотный самолёт-носитель, разработанный специально для осуществления запуска ракетоносителей из стратосферы по схеме воздушного старта. Первый полёт Ravn X с полезной нагрузкой на борту, точнее под бортом, планируется уже на 2021 году. Проект разрабатывался в течение нескольких лет (идея зародилась у создателя компании ещё в 2005 году, а компания основана в 2016 году), и на днях был представлен полностью готовый лётный образец. Уже есть информация, что первым заказчиком выступит Министерство обороны США, с выводом аппарата по проекту ASLON-45 для Космических сил США. По словам главы компании, уже сейчас подписаны контракты на выполнение 20 миссий, на общую сумму более 1 млрд.$.

Предполагается, что воздушный старт ракетного комплекса, способного выводить на низкую околоземную орбиту грузы массой до 500 килограммов, будет осуществляться на высоте до 18 км. Полная взлётная масса Ravn X составляет 25 тонн.

Говорит основатель и исполнительный директор Aevum Джей Скайлус, «Aevum полностью переосмысливает доступ в космос. Руководство США высказало острую потребность в чрезвычайно быстром выводе грузов на низкую околоземную орбиту. Мы быстрее всех! Благодаря нашим автономным технологиям, Aevum сократит время подготовки к запуску с нескольких лет до месяцев, а когда потребуют наши клиенты, то и до минут. Для меня космос – это просто точка обзора, с которой следующее поколение может совершить глобальный прогресс. Это необходимо для улучшения жизни на Земле. Это необходимо для спасения жизней».

Благодаря будущему парку беспилотников-носителей Ravn X, Aevum будет предлагать возможность доставки орбитальных грузов каждые 180 минут, круглосуточно, без выходных, без риска для жизни людей. Предполагается, что в будущем многоразовым будет так же ракетоноситель, выводящий полезную нагрузку на орбиту.

Говорит подполковник Райан Роуз, начальник отдела малых пусков и целей Центра космических и ракетных систем базы ВВС Киртланд в Альбукерке (Нью-Мексико), «Я рад видеть смелые инновации и оперативность в разработке наших партнёров по малым ракетам для поддержки возникающих потребностей страны. Космические силы США активно сотрудничают с промышленностью для поддержки целей США по обеспечению превосходства в космосе. Наличие мощной промышленности США, обеспечивающей возможность быстрого запуска, является ключом к обеспечению способности космических сил США реагировать на будущие угрозы».

P.S.

Вот так, на наших глазах, система, которая разрабатывалась ещё в годы космического величия СССР, но не успевшая дойти до логической стадии своего применения, по известным причинам развала страны, а так же благодаря неимоверной жадности и глупости некоторых наших чиновников, приносит миллиарды тем, кто спокойно довёл “воздушный старт” до коммерческого использования. Можно сколько угодно позорить корыстных и недальновидных чинуш, просто их суть такова, и другими они не будут. Плохо, что такие принимают решения, тормозя развитие страны, и соответственно лишая её выгодных и прибыльных позиций на международном рынке космических услуг. Тут, кстати, вспоминается и то, что в начале деятельности SpaceX Илон Маск вёл переговоры с ответственными лицами в России, но натолкнулся на такую же жадность, что погубила наш российский проект воздушного старта, о чём было сказано выше. Илону это пошло на пользу, и он добился всего сам (по большому счёту), своей настойчивостью, упорством в созидании и реализации того, на что другие вначале смотрели с усмешкой.

Подводя итог, можно сделать вывод, что система «воздушного старта» становится, наряду с классической схемой вывода полезной нагрузки в космос, коммерчески привлекательной и востребованной. И опять, там, где Россия могла бы стать лидером, абсолютно бездарно  и преступно упущено время, возможности, а в итоге и миллиардные прибыли нового сектора рынка космических услуг.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий