Волго-Ахтубинская пойма: саморазрушение вида в природе

Зелёная Точка Старта

ЗЕЛЁНАЯ ТОЧКА СТАРТА

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Волго-Ахтубинская пойма: саморазрушение вида в природе

Быть или нет

Движение «Эка» сообщает, что на днях активисты 20 российских городов поддержали защиту природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» от вырубки деревьев под скоростную трассу Волгоград-Волжский. 

Волго-Ахтубинская пойма — это особо охраняемая территория, которая является биосферным резерватом ЮНЕСКО. Цель редакции —  копнуть и разобраться в сути происходящего. Но главное осмыслить к каким последствиям от действий современников придёт общество.

Волго-Ахтубинская пойма: коротко о событии

Волгоград с левобережными районами области соединяет Волжская ГЭС, построенная в 1961 году. По плотине пролегает дорога. Она и обеспечивала основное сообщение пассажирского, грузового и транзитного транспорта между сторонами. 

Но к началу 90-х гг. XXв. стало понятно, что дорога с этой задачей не справляется.Тогда на федеральном уровне приняли решение о строительстве полноценного мостового перехода. 

Строительство разделили на 4 этапа. Первый — танцующий мост — был сдан только в 2009 году. Второй — мост через реку Ахтубу — сдали в эксплуатацию в 2020, но движение запустили в 2017. 

Волго-Ахтубинская пойма: мост

И в данный момент решается вопрос третьего этапа — это строительство дороги, соединяющей эти мосты. Волго-Ахтубинская пойма расположена на данной территории.

Суть конфликта интересов

Тем, кто хочет углубиться в детали, предлагаю изучить обзорный материал «Коммерсанта». Наша же  редакция выделила два ключевых предложения, которые и стали основной конфликта между экологическим сообществом и сообществом по строительству дороги.

Позиция «строителей»

При любом решении на природу будет оказано воздействие. То есть, по утверждению строителей, Волго-Ахтубинская пойма и её обитатели пострадают в любом случае. 

Они считают, что «самый безболезненный» вариант вырубить 2709 дубов, 4358 тополей, 578 вязов и 267 кленов. Итого почти 8500 деревьев.

Однако облкомприроды Волгоградской области обещает посадить 200 тыс. новых деревьев и кустарников. «Зелёные» высказывают сомнения по поводу того, что деревья приживутся. В регионе все чаще бывают засухи.

Волго-Ахтубинская пойма. Влияние человека

Greenpeace вообще комментируют ситуацию так:  «это никак не возместит ущерб, причиненный природным комплексам природного парка, поскольку лесная экосистема поймы формировалась в течение многих сотен лет». А «посаженные деревья, даже в случае, если они приживутся, начнут выполнять свои экосистемные функции, только когда достигнут зрелого возраста».

На это чиновники обещают ухаживать за саженцами 10 лет. То есть Волго-Ахтубинская пойма и её насаждения будут под присмотром.

Волго-Ахтубинская пойма и позиция защитников

Экоактивисты и экологи считают самым адекватным вариантом расширение существующей дороги. Волго-Ахтубинская пойма в таком случае подвергнётся минимальному воздействию.

Однако противники этого варианта говорят, что существующая дорога Краснослободск — Средняя Ахтуба сама по себе небезопасна. Но главное —придётся переделать инфраструктуру близлежащих посёлков.

Снести часть домов в нескольких населенных пунктах. Переустраивать подземный стальной газопровод высокого давления. К тому же вырубить дубраву после съезда с путепровода.

Развитие технологичного общества

Давайте отвлечемся и посмотрим на проблему шире.

По данным «Автостат» в России зарегистрировано 45 млн. легковых машин. А также 4,2 млн лёгких коммерческих автомобилей, 3,8 млн грузовиков полной массой более трёх с половиной тонн и 0,4 млн автобусов.

То есть на каждую 1000 русских приходится 313 автомобилей. Или у каждого третьего россиянина есть автомобиль. И при этом даже кризис в пандемию повлиял на спрос всего на 9,1%. В 2020 году было продано «всего» 1,5 млн легковушек.

А к сентябрю 2021 года было реализовано 1,26 млн. машин. Спрос есть спрос есть, динамика есть, останавливаться люди не планируют. Даже если они начнут ездить на электромашинах, запрос на широкополосные дороги будет только расти. А что же с дорогами?!

Мы в качестве примера рассмотрели транспортную ситуацию  Москвы. Здесь находится 3,8 млн. автомобилей, а в Московском регионе более 8 млн. Протяженность автодорог в 2019 году превысила 6 тыс. км. При этом с 2011 по 2018 год было построено 820 км дорог, 254 искусственных сооружения (мосты, эстакады и тоннели) и 218 пешеходных переходов. Но эти меры не сильно помогают в ситуации с пробками. 

Хотя статистика говорит, что по сравнению с 2010 годом нагрузка на дороги Москвы снизилась на 25%.В столице планируется построить около 500 километров новых дорог. 100 км новых дорог в год — это ударные темпы. 

То есть с проблемой несоответствия пропускной способности дорог рано или поздно столкнутся все регионы. Поэтому Волго-Ахтубинская пойма — это сегодняшний пример того, как в стране могут решаться вопросы экологии. Они, кстати, сегодня поднимаются всё чаще. А значит пришло время новым подходам.

Осознание проблемы и поиск решения

Волго-Ахтубинская пойма и ситуация вокруг неё стали примеров выбора современного человека. То есть получается, что на уровне общественного сознания нам проще разрушить экосистему природы, которая создаётся пятью десятками лет, чем за 10 лет переделать инфраструктуру человеческого поселения. И все мы хорошо знаем, как быстро человек адаптируется и к неудобствам, и к новой окружающей среде. Намного быстрее, чем леса и их экосистемы.

Если же мы хотим применять подходы, предложенные администрацией Волгоградской области, то логично начинать трансформацию заранее. Например,  с момента осознания проблемы, то есть 30 лет назад. Или в момент запуска первой очереди строительства. Тогда сейчас не было бы споров про «приживётся», и мы бы уже пожинали плоды человеческой мудрости.

А вместо этого мы имеем стройку, которая разрушает места обитания краснокнижных видов животных и растений. По линии трассы проходят места встреч орлана-белохвоста. Всего в пойме насчитывается 53 вида птиц и 10 видов сосудистых растений, занесенных в Красную книгу России. Под вырубку попадают старовозрастные пойменные дубравы, где возраст отдельных дубов достигает 120 лет.

Подводя итог

Что мы будем делать с адаптацией транспортной инфраструктуры внутри естественной природы? Вводить жесткие ограничения на охрану природных территорий во имя сохранения видов? Ужесточать этапы строительства? То есть не «мы сейчас вырубим, а потом посадим», а «сначала посадите, вырастите, а потом вырубайте».

Деревья не умеют говорить, но это не оправдание, чтобы лишать их жизни. Ведь они дают нам воздух, без которого мы не сможем дышать.

___________________________

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
%d такие блоггеры, как: