«Крах зелёной повестки. Зелёный водород провалился» — так любят некоторые «искперты» выкрикнуть, лишь бы хайпануть. В данном случае, это Юрий Баранчик. Что называется, по поговорке «Ради красного словца не пожалеет и отца». Вот примерно так сделал очередной записной эксперт.
Они ведь в своей массе как рассуждают. Надо в заголовке написать что-то хайповое, пусть и глупое, главное, чтобы на это клюнули. Ну а там дальше можно писать разную чушь, приправляя её «щепоткой» правды. При этом, в итоге, делая ни на чём не обоснованный вывод, который и ставят в заголовок. Но цель то достигнута – вы их прочитали. Хитро.
А теперь во сути о «крахе зелёного водорода».
Причиной для столь громкого и всеобъемлющего вывода стал отказ датской энергетической компании Orsted A/S от планов строительства шведского завода по производству «зелёного водорода» стоимостью 175 миллионов долларов. А отказалась компания от этого своего плана из-за того, что не получилось «…заключить долгосрочные контракты на закупку по устойчивым ценам».
То есть, из-за коммерческой неуспешности одной компании, не самой значительной в отрасли, некий Юрий Баранчик, делает практически глобальный вывод, чуть ли не вынося приговор всей отрасли. Юрий, вы не слишком самонадеяны? Вы эксперт в области современных энергетических и транспортных технологий? Причём, «ядовитыми эскападами» вы бьёте и по развитию российской и белорусской водородной отрасли. Но ведь вы про это не думали, так? Главное хайпануть?
Я, и в своих статьях в ЗТС, на конференциях, и в разговорах с коллегами по электромобильной отрасли, и журналистами неоднократно говорил, что основной областью применения водорода станет тяжёлый транспорт, во всех его видах, начиная от грузовиков, через некоторые виды железнодорожного транспорта, и заканчивая гигантскими океанскими паромами и балкерами.
Есть старая русская поговорка – «чёрного кобеля не отмоешь до бела». Так и дизельным двигателем. Как бы вы его не совершенствовали, он как был двигателем, которые выбрасывает грязь и отраву в воздух, так и останется. Дизельный выхлоп загрязняет воздух, такими элементами, как твёрдые частицы (PM), оксиды азота (NOx), оксиды серы (SOx), окись углерода (CO) и летучие органические соединения (VOCs). Они ухудшают качество воздуха для водителей грузовиков, там, где они едут, где проводят погрузо-разгрузочные работы. Это, в свою очередь, и это доказано всеми исследованиями показали, увеличивает объём респираторных, сердечно-сосудистых заболеваний, и других серьёзных проблем со здоровьем для тех, кто регулярно подвергается воздействию этих загрязнителей.
То есть, те, кто ради хайпа вливают в мозги тезисы о крахе, бессмысленности, и даже вредности «зелёных» технологий, им ещё и глубоко плевать на здоровье сограждан.
А теперь немного конкретики о мировом развитии направления использования и производства «зелёного» водорода. Без хайпа. Только факты.
В Китае – курсом партии и правительства.
Водном из свежих документов Генерального аппарата Центрального комитета КПК Государственного совета КНР есть такие слова: «…содействовать преобразованию и модернизации зелёной мудрости в транспорте…».
И вы ведь понимаете, что это не просто слова. В Китае, слова, сказанные на таким уровне, это фактически артикуляция курса развития страны. И этот курс принят ещё несколько лет назад.
Так и есть.
Да, водородная отрасль развивается несколько медленнее, чем классическая электромобильная. Для этого есть вполне логичные технические основания – надо отработать технологию производства водорода, чтобы это было экономически эффективно, и надо создать 100-процентно надёжные материалы для хранения водорода, как на заправках, так и водородных баков самих транспортных средств. И похоже, что в Китае этот вопрос уже близок к решению, так как там водородные грузовики уже выпускаются серийно и продаются тысячами.
Да, именно грузовики в Китае, а не водородные легковушки, на что пытается делать ставку Тойота, но так ничего путного и не получается…и не получится.
Для тех, кто не в теме, поясню, что водород используется в виде топлива для водородных топливных элементов, в которых, в ходе электрохимической реакции вырабатывает электроэнергия, которая идёт на зарядку буферной батареи и питание электропривода. В выхлопе подобной установки только водяной пар – чистый H2O. То есть, это, по сути, гибридные, водородо-электрические транспортные средства — электрические автомобили с генератором на водородном топливе.
Есть конечно чудаки, которые пытаются всунуть водород в трансформированные дизельные двигатели. Но перспектив у этого направления нет, как у Toyota с их Mirai.
Сейчас в Китае выпускается и продаётся примерно 10 моделей электрических грузовиков различного тоннажа с водородными топливными элементами.
В первом полугодии 2024 года было произведено 2773 автомобиля с водородными топливными элементами и продано 2644 автомобиля, что на 11,1% и 9,7% больше в годовом исчислении по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Тогда эти показатели составляли 2495 и 2410 автомобилей. С января по ноябрь 2024 года совокупное производство автомобилей на топливных элементах составило примерно 50 000 единиц.
В США.
В США, как одном из основных западных автомобильных рынков, «забойщиком» процесса по развитию водородного направления в грузовиках, бесспорно, является компания Nikola Corp.
Её производственные мощности пока позволяют производить несколько сотен водородных грузовиков в год. Но все они уже расписаны по заказчикам ещё до того, как начинается их сборка.
Заказчиками грузовиков Nikola являются крупнейшие логистические компании и производители напитков и продуктов питания, которые имеют в своей структуре собственные автопарки для доставки по всей стране.
Помимо того, Nikola самостоятельно развивает собственную сеть водородозаправочных станций и мощности по производству водорода. То есть создаётся инфраструктура полного цикла. И по стопам Nikola идут практически все западные производители грузовиков, различаясь только в скорости движения в данном направлении.
На море.
Одним из самых крупных загрязнителей воды и воздуха является морской транспорт. Согласно данным, опубликованным Международной морской организацией (ИМО), ежегодные выбросы углекислого газа от морских судов составляют около 1,076 млрд тонн, что составляет 2,89% от общего объёма выбросов CO2 в мире, и продолжает расти.
И это не только потому, что морские суда старого поколения сжигают в котлах своих двигательных установок солярку и мазут. После той экологической катастрофы, что устроили мазутовозные танкеры возле Керченского пролива, уже всё настолько ясно и понятно, что, кажется, и доказывать то ничего не надо. Тут и груз мазута попал в море, и их собственное топливо.
Так что, одним из важнейших направлений в теме применения водорода в транспорте становится именно морской, океанский транспорт.
Этот процесс идёт по двум направлениям – прибрежный, каботажный транспорт, и сухогрузы, паромы и балкеры дальнего плавания. В морском транспорте, стоит сказать, есть больше места для внедрения альтернативных двигательным технологиям. Здесь уже осуществляются проекты по постройке СПГ-паромов, а также работающих на метаноле, аммиаке, применяющие различного рода «паруса» — роторные, турбопарус, парус-крыло и так далее. Здесь и западные судостроители и китайские идёт практически в одном ритме развития. Все здравомыслящие понимают, что из судоходства необходимо изъять дизельно-мазутную компоненту.
В России и Беларуси.
Самое смешное в том, что совершенно ничего не понимающие в теме «баранчики» хоронят водородную тему, даже не удосуживаются узнать, а как же она развивается у нас в стране. То есть, стремясь «утопить» тему водорода, считая её чисто западной, и вливая этот «яд» в головы своим читателям, они тем самым ставят подножку российским и белорусским учёным, разработчикам инновационных технологий, производителям транспорта и оборудования, и даже программам развития целого региона, конкретно, Сахалину. Ну не болваны ли?
Напомню, что сейчас на Сахалине развивается программа по внедрению на острове водородных технологий. Мы рассказывали вам об этом в этом году, в материале «Водородное будущее России начинается на Сахалине».
Это не просто программа развития региона, это создание целой индустрии, отрасли, в которой представлены проекты АО «Русатом Оверсиз», ПАО «Русгидро», Группа «ГАЗ», автозавод «Урал», ОАО «БЕЛАЗ», компания «Новые производственные технологии», МЧС, МФТИ, Минэнерго России…
А недавно, в конце октября, глава Сахалина Валерий Лимаренко, посещая с визитом Беларусь, договорился с руководством белорусского «БЕЛАЗ» о производстве водородных карьерных самосвалов для предприятий Сахалина. Причём, на БелАЗе уже строят чисто аккумуляторные самосвалы и есть водородные машины, которые уже реально работают.
Производство водорода.
Одной из главных проблем развития водородной отрасли является производство самого водорода. Точнее сказать, тут проблема не в самой технологии, сколько в том, чтобы сделать её экономически более эффективной.
Пример, приведённый Юрием Баранчиком абсолютно, ничего не значит во объёме всей отрасли. Это лишь неудача одной компании, что никоим образом не влияет на мировое развитие в этом направлении.
А тут есть несколько крупных акторов. Практически на государственном уровне, Это Китай и Япония. Там в основном это проекты по производству водорода электролизным способом из морской воды. Электроэнергия для этого, в основном, идёт либо от оффшорных ветропарков, либо от АЭС. То есть с «зелёностью» водорода тут всё в порядке.
Причём в Китае производством «зелёного» водорода занимается даже местный государственный нефтегазовый гигант Sinopec. А китайская Longi Hydrogen инвестировала 6,2 млн. $ в производство электролизёров в Норвегии. Кстати, не исключено, что именно приход китайцев на европейский водородный рынок подрубил позиции той датской компании.
Также на государственном уровне задачи по производству водорода стоят в Индии и Швейцарии. Причём, именно на своей территории, создавая соответствующие производства и инфраструктуру, чтобы не зависеть от поставок из-за границы.
В США этой темой уже несколько лет занимается ведущий мировой производитель дизельного оборудования и двигателей Cummins. Они наладили производство электролизёров.
И это ещё не всё. Мы ещё не описали водородные проекты в железнодорожном и авиационном транспорте. А там тоже много интересного.
P.S.
Уважаемые читатели, убедительная просьба, не видитесь на хайповые заголовки. Зачастую за ними стоит враньё и некомпетентность. В ЗТС тоже бывают громкие заголовки, но они всегда отвечают сути новости и отражают фактуру.
Жаль, что некоторые авторы ради сиюминутной славы, публикуя чушь, ставят под сомнение свой авторитет, если он был…
И Юрию вопрос. Ну и где вы увидели крах то? Где и когда «водород провалился»? По моему личному суждению, провалились ваши безосновательные вирши.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!