Легко ли принять решение о создании автомобильной компании? Об этом, и многом другом вчера рассказал на своей ежегодной презентации новинок своей компании рассказал Лей Цзюнь – глава «Xiaomi».
Пока кто-то, сами зашедшие в тупик своего сознания, говорят о тупиковости электромобилей и прогресса в целом, есть люди, которые несмотря ни на что двигают развитие цивилизации вперёд, в будущее. Это очень не просто, это связано с рисками и долгими размышлениями о выборе верного направления. Но приняв решение, они уверенно идут вперёд.
Тесный круг коллег по цеху.
Кто же эти люди, идущие впереди? Лей Цзюнь – глава «Xiaomi», один из них. Но не он один. И Лей Цзюнь прямо говорит, называет тех, кто придавал уверенности в правильности выбираемого пути. В частности, это, конечно же Илон Маск, о чём у нас в ЗТС был отдельный материал. Также, как ни странно, но это были и китайские коллеги Лей Цзюня, а именно, Ван Чуаньфу – глава BYD, Ли Бинь – глава NIO, Хэ Сяопэн – глава Xpeng, и Ли Цзян – глава Li Auto.

Как говорит Лей Цзюнь, когда только он обдумывал идею создания электромобильного подразделения Xiaomi, обсуждая эту мысль периодически в тесном кругу, именно Ли Бинь и Хэ Сяопэн были теми, кто призывали его заняться электромобилями. А в день объявления о старте проекта, к нему приехали Ван Чуаньфу, Ли Бинь, Хэ Сяопэн чтобы лично поддержать решение.
Казалось бы, все они его конкуренты, и они изначально его поддерживали, понимая, что «создают себе» сильного конкурента. И, казалось бы, это им не может быть выгодно. Но, как говорится, «прилив поднимает все лодки». А с новым игроком этот «прилив» становится ещё сильнее.
Рука США или «братец кролик и терновый куст».
Вернёмся в начало 2021 года. Тогда в январе и феврале США начали атаку против китайских технологических компаний, и были введены санкции против Huawei и Xiaomi. Дошло до того, что даже были взяты в «заложники» родственники руководителей Huawei. Этот эпизод стал одной из отправных точек, повлиявших на решение Лей Цзюнь.
Вот что об этом сказал руководитель Xiaomi:
«…Это было 15 января 2021 года, около 7 часов утра, когда мне позвонил друг и сказал, что компания подвергаетесь санкциям США. Эта новость была громом, и мы созвали срочное совещание директоров, чтобы обсудить, что делать…
В тот же день мы впервые официально обсудили автомобильное строительство, и почти все руководители департаментов поддержали его. Но я думал, что риск всё равно слишком большой, и мы начали проведение глубокого исследования. Мы сформировали исследовательскую группу из шести человек, и в течение более чем 70 дней мы не останавливались. Работа проводилась в более чем 10 городах, опросили более 200 человек на 85 совещаниях…»
В это же время проявилась поддержка этого решения от руководителей других автомобильных компаний, о чём сказано чуть выше.
Слияние технологий.
Санкции со стороны США, как и поддержка со стороны руководителей китайских компаний, имели своё значение и влияние на процесс. Но это были не все факторы, конечно же.
Тут был важен ещё и точный анализ происходящих в мире изменений. Лей Цзюнь уже тогда начал отмечать начало процесса слияния автомобильной и потребительской электроники, а значит компания Xiaomi не могла оставаться в стороне. О своих электромобильных амбициях заявляли Apple, Sony, Foxconn представил свою электромобильную платформу. Всё развитие потребительской мобильной электроники, и уже существующие на то время электромобили, говорило о том, что грядёт слияние технологий. А это значит, что надо было найти своё место в новом мире.
«…24 марта я сообщил совету директоров о выводах исследования: умные электромобили являются общей тенденцией, автомобильная и потребительская электроника быстро сливаются, и Xiaomi должна это сделать!».
Сила духа.
Чтобы вести свой бизнес, тем более в наше время быстроменяющихся и эволюционирующих технологий, надо иметь немалое мужество и ясность мысли. Но чтобы пойти в новую для себя область нужно иметь ещё больше смелости. Тем более, когда ты ставишь на карту и свою репутацию, и судьбу существующей компании.
Лей Цзюнь изначально решил не пользоваться сторонними ресурсами, а сделать упор на собственные ресурсы Xiaomi – технологические и финансовые. Это огромный риск и ответственность.
И этот проект был равносилен сотворению чуда. Рукотворного чуда, чуда синергии воли и знаний.

Лей Цзюнь: «Вера в чудеса всегда является первой предпосылкой для чудес…
За успехом Xiaomi SU7 сосредоточена огромное мужество, это не мужество одного человека, а общее мужество более 40 000 человек Xiaomi Group. Именно такое мужество и непоколебимая вера у нас есть в то, что мы хотим сделать Dream Car для наших людей. Спасибо за мужество! Пусть у вас всегда будет смелость и уверенность в том, что вы будете двигаться вперёд!
Это очень тяжело было решить, действительно ли мне нужно начинать все сначала? Риск предпринимательства настолько велик, что, если я проиграю, закончится ли моя жизнь крахом? Есть ли у меня достаточно сил и энергии для того, чтобы заняться совершенно новой профессией?
Мне потребовалась целая неделя, чтобы принять решение. 30 марта я дал ответ совету директоров. Это не импульс или случайный шаг, а моё решение после более чем 70 дней тщательного размышления. В тот момент у меня в сердце было всего семь слов: «虽千万人吾往矣!».

И прежде, чем я дам перевод, отмечу, что это очень похоже на нашу русскую поговорку, что и один в поле воин. В данном случае, Лей Цзюнь взял на вооружение мудрость древнекитайского конфуцианского философа Мен Цзы (372 до н. э.—289 до н. э.). Точнее это не столько мудрость, сколько жизненный девиз: «Пусть даже десятки тысяч людей будут стоять у меня на пути, я всё равно пойду вперёд».
30 марта 2021 года Xiaomi опубликовало официальное объявление, что было принято решение производить свой автомобиль, электромобиль, и что создаётся соответствующая компания Xiaomi Automobile в структуре Xiaomi. Первоначальные инвестиции обозначались как 10 млрд. $ в течении 10 последующих лет.
И вот, спустя 3 года началось серийное производство первого электромобиля Xiaomi – Xiaomi SU7.
«..Я не оставил для себя никакого пути назад, и сказал на сцене: «Xiaomi Automobile — последний предпринимательский проект в моей жизни. Я готов поставить всю репутацию и достижения своей жизни, чтобы сражаться за автомобили Xiaomi!
Многие спрашивают, не слишком ли поздно? Я сказал, что умные электромобили, интеллект — это душа, а интеллектуализация автомобилей только начинается. На самом деле, автомобиль — это 100-летняя трасса, и если вы действительно хотите, то начинать в любое время — сейчас это лучшее время.
Спрашивали, почему Xiaomi Automobile не выделено в независимый от группы бренд и почему нет независимого финансирования? Я отвечал, что цикл производства автомобиля длительный, и если взять чужие деньги, то этот процесс может затянуться, не говоря уже о рисках. Кроме того, для производства автомобилей внутри Xiaomi многие основные технологии и ресурсы исследований и разработок мобильных телефонов могут быть использованы напрямую. Я также знаю, что строительство автомобилей очень сложно, и я не могу это делать в одиночку, и все департаменты должны работать вместе».
Какой автомобиль стоит построить? Xiaomi SU7.
Автомобильная промышленность ежегодно выпускает от двух до трехсот новых автомобилей, и конкуренция тут очень жёсткая. Для новичка очень важна первая машина.

«…Какую машину нам следует строить? Вначале наша команда нашла множество исследовательских отчётов, начала изучать и исследовать и написала сотни страниц аналитических материалов. Я не мог «не облить всех холодной водой», я сказал: не усложняйте, просто постройте машину, которую инженеры Xiaomi захотят купить в первую очередь!
Ещё раз всем напоминаю, не теряйте времени, сто отчетов не заменят живого общения с реальным пользователем.
Мы приложили немало усилий, чтобы организовать интервью с инженерами по одному, и в общей сложности опросили более 300 человек. После разговора мы почувствовали, что этого мало, поэтому пошли на стоянку и посчитали машины одну за другой, чтобы посмотреть, на каких машинах все ездят.
Метод очень грубый, но очень простой и прямой. Вы можете быстро узнать модель автомобиля, марку и ценовой диапазон, который покупает каждый. Например, на легковые седаны и внедорожники приходится по половине.
С точки зрения исследований и разработки: «Проще построить автомобиль высокого класса, чем автомобиль низкого класса». С внедорожниками работать легче, а с седанами работать сложнее. Многие автомобильные компании выбрали путь — внедорожники в первую очередь.
Мы решили не идти привычным путем и начать с чистого электромобиля, в кузове седан! Как только первая машина будет готова, можно будет легко работать над другими моделями».

Лей Цзюнь и все в Xiaomi приняли стратегическое решение – вложиться в создание собственных базовых технологий. Пример тут был очевиден – Tesla.
«… Наши инвестиции в основные технологии очень решительны. Например, мы работали над тремя поколениями двигателей одновременно; для крупномасштабного литья под давлением мы с самого начала работали над двумя наборами решений; для интеллектуального вождения мы разработали два полнофункциональных решения, а именно чистое машинное зрение и лидар, и ещё собственные тяговые батареи.
Мы изготовили более 10 моделей SU7 и даже сами построили завод по производству аккумуляторных батарей, что доставило немало хлопот нашим поставщикам. Я был так смущен, что позвонил г-ну Цзэну из CATL специально, чтобы все объяснить.
Неожиданно г-н Цзэн сказал, что он это очень хорошо понимает. Однажды он изготовил батареи для компании А. Компании А на самом деле требовалось только одно аккумуляторное решение для мобильного телефона, но в процессе исследований и разработок он изготовил более 200 батарей и, наконец, сделал их.
Только один вариант полностью поддерживает нашу стратегию. И после многочисленных тестов мы создали то, что нам нужно. Только так мы сможем создавать действительно хорошие продукты».

Пандемия не помеха.
Если вы посмотрите на время, когда всё это происходило, то поймёте, что частично это пришлось на время пандемии.
«… После встречи в Шанхае вновь разразилась пандемия. У нас в Шанхае много инженеров. Что нам делать? Все несли всё экспериментальное оборудование, которое можно было унести домой, на руках и плечах, и занимались исследованиями и разработками дома.
Один коллега перенёс оборудование домой и организовал дома среду для исследований и разработок. Программное обеспечение для управления супердвигателями Xiaomi впервые заработало в его гостиной.
Это был незабываемый и странный опыт: коллеги находились так далеко друг от друга, но чувствовали себя такими связанными. Большинство решений по продукту Xiaomi SU7 принимаются на различных видеоконференциях.
За этот период мы также провели множество праздничных онлайн-вечеринок. Мы разослали красное вино по домам коллег, и все вместе выпили «в облаке».
Именно этот бесстрашный дух революционного романтизма помог нам преодолеть многие трудности, и проект до сих пор неуклонно продвигается по плану».
16 августа 2023 года первый пробный серийный автомобиль сошёл с конвейера завода, и все были в восторге.
Ни что не заменит личного опыта и ощущений.
Зачем делать автомобиль, если за не можешь быть за его рулём? Но мало того, как ты можешь что-то создавать, чего-то предлагать, если не имеешь личного опыта, личных ощущений?
«..Более 10 лет назад из-за моего плотного рабочего графика компания назначила мне водителя на полный рабочий день, и я перестал много ездить.
С того дня, как я решил построить машину, я был полон решимости ездить на ней сам. Снова водить машину было похоже на то, как будто я новичок на дороге, и мне потребовалось несколько дней, чтобы привыкнуть к этому. Водитель сидел на пассажирском сиденье, а его коллеги шутили, что за вами лично водит начальник, а вы такой респектабельный.
Студенты автомобильных компаний водили все виды автомобилей и имеют богатый опыт. Они очень ясно говорят об автомобилях. Когда я только начал с ними работать, я многих вещей не понимал и находился под большим давлением, поэтому решил протестировать достаточное количество автомобилей.
Сначала одолжите машину у друга, затем одолжите машину у окружающих вас коллег. Каждый раз, когда я хотел протестировать новый автомобиль, я брал шляпу и солнцезащитные очки, я был во всеоружии, но меня быстро узнавали. Разве это не может не смущать?
Позже я нашёл хороший способ: прогуляться по парковке компании и увидеть свободную машину, и я попросил своего помощника одолжить её у владельца. Некоторые коллеги были очень удивлены: действительно ли босс Лей хочет одолжить машину? Ко мне даже приезжали специально проверять.
Беря автомобиль в аренду, я люблю поговорить с её владельцем и задать ему несколько вопросов:
1. Что, по вашему мнению, хорошо и плохо в этой машине?
2. Почему вы вообще купили эту машину?
3. Хотите поменять её в следующий раз?
4. Что за машина будет в следующий раз?
Затем аккуратно покатайтесь на ней день-два, а затем прочитайте информацию и отзывы в Интернете, чтобы получить полное представление об автомобиле. Затем, помыв машину, заправив, верните её.
Каждый раз, когда меняешь машину, происходит процесс адаптации. За последние три года я проехал более чем на 170 автомобилях. Несколько дней назад я разобрал свои записи и информацию о тест-драйвах, и оказалось, что они состоят из более чем 200 000 слов.»
Зимний тест и летний тест Xiaomi SU7.

«..В конце 2022 года наши тестовые машины, как и запланировано, вышли на этап зимних испытаний. Зимой в Хэйхэ температура может опускаться до 30–40 градусов ниже нуля, что очень холодно.
Это первый большой тест Xiaomi Auto. Ответственный за зимние испытания был очень удивлён, увидев меня. Он сказал, что за более чем 20 лет работы впервые увидел, как председатель автомобильной компании лично пришёл на зимние испытания.
Прошла зима, приходит лето, и в начале августа 2023 года я снова участвовал в тестах, теперь уже летних. Летом в Турфане температура достигает 50 градусов. Машина весь день тогда стояла на солнце и была настолько горячей, что в ней невозможно было сидеть. Кстати говоря, защита от солнца действительно важна.
Все руководители Xiaomi принимали участие в тесте с совокупным пробегом более 100 000 километров. Я участвовал в нём более 10 раз, преодолев в общей сложности более 5000 километров. Самый длинный тест-драйв был в январе этого года, от Пекина до Шанхая, 1276 километров, с 6 утра до 9 вечера, я ехал один, 15 часов до и после!».
Это лишь первая часть рассказа Лей Цзюня, главы «Xiaomi», о том, как принималось решение о начале проекта по созданию собственного электромобиля и первых шагов по его созданию и испытаний.
И это действительно увлекательный и во многом поучительный процесс. Но только так создаются легендарные бренды и то, чем будут пользоваться миллионы по всему миру, и что будет записано в технологическую историю человечества.

Плюс Лей Цзюня в том, что он, в том числе, видел и анализировал опыт тех, кто начал заниматься электромобиля раньше. И здесь конечно же пример Tesla и Илона Маска один из главных. У «Xiaomi» сейчас есть все фундаментальные технологические основания, чтобы стать одним из ведущих современных автопроизводителей. У него есть то, чего не было и у Илона Маска в самом начале Tesla, а именно отличной инженерной команды, надёжной финансовой опоры от имеющегося бизнеса, и огромной собственной сети продаж и сервиса. Всё это есть у «Xiaomi». Поэтому у нового китайского электромобильного бренда есть все шансы быстро догнать «дедов» от «электричек».
Продолжение следует…
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!