Великая Автомобильная Революция, о «предвестниках» который мы рассказывали вам несколько лет, свершилась. Это революция не столько в электромобилях, хотя их это касается непосредственно, это куда как более объёмный процесс. Эта революция имеет, уже знакомое вам название – Swap.
Кто-то скажет, мол, а чего тут революционного то? Электромобили появились даже раньше ДВС автомобилей. Да и мысль о том, чтобы для быстроты процесса, заряжать не сам электромобиль, а целиком менять разряженный тяговый аккумулятор на заряженный на специальной станции, также не нова.
Всё так. Но как любая революция, сначала её идея долго «витает в воздухе», «ходит по умам», порой случаются всполохи революции. Ну как, к примеру, у нас была сначала, как предвестник, революция 1905 года, а потом Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года. Но всё свершается по-настоящему, когда создаётся революционная ситуация — «вчера было рано, а завтра буде поздно».
Вот так произошло и со Swap революцией. То, о чём так долго говорилось на портале «Зелёная Точка Старта», свершилось! То, что раньше делало и делает NIO, в том числе и с партнёрами по «NIO Альянсу», это как раз можно считать «всполохами» революции. Это, своего рода, было подготовительным этапом, когда отрабатывалась технология, тестировалось её техническая и финансовая эффективность, отношение к ней клиентов. Теперь всё стало чётко ясно и понятно.
И теперь, только держитесь и готовьтесь! От этого никому не сбежать, не скрыться, и не отменить. Нас, в России, это всё равно «накроет». Вопрос только во времени. Я ставлю на временной горизонт 5 – 7 лет. И это в полной мере придёт и к нам.
Swap революция CATL.
На прошедшей 18 декабря презентации «Экологическая конференция по обмену шоколадом на электроэнергию» основатель и генеральный директор «CATL» Цзэн Юйцюн представил собравшимся и миру новую стратегию компании, поддержанную крупными автопроизводителями – стратегию массового внедрения Swap технологии, как одно из основных в электромобильной эре.
Прежде всего, это стратегия стандартизации, что является одним из краеугольных камней массового внедрения Swap технологии.
Компания CATL (Ningde Era), как один из мировых лидеров в области разработки и производства аккумуляторных элементов и тяговых батарей, заручившись согласием таких автопроизводителей и брендов, как Changan, GAC, FAW, Hongqi, BAIC, Wuling и др., будет производить стандартизированные по типоразмеру тяговые батареи.
Это будут батареи 2-х видов по химии, LFP и NMC, и 4-х видов по ёмкости. Соответственно:
- Батарея 25# с элементами LFP, ёмкостью 56 кВт*ч и диапазоном на 500 км, и с элементами NMC, ёмкостью 70 кВт*ч и диапазоном на 600 км.
- Батарея 20# с элементами LFP, ёмкостью 42 кВт*ч и диапазоном на 400 км, и с элементами NMC, ёмкостью 52 кВт*ч и диапазоном на 500 км.
Под все эти батареи уже зарезервированы, выходящие в ближайшее время электромобили, перечисленных выше брендов. Уже отработана собственная технология роботизированной Swap станции в фирменной сети EvoGo. То есть, все технические вопросы решены. И сейчас было объявлено о старте процесса массового внедрения новой технологии. И даже понятие «массовое внедрение» не отражает всего масштаба происходящего.
100 секунд, и погнали или «аккумуляторный коммунизм» по-китайски.
Мы становимся свидетелями, но пока не участниками, действительно «тектонических сдвигов», и многие этого ещё не осознают.
И тут важно не только, что CATL (Ningde Era) договорился о стандартизированной тяговой батареи с Changan, GAC, FAW, Hongqi, BAIC, Wuling, также важно, что со «скоростью света» будет создана сеть зарядно-обменных Swap станций. Только в следующем году будет введено в строй 1000. А всего планируется создать сеть из 30 000 станций. Это среднесрочный план.
Станции будут иметь «аккумуляторный барабан» ёмкостью до 30 батарей. А сама сессия замены батареи будет длиться всего 100 секунд!
100 секунд! Да плеснуть бензина в бак ДВС автомобиля на 500 – 1000 рублей занимает дольше времени.
В CATL задаются вопросами – «Должен ли каждый аккумулятор обслуживать только один автомобиль? Неужели единственный способ избавиться от беспокойства по поводу пробега — это постоянно увеличивать ёмкость батареи? Должен ли пользователь платить за разрядку аккумулятора?».
Резонные вопросы. И нынешний уровень развития технологий позволяет дать на них совершенно точные ответы. И, главное, реализовать их реальности.
В CATL также подсчитали, что Swap станции, плюс сами электромобили со съёмной батареей, это, по сути, Мега распределенный накопитель энергии объёмом 33,6 млн кВт*ч электроэнергии (станции) + 1,12 млрд кВт*ч электроэнергии (электромобили).
В одной из предыдущих статей по Swap технологии в реализации NIO, я подсчитал, что сейчас Swap станции NIO загружены только на 1/10 своей потенциальной мощности. И, судя по заявленным характеристикам станций от CATL и планов их загруженности, я был не далёк от истины. Цзэн Юйцюн заявляет, что одна станция их сети будет способна проводить до 822 сессий в сутки.
А сколько это будет стоить?
Сервис и система «аккумулятор как услуга», изначально делает электромобиль дешевле. Прежде всего потому, что пользователь будет покупать электромобиль, но аккумулятор будет «арендованным». Систему подписки на эту услугу уже обкатали в NIO. А теперь CATL представляет своё видение этой услуги. И называет цены.
Как и в самих батареях, тут также будет несколько вариантов подписки. Прежде всего, это «корпоративная» и «семейная». Соответственно и цены будут разными. Тут надо отдельно разбираться, я ещё не очень хорошо знаю китайский, но, по всей вероятности, цены на Swap сессии будут следующими – 369, 469, 499, 599 元 в месяц. То есть, переводя это на рубли, получаем что месячная подписка на пользование сервисом зарядно-обменных станций будет стоить соответственно — 5 234 руб, 6 653, 7 078, 8 497 рублей в месяц.
То есть, самая низкая цена это swap LFP, ёмкостью 42 кВт*ч, а самая высока для 25# с элементами NMC, ёмкостью 70 кВт*ч.
И никаких вам «стоянок» на зарядке. Понятно, что «семейный тариф будет ниже бизнес-корпоративного. Но самое главное, у владельца электромобиля будет выбор, пользоваться классической зарядкой или же сервисом системы «аккумулятор как услуга». Каждый будут волен выбирать по себе.
P.S.
Китай, благодаря прежде всего компаниям NIO и CATL, и всеми, кто присоединяется к этой системе, становится мировым транспортным лидером. Десятки тысяч Swap станций будут введены в строй до конца текущего десятилетия в Китае. Это помимо миллионов классических зарядных станций.
Это, в свою очередь, развеет последние сомнения электромобильных скептиков, а значит, электромобилизация в Китае получит дополнительный стимул к росту. И вполне может быть, что уже до 2035 года в Китае полностью будут вытеснены из употребления ДВС автомобили. И не только легковые. В том же плане развивается и инфраструктура для электрических грузовиков.
Что это будет означать для России?
Во-первых, сокращение объёмов экспорта нефти и нефтепродуктов. Как топливо для транспорта это будет уже не актуально. А главное, эта электромобилизация и Swap сервис, «накроют» и нас. И даже консерваторы с ВАЗа ничего не смогут с этим поделать. Ведь, дано помнить старую мудрость: «Когда чувствуешь ветер перемен, надо ставить паруса, а не строить стены».
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!