В Москве закончилась халява – теперь только за деньги

Зелёная Точка Старта

В Москве закончилась халява – теперь зарядка только за деньги.

Итак, в Москве закончилась пятилетняя «промоакция», то есть халява с бесплатной зарядкой электромобилей в сети «Энергия Москвы». Теперь, с сегодняшнего дня, с 23-ого июля, зарядные сессии в сети «Энергия Москвы» будут платными.

Свершилось то, о чём так долго и много мы писали в наших материалах (поднимали этот вопрос перед руководством сети аж с 2021 года), и обсуждалось в профессиональном зарядном сообществе. А именно то, что бесплатная «промоакция» по зарядке электромобилей не может так долго длится – около 5 лет. День – два, при открытии зарядной точки, это ещё понятно и нормально. Мы сами с коллегами такое применяем. Но не 5 лет!

В чём вред столь долгой «промоакции»?

Да, конечно, для электромобилистов это было хорошо, когда можно было бесплатно зарядиться. Я сам порой этим пользовался. Но в целом для отрасли и сервиса это было вредно. Почему?

Признаюсь, я сам порой на тестовых электромобилях заряжаюсь на бесплатных зарядках сети «Энергия Москвы»
Признаюсь, я сам порой на тестовых электромобилях заряжаюсь на бесплатных зарядках сети «Энергия Москвы»

Во-первых, давайте говорить честно, никакой «бесплатной зарядки» не было. За электроэнергию всё равно платили, как и за оборудование, и за его обслуживание. Только эти платежи перераспределялись на всех, кто принимает участие в «генерации» московского бюджета, то есть на всех сограждан, а не только на тех, у кого есть электромобиль.

Это было социально и политически несправедливо и не оправдано.

Во-вторых, «бесплатная зарядка» практически государственной, московской зарядной сети «Энергия Москвы» вредно влияла на создание конкурентного сервиса по зарядке электромобилей в московском регионе. Ну естественно, что значительная часть электромобилистов, при наличии выбора, предпочтёт бесплатную зарядку (которая всё равно не бесплатная — смотрим пункт выше). То есть это было для сети «Энергия Москвы» неоправданным конкурентным преимуществом, по сравнению с другими коммерческими зарядными сетями. Коммерческие сети не могут себе позволить столь долгие «промо акции», ведь надо платить за электроэнергию, за станции, за их обслуживание, платить зарплаты и кредиты…

«Бесплатная зарядка» была вредна для развития конкурентной зарядной отрасли в Москве.

В-третьих, «бесплатная зарядка» или просто халява, на мой личный взгляд, расхолаживала многих пользователей. Как я уже писал ранее, рано или поздно, но все «пороки» обычного автомобилиста перекочуют в стан электромобилистов. Техника не имеет значения. Имеет значение культура и воспитание конкретного человека. Бывало, что вставшие на бесплатную зарядку просто «забывали» свой электрокар на зарядке значительно свыше того времени, за которое он зарядится. Это как минимум хамство и бескультурье. Кстати, именно поэтому в той же братской Беларуси ввели «штрафной тариф», и о его введении мы уже думаем у нас в России.

«Бесплатная зарядка» была вредна с точки зрения воспитания культуры пользования сервисом.

Теперь всё за деньги.

Итак, теперь зарядная сеть «Энергия Москвы» работает только за деньги. Правда, вот что интересно, в официальном сообщении на портале transport.mos.ru фигурирует формулировка «Все городские ЭЗС переходят на обычный режим работы». Коллеги, а почему бы не написать просто и честно не на «обычный режим», а на «коммерческий режим». Ну реально уже достали эти дистиллированные словообразования, где вместо «взрыва» «хлопки», и всё в этом духе.

Что по тарифам? «Энергия Москвы» пишет, что тариф в их сети будет средний по рынку:

  1. 20 руб/кВт*ч на DC станциях от 50 кВт и выше,
  2. 15 руб/кВт*ч на AC станциях мощностью 22-44 кВт.
очень "конкурентные" тарифы "Энергии Москвы"
очень «конкурентные» тарифы «Энергии Москвы»

Но тут тоже есть некое лукавство. Если с тарифом на AC станциях всё более-менее понятно, то вот тариф на DC станциях, на мой личный взгляд и опыт, сейчас несколько ниже рынка. Сейчас в коммерческих сетях ЭЗС тарифы на «быструю зарядку» находятся в основном в пределах 22-25 руб/кВт*ч. А следовательно, я бы считал тариф «Энергии Москвы» несколько демпинговым и не рыночным. Да, он будет более интересен самим электромобилистам. И тут государственная, московская сеть имеет явное преимущество.

В любом случае, коммерциализация зарядного сервиса в Москве пойдёт на пользу всей отрасли в целом.

Но есть ещё одно жирное «НО»!

Помимо халявного «бесплатного» режима у «Энергии Москвы» было и остаётся ещё одно нерыночное преимущество. В прошлом году был выпущен документ, по которому все коммерческие зарядные сети, работающие в Москве, если они хотят установить ЭЗС на «московской земле», в обязательном порядке должны сделать свои станции в дизайне и форм-факторе «Энергии Москвы», прописать активацию зарядной сессии, опять же, через приложение «Энергия Москвы».

Постойте. А где же конкуренция, где свобода предпринимательства, где в конце концов борьба с монополизмом?

Выход тут был только один – ставить коммерческие ЭЗС не на «московской земле», а на частных территориях, на которые не распространяется действие данного «приказа».

В любом случае, «лёд тронулся». Ну что будет дальше, посмотрим. Сейчас всё очень быстро и порой неожиданно меняется…

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наши каналы в Telegram и в MAX. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий

Прокрутить вверх