Наши постоянные читатели помнят материалы про развитие в Азии, Европе и в США свап-сервисов зарядно-обменных станций. Для тех, кто не знает что это такое, поясню. Сейчас в большинстве развитых и развивающихся стран активно растёт число обладателей и пользователей электросамокатов, и кикшеринговых сервисов. Это естественно в какой-то момент времени поставило вопрос о быстрой замене разряженных аккумуляторов электросамокатов, велосипедов и скутеров на заряженные. И по миру начали появляться эти сервисы.
Первопроходцем в этом направлении стала компания Gogoro, которая создала отличную экосистему, в которой каждый владелец их электрических скутеров может подъехать к любой зарядно-обменной свап-станции, и поменять свой разрядившийся аккумулятор на полностью заряженный. Причём станции зарядки работают от солнечной энергии.
Позже подобные сервисы появились в Европе и США. Кикшеринговая компания Jump создаёт по обе стороны Атлантического океана свою сеть зарядно-обменного сервиса. В Берлине и Мюнхене подобную услугу предлагает прокатная компания Tier. Поняв, куда дует ветер, Honda, Yamaha, KTM и Piaggio решили унифицировать свои аккумуляторные блоки, чтобы также иметь возможность подключиться к уже существующим свап-сервисам, ведь это в прямых интересах их покупателей.
И вот в России, в Москве, компания RAIDO, при содействии Дептранса Москвы, до конца лета запустит в работу сеть свап-вендинговых аппаратов, «продуктом» которых будут заряженные аккумуляторные блоки для электросамокатов. В тестовом режиме один подобный аппарат уже работает на ВДНХ, но будущая пилотная сеть, предположительно, покроет пару муниципальных районов на северо-западе Москвы.
Чтобы подробнее узнать о нашем зарядно-обменном сервисе, я поговорил с основателем компании RAIDO, Алексеем Костырей.
Станислав Макухин (С.М.) — Алексей, когда и почему вы решили запустить свой стартап? Какие примеры и опыт вы брали в основу проекта?
Алексей Костыря (А.К.) — В 2016, я основал RAIDO, мы с коллегами начали работу над электросамокатом со сменной батареей.
Тогда же, я стал сооснователем и техническим директором одной из первых в мире сетей проката самокатов, Самокат Шеринг. Опыт проката дал понимание того, что ключ к его прибыльности — в сокращении расходов на заряд самокатов. С 2018 я полностью переключился на RAIDO, так как стало ясно, что единственный разумный вариант зарядной инфраструктуры для мелкого электротранспорта — съемная батарея. Хороший пример похожей инфраструктуры строит компания Gogoro, о которой и вы писали. Сеть заряда-обмена батарей построена вокруг разработанного ими стандарта, который в настоящее время используется уже несколькими производителями, в частности Yamaha.
Мы делаем точно такую же сеть, но для электросамокатов и велосипедов. На базе собственного стандарта, бесплатного для использования любым производителем велосипедов и самокатов.
С.М. — Ваши свап-вендинговые аппараты сейчас приспособлены для аккумуляторных блоков самокатов кикшеринга, ими смогут пользоваться только пользователи прокатных электросамокатов или частные владельцы тоже смогут подключиться к вашему сервису?
А.К. — Станции для заряда батарей RAIDO смогут пользоваться все категории, сети шеринга, курьеры, использующие ЭТ, частные владельцы совместимых самокатов и велосипедов.
Но в пилоте, который мы запускаем сейчас, вендинговые аппараты будут заряжать сменные батареи тех самокатов, которые уже есть у сетей проката. Так что и круг пользователей этих станций будет ограничен сотрудниками этих операторов.
С.М. — Не думаете расширить в будущем доступ к сервису для владельцев электрических велосипедов и скутеров?
А.К. — Наша батарея может питать самокаты и велосипеды мощностью до 1 кВт. При необходимости, например для тяжёлого грузового электровела можно ставить 2 батареи. Скутеры — это другой размер, для них батарея требуется побольше.
С.М. — На какую ёмкость и форм-фактор рассчитана ячейка вашей свап-вендинговой станции? Сколько времени занимает полная зарядка одного аккумуляторного блока?
А.К. — Ттх батареи, 36В, 300 вт*ч. Размеры 300х70х80 мм. Время заряда — 1,5 часа от 0 до 100%. Станции модульные, 5-50 батарей.
С.М. — Сколько будет стоить для конкретного пользователя ваш сервис?
А.К. — Одна замена батареи будет стоить около 80 рублей. Это разово, без абонементов, месячной подписки или корпоративной скидки для бизнеса.
В перспективе меньше, когда масштаб вырастет.
С.М. — Ваш проект поддержан ДепТрансом Москвы, как я понимаю, в сотрудничестве с шеринговыми компаниями. Верно? На первых порах ваш проект будет развиваться именно в этом ключе. Планируете ли вы в будущем запустить свой независимый сервис, по примеру сервисов с пауэрбэнками?
А.К. — Да, пилот для шерингов вместе с Дептрансом. В будущем, запустим свой сервис, на базе нашей стандартной батареи.
P.S.
Вот так, потихоньку, но новые веяния и технологии входят и в нашу российскую жизнь. И это здорово, что есть люди, которые не боятся идти в новые направления, создавая новые сервисы и новые форматы малого и среднего бизнеса.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!