С китайской верфи в ближайшее время на морские просторы выйдет гигантский балкер (разновидность сухогруза) Sea Zhoushan дедвейтом (массы полезного груза) 325 000 тонн. Судно будет принадлежать компании Pan Ocean Ship Management, а зафрахтовано бразильской горнодобывающей компанией Vale. Особенностью этого корабля заключается в том, что на его борту установлено пять наклонных роторных паруса финской компании Norsepower.
В настоящее время Norsepower является мировым лидером в разработке и интеграции технологии роторного паруса (Rotor Sails) на кораблях различного назначения и водоизмещения. Rotor Sails это усовершенствованная технология ротора Флеттнера, впервые представленная в 20-х годах прошлого века.
Естественно, что пока Rotor Sails не могут заменить обычные двигатели, тем более на кораблях класса Sea Zhoushan. Но они позволят на 8% сделать энергетическую составляющую судна более энергоэффективной и экологичной, и, как следствие, сократить выбросы до 3,4 тысячи тонн эквивалента CO2 на судно в год.
С 2012 года Norsepower установила Rotor Sails на пяти судах — танкере Timberwolf (бывший Maersk Pelican), пароме Scandlines, Ro-Ro пароме Sea-Cargo, теплоходе Viking Grace, и на балкере Sea Zhoushan. На всех кораблях, на которых ранее были установлены роторные паруса, они подтвердили свою эффективность, при которой экономия топлива, а значит, и снижение выбросов было на уровне около 10%.
Туомас Риски, генеральный директор Norsepower, «Мы рады работать с Vale и поддерживать их в максимальном увеличении движущей силы ветра для сокращения выбросов углерода и других выбросов, а также для защиты устойчивости цепочки создания стоимости в более широком смысле. Пять наклонных роторных паруса позволят Vale гибко выполнять грузовые операции, а также экономить топливо и сокращать вредные выбросы. Установка наших роторных парусов на первый корабль VLOC демонстрирует, что наша технология адаптируется к различным рабочим профилям и типам судов. Поскольку операторы судов и фрахтователи стремятся к декарбонизации, ценность ветровой тяги как для модернизируемых, так и для новых судов неоспорима. Роторные паруса могут улучшить индекс энергоэффективности судна (EEDI) и обеспечить соответствие судов требованиям завтрашнего дня в отношении предстоящих норм IMO по парниковым газам, а также в случае неизбежного роста цен на топливо по мере выхода на рынок новых видов топлива».
Роторные паруса представляют собой цилиндрические винты диаметром четыре метра и высотой 24 метра. Они монтируется на специально платформе, которая может наклонять паруса, если в этом есть необходимость при проходе под мостами. Эффективность технологии лучше всего описывают результаты испытаний на SEA-CARGO, где два роторных паруса создали максимальную тягу, эквивалентную мощности гребного вала 7 МВт. При этом максимальная скорость корабля достигла 19,6 узла — 36,3 км/ч. Пиковая скорость была достигнута за счёт мощности роторного паруса — 7 МВт, и примерно 3 МВт от главного двигателя. Эти цифры наглядно показывают, что роторный парус генерирует больше мощности, чем установленный главный дизельный двигатель.
Это так же говорит о том, что в будущем, корабли могут избавиться от дизельных двигателей вовсе, а роторные паруса смогут давать больше энергии, а значит и скорости. Конечно, в морском деле важным моментом является запас надёжности. И в моменты штиля роторные паруса будут бесполезны. Полагают, что на этот случай в будущих океанских кораблях в составе двигательной установки будут находиться водородные или иные (метанольные) топливные элементы.
P.S.
Паруса вновь возвращаются в коммерческое кораблестроение. Ранее вы уже могли узнать о варианте применения турбо-паруса (парус-крыло) в проекте норвежско-шведской компании Wallenius Wilhelmsen Logistics. В «моду» вновь входят и классические паруса…
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!