Сейчас, после второго высотного полёта прототипа космического корабля Starship под номером SN9, закончившегося взрывом на точке приземления, многие задаются вопросом, а зачем вообще нужны эти “прыжки”, и в чём их смысл. Стратегическая цель и смысл понятны, и Илон Маск об этом говорил неоднократно. Задача состоит в том, чтобы сделать технически возможным колонизацию планет Солнечной системы, чтобы создать Космическую цивилизацию. Для этого и создаётся Starship. Но зачем на этом этапе высотные “прыжки” Starship? И почему во второй раз он заканчивается взрывом на самом финале? Попробую ответить на эти вопросы.
Строящиеся сейчас в Бока-Чика прототипы корабля Starship, и ракетоносителя Super Heavy, это именно прототипы, тестовые изделия, на которых отрабатываются все системы, связанные со взлётом и посадкой. Ранее были оттестированы топливные баки, которые должны выдерживать определённое давление, охлаждённых метана и кислорода. Этот этап практически пройден, хотя сейчас SpaceX проводит тесты новых баков, собранный из новых материалов, которые должны уменьшить вес этого элемента. Но в целом с баками для топлива вопрос практически решён.
Что касается автоматики, которая выводит корабль на точку приземления, и систем аэродинамического управления этим процессом, то тут тоже вопрос по большей степени решён, особенно учитывая богатейший опыт РН Falcon 9. Конечно, об экстраполяции решений Falcon 9 в систему Starship-Super Heavy не стоит. Но специалисты SpaceX уже порядком поднаторели, создавая и применяя эту технологию, так что если знаешь принцип и уже его применял, то освоить его на новой технике не представляет особо труда. Это подтверждается ещё и тем, что оба, разбившихся при посадке Starship SN8 и 9, после выполнения полётной части теста, и флип-манёвра, точно зашли на точку приземления. Они взорвались точно на посадочной площадке, при этом, не повредив стоящие рядом прототипы, и объекты.
И вот тут мы подходим к проблеме
А проблема эта ключевая, и имя ей Raptor. Вчера Starship SN9, идеально взлетев, с помощью трех двигателей Raptor, работающих на метане, достиг высоты 10 км. Далее, как и его предшественник, SN9 выполнил аэродинамический маневр с переворотом. Но на финальном этапе, когда должны были включиться 2 Раптора на приземление, один начал включаться слишком поздно. И, по сути, так и не включился.
Хотя, я бы сказал, что в целом в этот раз, флип-манёвр прошёл с запозданием. Он, по моему мнению, должен был произойти метров на 300 раньше. Конечно, история не знает сослагательных наклонений, но если бы манёвр начался чуть раньше, то и чуть запоздалое включение второго двигателя не имело бы фатальных для прототипа последствий. Значит, имеем некоторые проблемы со скоростью расчётов, и синхронной работой двигателей Raptor. А синхронность работы Рапторов здесь имеет ключевое значение.
Вспомните советскую программу Н1. Напомню, что первая ступень Н1 имела 30. Среди некоторых причин неудач Н1, как раз стали проблемы работы столь большой связки двигателей, и синхронизация их работы и управления. Я вижу, что основной задачей, которую сейчас стараются решить инженеры SpaceX, это именно надёжно самих двигателей Raptor, и абсолютная синхронность их работы. Ведь если сейчас на прототипах Starship стоит 3 Раптора, то на сверхтяже Super Heavy их будет около 2-х десятков (точной цифры пока нет).
Методом проб и ошибок инженеры SpaceX, несомненно, разберутся, и найдут идеальный баланс мощности, надёжности, и точности работы двигателей Raptor.
По завершении прямой трансляции полёта Starship SN9, главный инженер по интеграции SpaceX Джон Инспрукер сказал, «У нас снова был ещё один отличный полёт, и напоминание, это тестовый полет, мы уже второй раз запускаем Starship в этой конфигурации. У нас есть много хороших данных, и мы достигли основной цели – продемонстрировать контроль над кораблём и дозвуковой спуск. Нам просто нужно немного поработать над этой посадкой».
Сейчас на стартовой площадке ждёт своего часа Starship SN10. В это время в производственных ангарах собираются следующие прототипы Starship, и первые два прототипа Super Heavy, для которого уже строится отдельная стартовая площадка. Starship SN10 может быть готов к своему полёту до конца февраля.
SpaceX планирует начать эксплуатацию Starship к 2023 году
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!