Зелёная Точка Старта

ЗЕЛЁНАЯ ТОЧКА СТАРТА

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Уголь, Россия, электромобили, и не только

В комментариях и на каналах центрального телевидения часто говорят о том, что электромобили — это утопия, так как электроэнергию они будут получать от сжигания того же угля, что «копать и качать» мы будем ещё долго и т.п., а значит настало время поговорить об угле.

Возьмём пример Германии. Почему Германии? Германия до начала реализации энергоперехода занимала 1-ое место по добыче угля. Сегодня Германия занимает 1-ое место по продажам электромобилей в Европе.

Немного истории.

шахтёры Prosper-Haniel — тяжёлая и опасная работа завершена

Сначала немцы решили отказаться от добычи угля, и в декабре 2018 года в городе Ботропе закрылась последняя в стране угольная шахта Prosper-Haniel. На этом закончилась история добычи угля в Германии длиной в несколько сот лет. Весь уголь страна стала импортировать, и основным поставщиком стала Россия, а точнее Кемеровская область. Под это дело у нас появились мега проекты по строительству терминалов в Ленинградской области по перевалки угля и государственные программы по развитию отрасли предполагавшие рост добычи и сбыта.

шахта Prosper-Haniel

Что происходит с углем сейчас?

Затем немцы объявили, что откажутся от угля до 2038 года. Быстрое развитие возобновляемых источников электроэнергии привело к тому, что ископаемое топливо стало нерентабельным. Доля угля в 2019 г. в выработке электроэнергии снижалась и составляла 29 % из них; 20 % бурого угля — падение на 22%, каменного угля 9% — падение на 33%. При этом доля ВИЭ составила 46% — рост на 9% в 2020 г. Процесс замещения угольной генерации ускорился на столько, что угольная генерация упала ещё на 22%, а доля ВИЭ составила уже 51%.

Новый год, ещё не успев начаться, преподнёс новый «сюрприз». Германия закрывает 11 работающих на угле электростанций мощностью 4,8 ГВт, в их числе самая мощная работающая на ископаемом топливе электростанция Heyden мощностью 875 МВт.

Все вышеперечисленные станции не выдержали конкуренции и были «убиты» морскими ветропарками на севере страны.

Ангела Меркель осматривает морские ветрогенераторы

Как мы видим ни о какой сколько-нибудь значимой доли угля в выработки электроэнергии речи уже не идет, а ископаемый уголь станет историей к моментам насыщения рынка электромобилями.

На этом можно было завершить, но история имеет своё продолжение, которое затрагивает непосредственно нас. Германия сократила импорт российского угля за 2020 г. больше чем на 50%, а Европа основной рынок сбыта нашего угля.

А теперь посмотрим, как всё это отражается на угледобывающей отрасли. Кемеровская область в уходящем году заняла первое место по уровню дефицита бюджета 21% или 42 млрд. рублей. Угольщики только за девять месяцев потеряли 50 млрд. рублей или 55 % всех своих доходов. Но это не только проблема субъекта РФ, уголь является самым массовым грузом для РЖД, далее в цепочке морские терминалы.

У отрасли нет будущего. Европа, единственный рентабельный рынок для нас, прощается с углём. При этом надо отметить, что о предстоящих изменениях Германия нас предупреждала, и не раз. В ответ мы говорили, этого не произойдет никогда, куда вы денетесь, всё равно будете брать. Немцы, в отличии от нас, понимая, что эпоха угля уходит, смогли перестроить отрасль без социальных взрывов и забастовок шахтёров, создавая новые рабочие места, в том числе и в возобновляемой энергетике.

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
%d такие блоггеры, как: