Сегодняшний день ставит ребром вопросы, о которых ранее не очень-то и задумывались, особенно применительно к лёгкому транспорту. Это вопрос о тепловой видимости машины. И если для самолётов или танков тема противодействия ПЗРК и ПТРК более-менее решалась путём применения тепловых ловушек или систем активного и пассивного противодействия, то для среднего и лёгкого транспорта вопрос противодействия системам с тепловой ГСН остаётся открытым и сейчас.
Вооружения и системы поражения постоянно совершенствуются — есть системы с теленаведением, есть идущие на подсветку лазерным лучом, и конечно есть те, что идут на тепловое излучение. И наш необычный тест-драйв и исследование должно было показать, насколько различается тепловое излучение от транспорта с ДВС двигателем и с электрическим.
Посмотрим сам электромагнитный спектр, и его инфракрасную часть. Тут важно обратить внимание на следующие цифры — максимальное излучение человеческого тела находится в диапазоне от 90 до 115 мкм. При этом все известные на сегодня системы теплового наведения, как вы сами понимаете, идут на куда как более активные источники теплового излучения. И это не только раскалённые газы из сопла двигателя самолёта или выхлопной трубы танка, но также ещё они прочитывают, разогретую трением обшивку самолёта или нагревшиеся элементы кузова в районе двигателя.
И вот основной задачей исследования ЗТС было увидеть разницу теплового излучения от машины с ДВС двигателем и электрической машиной. К эксперименту мы подошли основательно. В качестве подопытных выступили внедорожные транспортные средства лёгкого и сверхлёгкого класса: бензиновый багги «Багги Лайт» от компании «Ф-МоторСпорт», электрический вездеход-амфибия «Зелёный Разведчик», и ультралёгкий квадроцикл «Dinamika D2» компании «Dinamika». Сканирование проводилось с помощью термографа IRTIS-2000 и тепловизионного прицела «Arkon Alfa HT50» компании ГК «ЦЭК».
Невидимая демаскировка
Алгоритм исследования предполагал то, что сначала мы выставим машины и проведём тепловую съёмку «на холодную». Потом даём 10-15 минут на разогрев моторов, погоняв по просёлочным дорогам и заросшему полю, после чего делаем замеры «на горячую».
Однако сохранить чистоту эксперимента у нас не очень получилось, потому как от места выгрузки машин до поля, на котором мы собрались, участникам всё же пришлось немного проехать, чуть разогрев свои моторы. Но в любом случае результаты оказались примечательные.
Надо отметить, что оборудование, которым мы фиксировали тепловое излучение изначально имело различное назначение и функционал. Термограф IRTIS-2000 фиксировал конкретную температуру всего, что было на его пути, а тепловизионный прицел «Arkon Alfa HT50» давал понятную пользователю картинку в различных палитрах.
«Багги Лайт» компании «Ф-МоторСпорт»
Все приехавшие на тест машины это были, по сути, внедорожники и вездеходы. То есть сомнений в их внедорожном качестве не было никаких. Но многие участники конечно захотели на себе оценить захватывающий опыт езды по бездорожью. И формат багги тут конечно вне конкуренции. «Багги Лайт» оснащён бензиновым мотором в 1.8литра, мощность 140л.с., а максимальная скорость машины 160 км/ч. То есть вы можете представить сколько мощности в столь небольшом объёме пространства.
И это много заметной мощности, причём в том спектре, который мы хотели бы скрыть.
Как вы видите, на кадре с термографа IRTIS-2000, жар мотора сияет как «белая звезда», в прямом смысле слова.
В прицеле «Arkon Alfa HT50» багги также светится как новогодняя ёлка. Порой, при наведении на багги, прицел переходил в состояние «сохранения» так как жар от двигателя был настолько мощным, что мог повредить матрицу с такого близкого расстояния.
Вопрос Павлу Сумцову: «Павел, ваша компания давно производит багги, и в своей сфере вы абсолютные профи. Но вот вопрос. Что дал вам, как компании-разработчику и производителю этот тест? Ведь сравнение ДВС машины и электрических, в том плане, в котором мы это делали, изначально предполагало определённый результат. Вы думаете каким-либо образом эти результаты применить к своей будущей работе? Может спроектировать гибридный багги? Ведь такая, гибридная машина, уже имела бы больший спектр применения.»
Павел Сумцов: «Да, мы, безусловно, ожидали подобных результатов и данные тесты их подтвердили. Показатели температуры и размер теплового поля от двигателя внутреннего сгорания значительно больше, чем у наших коллег по цеху, тем более в силу закона жанра он не закрыт никакими панелями. Но на наш взгляд, это пока не повод полностью оказываться от ДВС в пользу электричества. Хотя, надо сказать, что мы принимаем участие в проектах по созданию электрических багги, более того, наш проект занесён в книгу рекордов России за рекорд скорости электрического автовездехода. Тему электробагги, который может работать в условиях жёсткого бездорожья мы, конечно, изучаем, есть даже идея создания электробагги на водородном двигателе. Дело за малым — надо все это воплощать в жизнь».
Вездеход-амфибия «Зелёный разведчик»
Иван Красин привёз на тест свой электрический шестиколёсный вездеход-амфибию «Зелёный разведчик».
И хоть с машиной были некоторые проблемы, она всё равно смогла прокатиться и разогреться для тепловых тестов. Кстати, некоторые проблемы, о которых я сказал выше, стали, скорее всего, следствием нарушения в какой-то одной из цепей подачи питания, так что временами машина передвигалась, используя только одно колеса. И это было на самом деле хорошим показателем того, что схема при которой у каждого колеса свой собственный привод очень верен для вездехода. Даже оставшись с целым приводом только на одно колесо машина сможет выполнить свою функцию. А теперь к термограмме.
Термограмма на IRTIS-2000 хорошо показывает нагрев мотор-колёс. При этом видно хорошо работающий привод, и видно где есть проблемы. При этом даже максимальная температура оказалась всего на 5 градусов выше температуры окружающего воздуха.
А теперь посмотрим, что показывает тепловизионный прицел «Arkon Alfa HT50».
Тут мы хорошо видим температурную разницу между силуэтами людей и мотор-колёсами. Причём корпус самого вездехода сливается с окружающей средой, и части силуэта людей за ним не видно.
За разъяснением я обратился к специалисту. Вопрос Александру Кулагину, представителю ГК «ЦЭК» (бренды «Arkon» и «Fortuna») и интернет-магазина TUT.RU.
«Александр, скажите, как специалист в тепловизионном оборудовании. Вот на фото мы видим тепловые силуэты людей и чуть разогретые мотор-колёса вездехода. При этом мы практически не видим часть силуэта людей за корпусом вездехода. Вопрос. Получается, что, применив некоторые технологии и соответствующие материалы можно сделать в принципе невидимую машину для подобного оборудования? То есть экранировав все тепловыделяющие элементы в ночное время машина сольётся с окружающим пространством, особенно если она в лесу или в поле, где трава в рост человека?»
Александр Кулагин: «Сложный вопрос на самом деле, вот погода была для тепловизора плохая очень, капли воды поглощают ИК, а предметы имеют одинаковую температуру. В условиях без дождя всю подложку видно почти как днём. Но в целом если не будет излучения тепла, то видно не будет. На практике все металлические предметы видно отлично обычно. Тут ещё есть нюанс — в прицеле по температуре картинка всё время масштабируется относительно минимальной и максимальной температуры в кадре. Здесь на слайде люди самые горячие. А если людей убрать, то и сам вездеход гораздо ярче засветится»
То есть в принципе погодная составляющая (дождь, туман) может играть немаловажную роль?
Александр Кулагин: «Для тепловизора да, в дождь и туман плохо видно. А вот через дым от дымовой завесы, к примеру, видно как будто его и нет»
Ультралёгкий квадроцикл «Dinamika D2»
Андрей Кмузов, сооснователь и коммерческий директор компании «Dinamika» привёз на тест ультралёгкий квадроцикл «Dinamika D2». И он действительно внедорожный, хоть может кому-то и покажется «паркетником». То как на нём преодолевали буераки и заросли в поле, при этом практически бесшумно, это было впечатляюще.
Термограмма на IRTIS-2000 показала примерно такой же результат, что и было ранее с вездеходом. Силовые элементы квадроцикла, а именно мотор-колёса и аккумуляторная батарея имели тепловой фон на 2-3 градуса выше окружающего воздуха, и были сравнимы с основным тепловым фоном силуэтов людей.
И напомню, что во время съёмок шёл моросящий дождь и дул практически шквалистый ветер.
И в конце мы решили сделать сравнение. Поставили разогретый покатушками по полям квадроцикл «Dinamika D2» и «Багги Лайт», что называется, «спина к спине».
Результат на термограф впечатляет — практически сливающийся с окружающей средой по температуре «Dinamika D2 и рядом «белая звезда» «Багги Лайт»: 12,49°C против 176,81°C.
Вопрос Василию Решетину, специалисту по термографии и прибору «IRTIS-2000»:
«Василий, на фото выше мы видим, насколько сильная разница между машиной с ДВС мотором и стоящим рядом ультралёгким электрическим квадроциклом. И здесь температура электрической машины всего на 3 градуса выше температуры окружающего воздуха. Вопрос. Получается, что можно сделать некое техническое средство, которое в принципе может слиться по температурному показателю с окружающей средой, экранировав самые «горячие» части, что даже самый чувствительный прибор не увидит такую машину в инфракрасном спектре?»
Василий Решетин: «Тепловое излучение, это электромагнитная волна, испускаемая телом за счет её внутренней энергии. Экраном можно скрыть нагревающиеся элементы двигателя, но считаю, что экранирование — это не практичное мероприятие. Считаю, что если в электротранспорте возможно избежать нагрев моторов, то исключительно на моменте их проектирования»
Вывод
Цели теста были практически достигнуты. Мы на реально примере смогли показать, что электрические транспортные средства «тактического» класса, при необходимой доработке по материалам и экранированию, и особенно при их применении в определённых могут оказать хорошими помощниками, сохраняя тепловую и звуковую «маскировку». При этом, даже ДВС машина, но конечно в варианте гибрида, может быть полезна и применима. Тут надо будет только знать когда нужно перейти с ДВС мотора на электропривод.
P.S.
Данный тест был нашим первым в своём роде. И по составу участников, и по тому, что ставилось во главу теста. Как я и написал выше, внедорожные качества, участвовавших в тесте машин, не вызывали никаких сомнений. Мы все собрались, чтобы впервые увидеть то, что скрыто от невооружённого глаза. И у нас это получилось.
В следующий раз наш сбор будет более интересным, так как Иван Красин обещал поставить вездеход на все 6 колёс, и также к нам присоединиться гибридный квадроцикл…а может быть и ещё кто-то побольше.
Хочу отметить, и поблагодарить Павел Сумцов, заместитель генерального директора «Ф-МоторСпорт». Он и его команда, как уже не первый раз участвующие в подобных выездах, были более правильно готовы к той погоде, что стояла в тот день, и после увлекательных покатушек и тепловых тестов, они угостили всех участников горячим чаем и закусками.
Это наш первый опыт глубокого исследования и экспертизы. И мы планируем его расширить, и сделать более всесторонним, исследуя все стороны электротранспорта, с целью сдать его более совершенным, и что актуально сегодня — сделать его полезным и применим для обеспечения обороноспособности страны.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!